Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отличие гос.управления от др. видов гос.деятельности.




Соотношение АПр с др. отраслями права.

АПр охватывает регулирующим воздействием шир. круг обществен. отношений управленч. типа, не имеет строгих границ, затрагивает интересы и др. отраслей права.

Наиболее тесно связано с конституц. правом: оба регулируют отношения, связан. с деятельностью гос. органов.

У административного и граждан­скогоправа - тесная связь: нередко у них общий предмет регу­лирования, например отношения имущественного харак­тера, возникающие в хозяйственной сфере.

АПр и трудовоеправо. Труд. право регулирует те обществ. отношения, которые непосредственно свя­заны с характеристикой правов. положения сторон в труд. процессе; АПр - отношения, связанные с установлением в государствен­но-властном порядке полномочий по организации труд. процесса, а также государственно-служебные отно­шения.

Финансовоеправо отделилось от АПр, т.к. объект прав.регулирования имеет здесь свою специфику и большое обществен. зна­чение.

 


 


Система АПр и его принципы.

Система АПр – объедин. единой целью отрасль права, науку и учебную дисциплину, которые могут выступать в роли самост. системообразующих явлений.

Система отрасли АПр – совокупность административно-правовых норм, институтов и административно-правовых отношений, объединен. предметом и методом регулирования.

2 точки зрения на содержание учебной дисциплины: деление на 2 и на 3 части.

1 т. зрения: включает 3 части:

- общетеоретические вопросы АПр

- гос. управление (общетеорет. вопросы и вопросы, рассматрив. механизм управления в конкретных отраслях и сферах)

- администрат. принуждение

Внимание к проблеме включения в общий курс материала по администрат. процессу.

2 т.зрения: деление АПр на 2 части:

- общая (содержит нормы, действующие в масштабе всей системы гос. управления, сходные для всех его областей.

- особенная (нормы, действующие в масштабе отд. области, отрасли, сферы гос. управления и отражающие их специфику): нормы, регулирующие управление в хоз. области; в административно-политич.; в социально-культурной области; регулирующие межотраслевое гос. управление.


 

5. Источники АПр

Источники АПр – это внешние формы выражения административно-правовых норм. К числу источников АПР относятся: Конституция РБ; законы; декреты и указы Президента; кодексы; постановления палат Парламента, решения местных представительных органов; акты управления (правительства, министерств, госкомитетов и тд.); положения; уставы; инструкции; правила; международные акты.

Относят также регламенты, принимаемые Президентом, органами законод., исполн., местной власти, содержащие совокупность правил, определяющих процедуру деятел-сти соответств. органов; акты международн. права.

 


 

6. Функции АПр

Функция права – его целевые установки и назначение. Правоисполнительная ф. – предопределена тем, что АПр – это юрид.форма реализации исполн.власти, наделения ее субъектов полномочиями по администр. нормотворчеству.

Организационная ф. – исходит из организац. хар-ра государственно-управленч. деятельности, который «поддерж-ся» нормами АПр.

Координационная ф. – обеспечение разумного и эффект. взаимодействия всех элементов регулир. АПр сферы гос.управления.

Правоохранительная ф. – соблюдение установл. в сфере гос.управления правового режима, защита прав и интересов участников регулируемых управл. отношений.

Регулятивно-статистическая ф. – закрепление в администр.-правовом законодательстве реально существующих в эконом., полит., социал.-культ. жизни положений.

Регулятивно-динамическая ф. – обеспечение процесса достижения намеченных задач.

Регулятивно-охранительная ф. – защитно-обеспечительный х-р.

Воспитательная ф. – общесоциальная часть воздействия права на поведение людей.

 


 




Объект АПр

Объект АПр – гос. управление (один из видов социальн.управления, с функциями которого связано существоаание АПр).

Этот вид управления обладает рядом особенностей:

1) в процессе его осуществления реализуются задачи, функции и интересы государства;

2) функции управления осуществляются специальными субъектами, формируемыми гос-ом, вертикальность их соотношений;

3) эти субъекты действуют по поручению гос-ва;

4) для осуществления своих функций они наделены необход.полномочиями государственно-властного характера, имеют возможность принуждения;

5) они действуют в рамках, устанавливаемых для них гос-ом в соответствующих нормах права.

 

 


 


Администр. правоотношения

Это разновидность правовых отношений. Администр.-правовые отношения – это урегулированное администра.-правовой нормой управленческое обществен. отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных администр.-правовой нормой.

Признаки администр.-правовых отношений:

1. возникают на основе норм АПр в сфере деятел-сти исполнит. власти, при осуществлении серии поставленных перед нею задач.

2. характерно наличие обязател. субъекта, наделенного гос.-властными полномочиями.

3. участники наделены субъективн. правами и юридич. обязанностями.

4. администр.-правовые отношения многообразны, много разновидностей их.

5. реализация субъект. прав и юрид. обязанностей обеспечивается возможностью гос. принуждения.

6. споры, возникающие между сторонами, разрешаются, как правило, во внесудебном (администр.) порядке.

7. возникают по инициативе любой стороны, но согласие 2-й стороны не всегда нужно.


 


Отличие гос.управления от др. видов гос.деятельности.

Все гос.органы осуществляют единую гос.власть, но есть разделение труда, в основе которого различие в формах и методах реализации функций гос-ва. Для каждого самост. вида гос.деятел-сти характерно специфич.назначение, особый субъект – гос.орган, особые методы деят-сти.

Общее для органов гос.управления – осн.назначение осуществляемой ими деятел-сти, имеющей исполнит. и распорядит хар-р. Суть ее в исполнении законов и др. правовых актов гос.власти.

Исполнение – осн.признак гос.управления как самост. деятел-сти, органы действуют на основе и во исполнение законов, а местные органы – еще на основании решений местных Советов.

От суд.деятел-сти отличается тем, -что суды ведут сравнительно узкую деятельность правоохранительного хар-ра, протекающую в строгих процессуал. рамках

 


 

10. Понятие и виды администр.-правовых норм

Администр.-правовые нормы – это правила поведения, регулирующие управленч. отношения, установленные компетентными гос.органами и обеспечиваемые гос.принуждением.

Администр-правовые нормы бывают материальные (закрепляют комплекс прав и обязанностей, меру ответственности участников управленч.отношений) и процессуальные (определяют порядок реализации этих прав и обязанностей).

По функциям: регулятивные и охранительные.

По содержанию предписания: обязывающие, управомочивающие, запрещающие, стимулирующие, рекомендательные.

По юрид.силе: нормы законов, нормы подзаконных актов.

По действию во времени: срочные и бессрочные.

По масштабу действия: общереспубликанские и местные.

По адресату: нормы, регламентирующие правов.положение: граждан; органов исполн. власти; гос.служащих; предприятий, организаций, общ.объединений в сфере гос.управления.

По объему регулирования: общие, межотраслевые, отраслевые.


 

11. Структура административно-правовых норм

Гипотеза – часть, содержащая указания на факт.условия, при наличии которых надо руководств-ся дан. нормой. Обстоятельства, предусмотренные в гипотезе – это юридические факты, порождающие администр.правоотношения.

 Диспозиция – гл.часть, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой.

Санкция – указание на меры гос.воздействия, применяемые к лицам, нарушивш. установл. нормы.

Администр.-прав. норма не тождественна содержанию статьи или параграфа акта управления. Структурн. элементы ее могут быть в различных статьях, частях акта управления или даже в различных актах.

 

 


12. Субъект права и субъект правоотношения

Субъекты АПр – это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на них АПр.

Субъект правонарушения (проступка, преступления) - лицо (физ. или юрид.), совершившее право­нарушение и обладающее при этом указан. в законе признаками (свойствами).

Индивидуальные субъекты: общие и специальные. Общие - это лица, достигшие к моменту соверше­ния правонарушения 16 лет и вменяемые. Спец. субъекты адм. ответ­ств-сти:

1) имеющие признаки, характер-щие их слу­ж., труд.обязанности:

- должн. лицо;

- лицо, ответств. за соблюдение специал. правил (работники предприятия тор­говли или общественного питания);

- механизатор;

- служитель культа;

2) обладающие признаками, характер-щими спец. обязанности:

- водитель автомашины;

- судоводитель маломерного судна;

- призывник, военнообязанный;

- иностранец и лицо без гражданства

 


 





Виды субъектов АПр

Субъекты АПр – это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на них АПр.

Индивидуальные субъекты: граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Коллективные субъекты: гос.организации, органы исполн.власти, гос.предприятия, учреждения, организации и их объединения, структурн.подразделения органов исполн.власти, наделенные собствен.компетенцией; негос.организации; обществен.объединения; труд.коллективы; коммерч.структуры; органы местного самоуправления.

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...