Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Простое осложненное предложение. Однородные члены.




Однородные члены – это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ — простое предложение, в котором присутствуют "осложняющие элементы", выражающие добавочное сообщение. Осложняющие элементы подразделяются на два подтипа. Во-первых, к ним относятся однородные чл. предложения и обособленные чл. предложения; ср.: Я купил хлеб и молоко; Геолог, он объездил всю страну, а, во-вторых, слова и словосоч., не являющиеся чл. предложения и не входящие в его структуру: вводные и вставные конструкции, обращения и междометия; ср.: Может быть, он дома; Летите, голуби, летите; Увы, все пропало!

Простое осложненное предложение. Обращение. Вводные и вставные конструкции.

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо или группу лиц, к которым адресована речь. Обращение не является членом предложения. Пример: Уважаемая Анна Сергеевна, здравствуйте! (уважаемая Анна Сергеевна – обращение).

Вводные слова и предложения, и тем более вставные конструкции, – это осложняющие компоненты, грамматически не связанные с членами предложения и членами предложения не являющиеся. Они необходимы, потому что с их помощью говорящий может выразить широкий спектр значений: уверенность-неуверенность, различные чувства, эмоции, оценки, степень достоверности, возможности, уверенности, указать на источник информации, выстроить речь последовательно, активизировать внимание собеседника и т.д. Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции разнообразны. Важно узнавать их и не путать с омонимичными им членами предложения. Пример:К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было. (к счастью – вводное слово, выделяется запятой).

Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения.

Обособление – способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание. Обособления различны. Различаются:1)обособленные определения,2)обособленные обстоятельства,3)обособленные дополнения. Обособленные определения делятся на: -согласованные, -несогласованные.

Примеры: Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся. (согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом); Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.(обособленное дополнение)

Общее понятие о сложносочиненном предложении.

Сложносочиненное предложение- это сложное предложение, части которого однотипны, синтаксически равноправны и соединены сочинительной связью с исполнением сочинительных союзов. Сочинительные союзы не входят ни в одну из частей сложного предложения. Части сложносочиненного предложения связываются при помощи различных сочинительных союзов: 1)соединительные союзы: и, да, ни, тоже, также, да и, и оттого, и потому, и поэтому, и из-за, и все же, и тем не менее, и все-таки..2)разделительные союзы: или, либо, то..то, не то…не то, то ли…то ли, ли…ли. 3)противительные союзы: а, то, да, однако, зато, же 4)присоединительные предложения 5)сложно пояснительные предложения

Общее понятие о бессоюзном сложном предложении.

Сложное бессоюзное предложение представляет собой такое предложение, части которого связаны по смыслу, интонационного или союзных слов. В составе целого сложного бессоюзного предложения его части объединяются друг с другом различными смысловыми отношениями, что отражается на особенностях интонации таких предложений. С учетом интонационных различий выделяются следующие типы бессоюзных предложений: 1)с перечислительной интонацией, 2)с интонацией сопоставления, 3)с интонацией обусловленности, 4)пояснительной 5)присоединительной интонацией.

Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.

Сложноподчинённое предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая – придаточной. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.

В русском языке представлены следующие группы подчинительных союзов:

1) временные: когда, пока, лишь, только;2) причинные: так как, потому что, ибо;3) условные: если, коли;4) целевые: чтобы;5) уступительные: хотя;6) следствия: так что;7) сравнительные: как, словно, будто, чем;8) изъяснительные: что, как, ли, чтобы.

В русском языке есть большое количество производных союзов, составленных из

– простых союзов и указательных слов: после того как, несмотря на то что, для того чтобы, благодаря тому что;

– двух простых союзов: как будто, как только;

– простых союзов в сочетании со словами время, причина, цель, условие и др.: в то время как, с той целью чтобы, в силу того что, с тех пор как, в результате чего и др.

Знаки препинания в сложном предложении.

В сложных предложениях с разными видами связи знаки препинания ставятся по тем же правилам, что и в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных сложных предложениях. В предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы (или сочинительный союз и союзное слово). Между ними ставится запятая в том случае, если нет второй части подчинительного союза и придаточное можно изъять без нарушения структуры главного. Например: 1) [Часа в четыре погода начала портиться], [с востока стал надвигаться туман], и, (хотя ветра ещё не было), [море сильно волновалось].

Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Прямая речь — чьё-либо высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире. К прямой речи в качестве её разновидности относятся цитаты. Прямая речь не является членом предложения. Схемы: Прямая речь после слов автора А: «П!»

                                                                                                     А: «П?»

                                                                                                     А: «П…»

                                                                                                     А: «П».

Прямая речь перед словами автора: «П!» — а.

                                                                 «П?» — а.

                                                                 «П», — а.

Прямая речь внутри слов автора: А: «П!» — а.

                                                            А: «П?» — а.

                                                           А: «П…» — а.

                                                           А: «П», — а.

Общее понятие о тексте.

Урок развития речи 1 класс. Тема. Общее понятие о тексте. Цель: а) сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков (смысловое единство, определенность границ предложений и их места в тексте); б) познакомить с темой текста: учить определять тему, конструировать текст; в) обучить коллективным формам работы; г) развивать речь учащихся путём использования элементов “критического мышления”, развивать умение преобразовывать деформированный текст. д) стремиться к воспитанию чувства коллективизма, уважения, взаимопомощи, чувства такта. Ход урока. I.Самоопределение к деятельности. Я сегодня быстро встал, В школу рано прибежал. Очень я хочу учиться, Не лениться, а трудиться. (слайд 2) -Можно ли сказать, что это стихотворение о вас? Кто из вас не хочет лениться, а хочет учиться и трудиться и узнать что-то новое? II.Речевая разминка: Наш Полкан попал в капкан. Нужно помочь Полкану Освободить лапу из капкана. (Слайд 3) - Прочитай скороговорку медленно. - Подумай, о чём говорится в скороговорке. - Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию, какой согласный звук или сочетание звуков повторяется много раз. - Повтори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её. - Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. - Произноси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе. – Прочитаем так, чтобы все поняли, что вы жалеете Полкана. III.Постановка учебной задачи. Введение понятия «текст» на основе сопоставления текста и набора предложений. - Приходилось ли вам слышать слово «текст» - Что оно означает? - Сегодня на уроке мы с вами уточним, что такое текст, узнаем, какими признаками он обладает и как отличить текст от набора предложений. IV.Решение учебной задачи. - Прочитайте обе записи на доске.(слайд 4) а) На прогулке пудель так и искрится от радости. Кошки любят сметану и колбасу. Ребята решили построить скворечник. б) Пудель – красивый жизнерадостный пес. У него волнистая шерсть. Он очень понятлив и послушен. Пудель ласков и очень предан хозяину. - Попробуйте определить, где записан текст? Почему вы так решили? - О ком говорят предложения в первой записи? А во второй? - Попробуйте озаглавить первую запись и вторую запись. Вывод. Во второй записи дан текст, так как все предложения в нем связаны по смыслу, рассказывают об одном и том же. К тексту можно придумать заглавие. (слайд 5 -а,б) V.Введение понятия о том, что каждое предложение в тексте имеет свои границы, путем работы с деформированным текстом. 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...