Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос № 11: «Формула прогресса» Н. К. Михайловского и П. Л. Лаврова




Проблема общественного прогресса являлась одной из основных для социально-философской мысли второй половины XIX века в России.

Такое положение вещей не могло оставить равнодушными тех, кто полагал, что целью

общественного прогресса является счастье и разностороннее развитие личности. По представлениям русских мыслителей П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, главной задачей представителей власти является забота о каждом гражданине, о каждой личности и установление таких форм общественного устройства, которые способствуют разностороннему развитию каждой личности.

П.Л. Лавров

П.Л. Лавров раскрывает суть общественного прогресса в работе "Исторические письма" (1868-1869). Его формула прогресса выглядит следующим образом: развитие физической, умственной и нравственной сторон личности; воплощение в обществе истины и справедливости. Физическое, умственное и нравственное развитие личности и есть становление "критически мыслящей личности". По мнению Лаврова, общество истины и справедливости –  это то общество, в котором личность свободна, в котором соблюдаются права личности на свободу слова, на собственные убеждения, в котором

существует уважение к себе как к личности и уважение к другой личности, уважение ее мнения. При этом вне критики нет справедливости, а вне справедливости нет критики. "Общество доставляет человеку удовольствие, а себе пользу, ставя своего члена в такое положение, где бы он мог вполне развить свои специальные способности, наилучше приложить их, но это нисколько не должно выдвигать вообще человека из рядов его братьев, потому что во всех существенных элементах своей личности он не может превзойти их" (Лавров, 1906).

Это также такое общество, в котором личность обладает не только правами, но имеет и обязанности, например, право и обязанность самосовершенствоваться. Для П.Л. Лаврова прогрессивным обществом является такое общество, в котором объединены личные и общественные интересы: "Истинная общественная теория требует не подчинения общественного элемента личному и не поглощения личности обществом, а слития общественных и частных интересов". Такой общественный строй является для Лаврова целью. К такому строю должно стремиться все человечество.

Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально появляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности.

Лавров указывает закон ритмического развития исторического процесса, который заключается в чередовании периодов:

  1. установления и укрепления определенных форм культуры;
  2. периода разрушения и изменения этих форм.

В первый период доминирующей чертой является консерватизм, стремящийся глубже, прочнее закрепить существующие формы общежития; во второй период такой доминирующей чертой служит стремление разрушить, резко изменить эти формы и заменить из новыми, более лучшими. Во имя последних, существующее резко критикуется, обесценивается, и делаются резкие попытки поставления на его место новых форм солидарности и культуры.

Из потребности солидарности вытекает постоянное стремление к господству неизменного обычая, и вообще к подчинению индивидуальной мысли и деятельности устанавливающимся формам общежития, иначе говоря – к формам культуры, в которых господствует склонность к застою. Этот период, благодаря работе критической мысли, сменяется другим, противоположным – протестом против существующего обычая, стремлением переделать культуру сообразно более-менее ясно осознанным требованиям работы мысли.

Лавров также подчеркивает, что с поступательным ходом истории контраст этих фазисов все более и более смягчается , все более и более они стремятся органически слиться. В начале истории солидарность и развитие, установившийся обычай и критическая мысль, порядок и прогресс, общественность и индивидуализм – являются непримиримыми антагонистами. Их гармоничное сосуществование здесь не дано и невозможно. Либо царствует один обычай “культура” , установившийся порядок, не допускающий никакой личной инициативы; либо этот период под влиянием “крота истории” – работы мысли, потребности развития – сменяется периодом критики, протеста и борьбы, низвергающим порядок и заменяющим его новыми формами культуры и быта. Эти последние со временем тоже стремятся застыть и т.д. Но чем дальше, тем амплитуда колебания таких ритмов становится меньше и меньше, их непримиримость мягче и мягче, их столкновения менее и менее резкими. Пределом такой тенденции является общественное состояние, где солидарность гармонически сочетается с развитием, порядок с прогрессом, общественность с индивидуальностью, “сущее” с “должным” критически установленного идеала . История перестанет быть похожей на пьяного, шатающегося от крайности солидарности в крайность новаторства, а станет подвижным равновесием , где не прерывное движение вперед (развитие) будет совершаться без нарушения солидарности, и солидарность будет существовать без задержки и подавления развития. Индивидуализм на этой ступени становится осуществлением общего блага с помощью личных стремлений, общественность становится реализированием личных целей в общественной жизни.

Констатирование этой исторической тенденции приводит Лаврова к его формуле прогресса: “то общество прогрессирует, в котором формы, обусловливающие солидарность, позволяют расти и развиваться общественному сознанию, а сознание, развиваясь, усиливает солидарность общества. Как только эти два элемента находятся в противоречии, или один из них ослабляется, общество находится в ненормальном состоянии”.

Н.К. Михайловский

Николай Константинович Михайловский был одним из основателей социологии в России, а именно одним из творцов субъективной школы. М.М.Ковалевский подчеркивал, что ему принадлежит, несомненно, выдающаяся роль «…в подготовлении русского общества к восприятию, критике и самостоятельному построению социологии».

Он начал свою литературную деятельность, в том числе в области социальной науки, в конце 60-х годов, почти одновременно с Лавровым П.Л. Известность ему принесла статья «Что такое прогресс?» (1896), в которой он называет себя сторонником субъективного метода». В этой первой крупной работе он обосновал этическое представление о социологии как теории справедливого общества, близкое пониманию социологии Лавровым.

В разное время он предложил несколько формулировок прогресса. Первая составила его знаменитую "формулу прогресса", с предъявлением которой Михайловский и вошел в историю отечественной социологии (1869-1870 гг.): "Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно все, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно все, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отдельных членов". Еще одна формулировка: прогресс это "борьба за индивидуальность" (Он выступает против точки зрения на совершенствование общества как приспособление каждого его члена к окружающей его среде. Такое положение вещей привело к тому, что наиболее приспособленных считают наиболее совершенными, менее приспособленных – самыми слабыми. В таком обществе нет места разносторонне развитой личности, нет места нравственным ценностям. Михайловский назвал свою теорию "теорией борьбы за

индивидуальность", подразумевая под ней борьбу за каждую отдельно взятую личность, за ее право на самоопределение и развитие), но в чем тогда специфика общественного прогресса, если "борьба за индивидуальность", по Михайловскому, имеет место и в растительно-животном мире? В ответ - новая формула: прогресс - это "последовательная смена форм кооперации" или смена трех этапов "борьбы за индивидуальность" в человеческой истории - объективно-антропоцентрического (исходная "простая кооперация"); эксцентрического ("сложная кооперация") и субъективно-антропоцентрического (вторая разновидность "простой кооперации") и даже еще более узкие малоизвестные трактовки - прогресс это смена трех исторических напластований в ходе функционирования, развития и смены "сложной кооперации".

Органический прогресс не исчезает, но он приобретает подчиненное положение по отношению к развитию нового фактора – совершенствования и вырождения индивидуальности. Борьба за сохранение индивидуальности, которую ведут индивиды, ограничивает процессы упрощения и деградации. Подмеченная Михайловским тенденция борьбы за индивидуальность и против подавления индивидуальности, являющегося следствием дифференциации в современных ему обществах, находит многочисленные эмпирические подтверждения. Дифференцирования являет одностороннее развитие какой-либо одной функции личности. И, следовательно, личность находится под угрозой превращения в "винтик", в убогую, недалекую, необразованную. Такие личности образуют общественное объединение, разнородное по своему характеру. Таким образом, Н.К. Михайловский видит, что, когда общество находится в прогрессе, личность – в регрессе. Следовательно, общество – первый враг личности, которое "самим процессом своего развития стремится подчинить и раздробить личность… превратить ее из индивида в орган".

Развитие личности и прогресс общества исключают друг друга. В свою очередь,

личность должна бороться за свою самостоятельность и разносторонность.

Н.К. Михайловский выступает против крайней специализации, считая, что она

способствует оскудению человеческой личности. Личность превращается в узкого специалиста, который теряет представление о жизни во всей ее широте и сосредотачивается только на очень небольшой ее области, включающей частную жизнь личности и ее работу. Михайловский предложил оригинальное понимание формулы прогрессы общества и личности. Если для для развития индивида верна формула: от однородного к разнородному, тот для общества эта форма должна быть обратной: от разнородного к однородному. Последнее означает единство свободы, равенства и солидарности для всех обществ.

 Социологическая система Михайловского гармонически сочетает в себе элементы индивидуализма и социализма: принципы верховной ценности личности и принципа организованной общественной солидарности.

Его теория не обладает достоинствами систематического курса социологии. В ней нет детального разработанного раздела так называемой социальной статики. Его теория, по убеждению С.Южакова, целиком посвящена социальной динамике, т.е. это теория исторического прогресса. Михайловский объявил индивидуальность и ее развитие выражением высшей ступенью органического прогресса.

Лавров и Михайловский:

Прогресс Н.К. Михайловского является индивидуальной борьбой за существование ("Борьба за индивидуальность»), в то время как Лавров видел сущность

прогресса в коллективной борьбе "критически мыслящих личностей".

Н.К. Михайловский выделял два пути общественного развития:

органический, то есть эволюция, и надорганический, то есть прогресс.

Если П.Л. Лавров говорит о революционной борьбе, то Михайловский придерживался позиции эволюционного, постепенного развития, требующего определенного времени.

Целью прогресса как для П.Л. Лаврова, так и для Н.К. Михайловского выступает счастье

личности, ее гармоничное развитие. А критерием общественного прогресса является соответствие достижения современного состояния общества такой цели.

Лавров отмечает, что общество по "формуле прогресса" Михайловского – это не прогрессивное общество, в нем одно поколение похоже на другое, и в нем нет места критической мысли. Он также отмечает развитие свободной критики, прежде всего в сфере специальностей. Именно критическая мысль способствует борьбе против общественного зла.

Михайловский предлагает следующий принцип: "возможно полное и многостороннее

разделение труда между органами человека и возможно меньшее разделение труда между людьми" (Михайловский, 1998). П.Л. Лавров рассматривает первую часть этого принципа о полном и многостороннем разделении труда между органами как разностороннее развитие личности. Некоторые ученые предлагают рассматривать проблему общественного прогресса в наследии Лаврова и Михайловского как вопрос о соотношении прогресса общества и прогресса личности. В этом есть некоторое рациональное зерно, так как мыслители, говоря о современном им общественном строе, отмечали определенный антагонизм между развитием общества и

развитием личности. В их бытность общество развивалось в некоторой степени за счет многостороннего развития личностей, его составлявших.

"Теория прогресса" П.Л. Лаврова и "формула прогресса" Н.К. Михайловского

помогают поставить вопрос общественного идеала, который является венцом размышлений русских мыслителей по проблеме личности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 757.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...