Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лилиенфельд-Тоаль Павел Фёдорович.




Биография. Лилиенфельд-Тоаль, Павел Федорович (1829 - 1903)- социолог. В 1860 г. издал, под псевдонимом Лилиева, "Основные начала политической экономии", а в 1872 г. - "Мысли о социальной науке будущего", под инициалами П. Л. (появилось также и на немецком языке, в значительно дополненном виде). Признание человеческого общества за организм не в переносном смысле, а в значении естественно- реального явления - основная мысль этого труда. Пользуясь сравнительно- биологическим методом, Лилиенфельд-Тоаль старается установить социально- эмбриологический закон, по которому при развитии отдельного человека замечаются те же периоды, как и при развитии всего человечества.

Что такое общество как его изучать? Исходной точкой развития своих взглядов Лилиенфельд видит разграничение источников знания, из которых человек черпает его на протяжении всей своей жизни. «Для духа человеческого существуют только 2 источника познания. Он может вникать в самого себя, делая собственное «я» предметом своих наблюдений и исследований… или же дух человеческий обращает исследования свои на окружающую природу». Тем самым он подразделяет и науки на два типа: «умозрительные» - математика, метафизика, психология и естественные – естественная история, химия, физика, медицина, геология. С другой стороны, Л. говорит о том, что никакое исследование окружающей, естественной среды не возможно без «умозрения», а каждое умозрение обязательно основывается на чём-то реальном. Здесь, начиная говорить уже о человеческом обществе и социологии, Л. Предлагает «решить вопрос: к какой области человеческого знания принадлежит социология; наука ли она умозрительная или реальная?» Дилемма по его мнению состоит в подходе: считать ли общество, основанным на нравственно-духовных нормах и тогда причислять социологию к наукам умозрительным, или считать общество частью единого природного организма, исследуя его с естественнонаучных позиций. Л. предлагает для разрешения этой дилеммы предположить, что общество это часть природы, неразрывно с ней с ним связанная, подчиняющаяся единым с ней законам.

«Для этого необходимо, чтобы в основании явлений природы и общественной деятельности лежали одни и те же общие законы, чтобы между причиной и следствием в проявлениях вещества и человеческого общества существовала постоянная связь, доступная человеческому наблюдению и пониманию». Итак, лежат ли общие естественные законы в основании общественного развития и жизни? Чтобы ответить на этот вопрос Л. предлагает перенестись в далёкое прошлое, когда не было понятие «наука», а были первые представления об окружающем мире. История показывает, что изначально мерой всех вещей для человека было Божество. Все явления природы человек объяснял проявлением одной общей силы – божества. Так появлялись языческие боги, представлявшие различные стихии и явления. Бог воды, огня, грозы, весны, плодородия, домашнего очага. Постепенно к человеку приходило понимание того, что всё в этом мире управляется естественными законами, зная которые можно предвидеть некоторые явления. Человек понял, что, если луна становится полной – скоро прилив, если дует северный ветер – будет холодно и т.д. Потом человек догадался о причинах, по которым происходят те или иные явления. Он понял, что прилив при активной луне происходит из-за гравитационного воздействия луны на Землю, когда она наиболее близка к Земле; он понял, что северный ветер приносит холод, потому что солнечное тепло меньше прогревает воздух на севере из-за того, что солнечные лучи падают не прямо и т.д. Появлялись естественные науки объясняющие поведение животных, стихий, существования и взаимодействия физических тел. С точки зрения Л. общество «стало предметом науки позже, чем природа, и причина этого заключается в том, что общественные явления, будучи разнообразнее, следуя друг за другом неправильнее явлений природы, тем самым представляют более трудностей к отысканию между ними постоянной связи, к подведению их под общие знаменатели, постоянных непреложных законов». Л. хочет сказать, что представления об обществе как о чём-то непознаваемом просто характеризуют тот этап развития человека, когда он ещё не дошёл до открытия тех естественных законов, по которым развивается общество и считает, что общество управляется высшей силой. То есть мы просто не доросли до того момента, когда осознание общественных процессов будет для нас таким же очевидным как, например, осознание того, что Земля вертится вокруг солнца и она круглая.

Лилиенфельд указывает на то, что, как и в природе, в человеческом обществе нет безусловной случайности в обширном и тоном смысле этого слова. «Как в вещественном мире, так и по отношению к человеческому обществу мы называем случайным только те явления, которые хотя и находятся в неразрывной связи с предыдущими, но в том или другом случае не могут быть нами определены или предвидены».

«И так мы проводим аналогию между человеческим обществом и природой, но если бы эту аналогию мы понимали лишь в виде аллегорической параллели, то мы бы пошли по следам всех экономических и политических доктринёров, всех социальных метафизиков. Но, спрашивается, каким образом из туманной области аллегорий, общих понятий выйти на твёрдую почву реализма?». Это следующий этап развития органистической модели Лилиенфельда. Он подразделяет понятия на два типа: «общие понятия, обозначающие различные проявления общественной жизни, если эти понятия будут результатом соединения в одно целое существующих общественных явлений» и другой тип – «общие понятия, касающиеся общественных явлений, если они будут выражать лишь обобщение риторических или аллегорических фигур и параллелей, нигде в действительности не существующих». Но тут Л. сталкивается со следующим понятием – духовное начало, разумно-свободная воля человека. Ни то ни другое не подвластно разуму человека и является частью деятельности высшей силы. В этом случае Л. замечает, что социология не занимается изучением внутренней сущности человека и не пытается познать тайну души человека, «социология изучает лишь внешнюю деятельность человека т.е. проявление наружу его духовных и физических сил в общественной среде.»

«Теперь спрашивается: в каком виде, в какой положительной форме проявляются физические и духовные силы человека?… Если они проявляются также как и везде в природе, то во внешнем своём проявлении они подчиняются тем же законам, что и все прочие силы природы… тогда общество составляет лишь часть природы… Если, напротив, духовные силы человека проявляются в обществе иначе, то тогда социальная наука должна составить особую область знания на стыке между гуманитарным и естественнонаучным знаниями». Продолжая эту мысль Л. вводит понятие вещества: «Никто, конечно, не будет оспаривать того, что человек, окружённый веществом… может в свою очередь проявлять наружу как духовные так и физические силы только посредством вещества. Всякое проявление человеческой деятельности, как физической так и духовной, составляет труд; в свою очередь труд не может иметь другого результата как воплощение духовных и физических сил только через вещество…Труд не воплотившийся в вещество, не пришедший в связь с какой-либо силой природы не есть труд т.к. он ничем не проявил себя наружу, поэтому не может в чём бы то ни было воздействовать ни обратно на человека ни на других членов общества».

Итак, подведём итоги. «Социальная наука поставлена по отношению к разумно-свободной воле человека совершенно в то же положение, как естественные науки по отношению к проявлению сил природы. Физические и духовные силы человека составляют предмет социальной науки лишь настолько, насколько они проявляются наружу во времени и пространстве.

Общество как организм высшего порядка. «Взаимодействие и напряжение, кои предстают перед нами в неорганическом мире как бесцельная и бесплодная борьба вещества и силы, а в органической природе как целесообразное, равномерное, последовательное развитие, имеющее результатом постепенное усовершенствование организма, в человеческом обществе предстают перед нами как постоянное взаимодействие сил под влиянием разумно-свободной воли человека. Человеческое общество – организм, высший в сравнении с организмом человеческим; оттого взаимодействие и напряжение сил в обществе целесообразнее и разумнее развития каждого отдельного человека, а следовательно, и всех органических веществ природы». Так Л. видит себе аналогию между природой и обществом. Он также подразделяет органическую природу на три различные стороны: физиологическую, преследующую цель питания растений и животных, морфологическую, обуславливаемую внешним и внутренним складом организма, и, наконец, индивидуальную, как результат единства органической жизни, представляемого особью, индивидом личностью.
Л. предполагает, что если общество есть организм, то он должен иметь те же стороны развития. И действительно он приводит три стороны общественной жизни: экономическую, юридическую и политическую. Какая же аналогия у этих сторон общественной жизни с сторонами органической жизни?

1. Общество питается через посредство окружающей среды, распределяя, подобно всем прочим организмам, различные произведения между отдельными индивидами – клеточками; это экономическая сторона: собственность – добытая пища, экономическая свобода – напряжение, стремление к добыванию пищи.

2. Общество, подобно прочим организмам, слагается в различные формы посредством разграничения в известных пределах, действия отдельных клеточек; это юридическая сторона. Право обозначает разграничение действия, юридическая свобода обусловливается пределами взаимодействия.

3. Общество приводится к единству посредством подчинения, путём власти одних индивидов, одних общественных органов, над другими, так же, как организмы слагаются в одно целое посредством подчинения действия одних клеточек действию других. Это политическая сторона развития. Политическая свобода определяет условия взаимодействия и напряжения отдельных клеточек в виду органического единства.

Не надо только проводить аналогии с какими-то конкретными организмами или, наоборот, вдаваться в метафизическую демагогию о сверхъестественности природы человека. И природа и человеческое общество объединены общими законами развития, где «идеальное начало в обществе лишь движущая сила, подобно всем прочим силам природы, а такие понятия как свобода, собственность, права и т.д. в действительности не существуют, существуют лишь определённые ценности, материалы, ресурсы, предметы, которые управляются этими понятиями и категориями».


Новиков Яков Александрович

Писатель-социолог (1850 - 1912). Издав два небольших сочинения на русском языке, стал писать исключительно по-французски. В социологии он был сначала сторонником органического направления, позднее примкнул к психологической школе. В публицистических трудах выдвигал идею пацифизма. Сочинения Новикова, пользовавшиеся большой известностью на Западе и переведенные на разные иностранные языки, в России очень мало известны.

Критика социального дарвинизма. «Когда 26/13 ноября 1859 года Дарвин выпустил свою бессмертную работу о происхождении видов, взволновался весь мир… Дарвиновские принципы были немедленно приложены к… социологии. И это применение их оказалось плодотворным: оно обновило науку». Так начинает свою статью «Социальный дарвинизм» Новиков. Для него «дарвинизм» - не ложная теория, он принимает принципы, но самое главное он категорически против точного перенесения идей дарвинизма на социальную науку: «Приложение ко всему без разбора закона борьбы за существование породило в области социологии породило в области социологии столько же ошибок очень грубых, сколько истин первостепенной важности было выработано дарвинизмом в областях космологии и биологии…».

«Человеческая борьба и её формы обособляются уже потому, что в них входит интеллектуальный элемент…Одно животное нападает на другое, умерщвляет его, ест и ассимилирует его мясо своему телу при помощи пищеварения. Социальная борьба – то же самое, но только не в буквальном повторении…»

«Социальный дарвинизм учит, что процесс биологической борьбы входит без всяких перемен в область социологии, он утверждает, что биологический акт – война, истребление является первым толчком к возникновению человеческих ассоциаций и стремления к порядку. Но уничтожение на полях сражений, деспотизм – отрицательная сторона жизни. И социальный дарвинизм клонится к утверждению, что зло является благом… Уже одно это может подорвать всякое доверие к социальному дарвинизму…» Здесь можно провести аналогии с мальтузианством, которое утверждает, что войны и эпидемии есть суть естественные формы регуляции населения. Но важен принцип: дарвинизм считает это необходимым благом, а Мальтус считал это неизбежным злом т.к. войны, эпидемии и природные катаклизмы естественны и не подчиняются человеку.

«Социальный дарвинизм учит, что общественная жизнь становится более подвижной, если она становится менее подвижной. Истина же совершенно противоположна: общественная жизнь подвижна, когда она подвижна (т.е. при условии свободы), и мертва, когда она мертва (умерщвлена тиранией). Социальный дарвинизм в этом утверждении говорит устами Бакунина, считавшего истинным порядком анархию. В последствии анархисты выдвинули догму: «Анархия – мать порядка» т.е. существование анархии ведёт за собой как реакцию на неё порядок.

«Социальный дарвинизм переносит на человеческие отношения принцип естественного отбора, т.е. считает, что люди аки животные уничтожают друг друга за право пользоваться определёнными благами. Это есть величайшее заблуждение и неуважение ко всему роду человеческому». Новиков выдвигает идею о том, что люди не борются между собой за определённые блага, но выживают для борьбы с внешней средой,соответственно выжившие – наиболее приспособленные представители рода человеческого. По его мнению люди не вступают в личную схватку и не выявляют на прямую сильнейшего, но борются с внешними врагами и в этой борьбе выявляют лучшую особь.

Подводя итог на тему борьбы Новиков декларирует следующее: «Необходимо установить более или менее прочно две основные истины: закон борьбы вечен и всеобъемлющ, но формы этой борьбы, её проявления постоянно видоизменяются сообразно с природой вещей, среди которых она происходит».

Механическое направление

Стронин Александр Иванович

Биография. Стронин Александр Иванович, (1827 - 1889) – социолог. Стронин написал там первое свое сочинение "История и метод", издал второе "Политика как наука" (Санкт-Петербург, 1872). Стронин написал "Историю общественности" (1886) и для народного чтения, под псевдонимом "Иванов", "Природа и люди. Рассказы о земле и о небе" (6 изд., Санкт-Петербург, 1896).

Общество как механизм. Стронин придерживается механической теории общества. По его взгляду, строение общества есть чисто пирамидальное: для удобнейшего рассечения пробегаемой среды по закону механики требуется, чтобы тело было обращено в сторону движения наименьшей своей поверхностью, а для сообщения телу наименьшей или наиболее заостренной поверхности геометрия не знает иной фигуры, кроме пирамидальной. С другой стороны, без широкого и неподвижного основания внизу нет, по законам физики, устойчивости предмета. Рассмотрев в подробности вертикальное строение общества, какое необходимо по законам механики, Стронин находит, что горизонтальное строение есть круговое; он даже чертит схему этого всеобщего механизма, к которой, кроме геометрического соображения, ведет и физическое, так как перемещение центра тяжести на периферию грозит нарушением равновесия. Географический механизм совершенно гармонирует с историческим. Стронин строит круговую теорию общества, по которой одна и та же особь может одновременно входить в состав нескольких общественных союзов; эти союзы представляют из себя концентрические круги (семья, община, государство).

Географическое направление

Мечников Лев Ильич

Биография. Географ и публицист (1838 - 1888)., Мечников: статья "Географическая теория развития исторических народов", в котором он развивает теорию зарождения первоначальных цивилизаций в области великих рек. Особенно интересовали Мечникова явления кооперации. Свобода, по мнению Мечникова, является единственным существенным признаком цивилизации. Началом новой и высшей фазы развития Мечников признает декларацию прав человека.

Географическая теория развития и три этапа в развитии цивилизации. Главным трудом Мечникова стала книга «Географическая теория развития современных обществ», в которой Мечников проводил свою идею о том, что на всём протяжении истории цивилизации развивались в течение трёх периодов, для каждого из которых характерен свой тип развития, общественные отношения, государственный строй, культура и т.д. Эти периоды он назвал речной, морской и океанической цивилизациями. Тем самым Мечников проводит мысль о том, что путь исторического развития неразрывно связан с водой и водными ресурсами. «До сих пор достоверно не известно, в какой географической среде, т.е. в каких физико-географических условиях возникла первичная цивилизация, послужившая фундаментом всемирной истории человеческого рода… Было бы крайне интересно разрешить вопрос о том, зажглись ли светочи цивилизации в одном общем очаге или же различные культуры зародились независимо друг от друга?». Действительно был ли один источник или их было много. Сейчас считается, что прародиной человечества является территория между Тигром и Ефратом, там где возникла древнейшая Шумерская цивилизация. Мечников же говорит, что связей между древнейшими цивилизациями Запада (Египетская и Ассиро-Вавилонская) и цивилизациями Востока (Индия и Китай) не было: «между ними мы видим как бы пропасть в 10 – 15 столетий, что, естественно, не вяжется с гипотезой об общем происхождении культуры на земном шаре».

«Если теперь, оставив в стороне неразрешимый вопрос о происхождении цивилизации, мы попробуем охватить одним общим взглядом всю историю человечества, то мы легко можем наметить в ней три последовательных периода, или три фазиса развития цивилизации, которые протекали каждый в своей собственной географической среде. Четыре древнейших великих культуры зародились на берегах больших рек. Хуан-Хе и Янцзы – Китай, Нил – Египет, Тигр и Ефрат – Вавилон, Инд и Ганг – Индия.

По прошествии многих веков поток цивилизации спустился по берегам рек к морю и распространился по его побережью. Так наступила вторая эпоха – морская, главным образом эпоха средиземноморских стран… Начиная от Афин, Сиракуз, Карфагена, Александрии и до Венеции, Константинополя длилась эпоха морских цивилизаций С открытием Америки Христофором Колумбом началось быстрое падение средиземноморских наций и государств и соответственный быстрый рост стран расположенных на побережье Атлантического океана т.е. Португалии, Испании, Франции, Англии.»

По Мечникову историю человечества можно разделить на следующие периоды

1.) Древние века, Речной период. Египет, Месопотамия, Индия и Китай. История этих цивилизаций не синхронична. Индия и Китай с самого начала своего возникновения несколько запаздывают в развитии по сравнению с западными – Ассиро-Вавилонией и Египтом.

В эпохе древних речных цивилизаций можно различить две эпохи:

I.) Эпоха изолированных народов, завершающаяся к XVIII веку до начала нашей эры.

II.) Эпоха первоначальных международных сношений и сближений народов, начинающаяся первыми войнами Египта и Ассиро-Вавилонии и заканчивающаяся вступлением на историческую арену пунических (финикийских) федераций – 800 г до н.э.

2.) Средние века, средиземноморский период. Этот период охватывает 25 веков, с основания Карфагена до Карла Великого, и подразделяется в свою очередь, на две следующих эпохи:

I.) Эпоха Средиземного моря, во время которой главные очаги культуры, одновременно или поочерёдно представлены крупными олигархическими государствами Финикии, Карфагена, Греции и, наконец, Рима при цезарях, вплоть до Константина Великого.

II.) Эпоха Морская, начинающаяся со времени основания Византии (Константинополя), когда в орбиту цивилизации втягивается Чёрное море, а затем Балтийское. Эта эпоха охватывает собою весь период Средних веков.

3.) Новое время или период океанический, характеризующийся заметным перевесом западноевропейских государств, лежащих на побережье Атлантики.

I.) Атлантическая эпоха, от открытия Америки до момента «золотой лихорадки» в Калифорнии и на Аляске, широкого развития английского влияния в Австралии

II.) Всемирная эпоха, едва только зарождающаяся в наши дни.

Это разделение человеческой истории, представляющей в действительности единый процесс, вполне соответствует также и трём последовательным фазисам социальной эволюции и трём восходящим ступеням органической эволюции в природе.

8. Особенности видения социальной реальности представителями географического направления (А. П. Щапов и Л. И. Мечников)

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии (греч. geographia - описание Земли) - натуралистические теории, считающие исходной точкой социологического анализа общественного бытия географическую среду. Эти теории (Г.Н.) 1) преувеличивают роль естественной среды (климата, рек, флоры и фауны, природных богатств) в жизни общества, 2) настаивают на обусловленности социальных изменений географическими факторами, 3) игнорируют масштабы исторической деятельности человечества по преобразованию природной среды и потенциал изменений, заложенный в сложном взаимодействии социальных и духовных факторов. Географическое направление

 

В русской социологической мысли, так же как и в общественной мысли Западной Европы, делалась попытка обосновать своеобразие социально-культурного развития географическими факторами. Под сильным влиянием географического детерминизма сложились концепции Л.И. Мечникова, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Щапова.

Обращение к географическому фактору было следствием усиливающегося влияния идей и методов естествознания на общественную мысль, связано со стремлением объяснить историю с помощью естественных сил, дать оценку социального прогресса на основе естественнонаучного критерия. Географическое направление в России не было однозначным, имело свои особенности и характеризовалось некоторыми новыми идеями.

 

Мечников хотел рассмотреть механизм влияния природы на социальное устройство общества. Так, в своей работе он, не скатываясь к вульгарному географическому детерминизму, пытался объяснить неравномерность общественного развития как результат изменения значения одних и тех же географических условий (а именно, водных ресурсов и путей сообщения), происходивших в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса. Мечников выделял три периода в истории цивилизации: речной (возникновение первых рабовладельческих государств в долинах рек Нила, Тигра, Евфрата...), средиземноморский (основание Карфагена), океанический (открытие Америки). Правда, следует отметить, что данная периодизация внутренне противоречива, так как не объясняет, почему одинаковые по социально-экономическому типу государства (Финикия и Египет) отнесены к разным историческим эпохам, а различные (Рим и Франское государство Каролинков) к одной эпохе.

С этой периодизацией он связывает основной закон развития культуры. На земле постепенно происходит эволюция культурно-географической среды, сначала она ограничена небольшими бассейнами нескольких культурно-исторических рек, постепенно расширяется и принимает характер средиземноморской, со временем охватывает Атлантический океан, с тем, чтобы в конечном итоге распространиться на всех обитаемых местностях земного шара.

Причину прогресса древнего общества он видел в реках, но не во всех, а только в тех, которые могли обогатить человека и в то же время угрожали его развитию и жизни. Для борьбы со стихиями рек люди должны совместно трудиться, соединяться в кооперации. Так, “исторические реки” Нил, Тигр и Евфрат могли за короткий срок сделать плодоносными огромные области, которые могли прокормить миллионы людей или уничтожить все созданное человеческим трудом, привести к разорению и голоду. Поэтому жизнь вдоль этих рек требовала от множества людей кооперированного труда. При этом малейшая неточность или небрежность при возведении дамб или рытье каналов могли привести к огромным общественным бедствиям. Мечников пишет: “Под страхом неминуемой смерти река-кормилица внушает населению солидарность и стремление объединять свои силы, хотя на самом деле отдельные группы населения не знали и даже ненавидели друг друга. Она принуждает каждого члена общества к исполнению части общественной работы, полезность которой познается впоследствии, а вначале бывает, непонятна громадному большинству. Зачастую даже это большинство не в состоянии дать себе отчет о плане исполнения общей работы. Вот где истинный источник боязливого благоговения и уважения, проявляемых народами по адресу рек, этих божеств, прокармливающих и управляющих, и оживотворяющих, открывающих свои тайны только немногим избранным, а всеми остальными смертными повелевающих и управляющих, наподобие того, как управляет ими судьба” /92, с.118/. Поэтому в долинах перечисленных рек сложились крупнейшие цивилизации древности. Другие же реки мира, даже более крупные, окруженные плодородными землями, так и не смогли стать очагами древней цивилизации, так как условия жизни для селящихся вдоль них племен были слишком благоприятными и не требовали совместных усилий. Цивилизациями речного периода были Древний Египет, Ассиро-Вавилонское царство, древние Индия и Китай.

По мнению Мечникова, социологические законы не сводимы к законам природы, с их помощью нельзя внести ясность в сложный мир социальных взаимоотношений людей. Он считает: “Основать социологию на дарвинском законе борьбы за существование также немыслимо, как разрешить вопрос о солнечных пятнах на основании пифагоровой теоремы” /93, с.38/. “Общество - не механизмы и организмы, а также относятся к организмам, как эти последние относятся к механизмам. Говоря другими словами, законы биологические также неспособны объяснить нам явления общественности, как законы механические (считая, в том числе и химические) неспособны объяснять органическую жизнь” /93, с.41/. При этом все-таки он считал полезным проведение некоторых аналогий общества с биологическим организмом.

В историю русской социологии Мечников вошел как создатель оригинальной теории, в которой он попытался связать проблему географического фактора с условиями материальной жизни общества. Также на географическом факторе жизни общества он основывал идею закономерности общественного развития и социального прогресса.

Щапов

.Щ. развил оригинальную теорию областности и замеченную им роль колонизации в образовании внутреннего устройства России в своем лекционном курсе "Об истории колонизации великорусского племени. Он выработал свой взгляд на ход русской истории, на методы ее исследования, — окончательно сформулировал свою теорию областности. Этой теории Щ. правильнее всего можно дать имя земской, федеративной или общинно-колонизационной. "По старинному народному принципу... земля составляла основу всего народного бытового строя", откуда и являются названия областей "землями" и людей — "земскими". Процесс устройства народом земского мира совершался в такой естественной последовательности: "Рядом, на одной земле и воде, в колонизационно-географической и общинно-бытовой связи, сами собой, без всяких указов, устраивались... два первичных мира — городской и сельский, город и село..." Заложенный в лесу починок постепенно разрастался в село, к которому приселялись другие соседние починки, деревни, приселья и т. д., вместе образуя уезд или волость (откуда и выражение — "село с уездом"), а в отдельности составляя особый мир. Из первичных сел и починков на "почве вольнонародного, земского строения, путем торга и промысла", выросли торговые посады, городские общины, составившие также отдельные миры. Волостные или уездные миры естественноисторическим путем по речным системам и волокам смыкались в областные общины, в развитии которых были две "последовательно преемственные формы": особно-областная и соединенно-областная. Характерные особенности первой: вольное устройство путем колонизации на особой речной системе или отдельном волоке; стремление местных общин к "особности", полной самостоятельности в своих делах; однородность населения каждой общины в историко-этнографическом отношении; местное "земско-советие", т. е. областные земские соборы; федеральное взаимодействие и междоусобная борьба областных единиц. В эпоху этой структуры истории русской земли как целого еще нет — есть только история отдельных областей и их отношений между собой. Вторая и более сложная форма организации русской земли, соединенно-областная форма, возникла после смутного времени, после временной розни, разрухи областных общин и последовавшего за тем на областных земских соборах решения их быть в единении, любви и совете. Подобным же путем смыкания снизу вверх возникло и выросло управление страны, начавшись с сельского схода, как основной ячейки, и завершившись земским собором, явившимся выражением соединенно-областной организации земли; как мирские сходы, так и земские соборы, каждый в своем масштабе, создавали миром "уложения", регулировавшие правовые отношения; мир заведовал землей, финансами, участвовал в церковных делах, выбирал себе духовных пастырей, старост, голов, одним словом — был сам себе "полноправный государь". Такая естественно выросшая, самим народом созданная организация в XVIII в. насильственным путем сверху переходит в однообразную форму губерний и провинций, для которых создается общий им центральный орган управления, навсегда фиксированный в столице; местная жизнь, местная инициатива, местное законодательство задавливаются и замирают. Выступившая на историческую сцену централизация есть, однако, не более как искусственно привнесенный элемент, а "областность — коренное начало народного историко-географического самоопределения и местно-общинного саморазвития". В этом построении Щ. очень видную роль играет колонизация, анализу значения которой он посвятил даже особую статью — "Историко-географическое распределение русского народа"

Психологически очерченная теория явилась результатом воззрений Щ. на сущность наличной государственной власти и поддерживающего ее господствующего класса. Щ. "всегда искал народа, чтобы противопоставить его государству"; он стремился доказать, что народ не нуждается в централистических формах управления и общежития, что он выработал свои, основанные не на силе, а на любви и согласии, но эти формы грубо изломаны были усилившейся центральной властью. Теория Щ., имеющая в виду исключительно великорусское племя, представляет действительно плод научных, хотя, быть может, и несколько суженных, тенденциозных изысканий, и в известной степени приближается к современным положениям теоретиков-анархистов, с той разницей, что те принципы общественной организации, которые Щ. усмотрел в прошлом, анархисты считают естественно-необходимыми для будущего. Во всяком случае, земская теория Щ. , основные признаки которой кратко можно сформулировать так: "колонизационный элемент как главный двигатель, земля как материал и народ, крестьянство как культурно-строительная сила общественного развития, — оказала важную услугу науке, выдвинув вперед вопросы колонизационный, географический и этнографический". "Мы выйдем неразумными староверами, — по слову Щ., — если станем желать восстановлений самых форм допетровской, хотя бы и вечевой, Руси, которые давным-давно сам народ с плачем-рыданием схоронил и теперь не помнит". Пункт расхождения Щ. со славянофилами был вместе с тем пунктом согласия, хотя и неполного, с западниками. Европейские начала необходимы для России, но при их введении — думал Щ. — нельзя забывать начал бытовых, народных, ибо народная жизнь не tabula rasa, а сила, творящая историю по своим внутренним законам. Его земская теория знала самодеятельность народа, но не знала, не указывала и не видела факторов, побуждающих к самодеятельности.

9. Субъективная школа в русской социологии. Главные темы, основные принципы и представители.

Наиболее влиятельной в русской социологической традиции была субъективная школа. Это положение определялось рядом моментов. Во-первых, школа просуществовала продолжительное время, с конца 60-х гг. XIX в. до конца 20-х г. XX в. В количественном отношении субъективная школа была представлена множеством публикаций.

 

"Субъективная социология была своеобразным ответом: на волнующий в конце 60-х - начале 70-х годов демократически настроенных людей вопрос о том, что необходимо; сделать, чтобы изменять “народную долю”. Разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития находились в центре внимания субъективной социологии. Уделялось внимание и разработке теории общественного прогресса.

По мнению представителей этого направления, позитивизм О. Конта является как раз тем учением, благодаря которому возможен синтез беспристрастного и свободного от оценочных суждений анализа (т.е. истинно научного анализа) существующей действительности с возможностью вмешательства в нее субъективного элемента — личности. Задачей данной личности является переустройство мира на основании рациональных, разумных и справедливых начал.

 

Наиболее влиятельной в русской социологической традиции была субъективная школа. Это положение определялось рядом моментов. Во-первых, школа просуществовала продолжительное время, с конца 60-х гг. XIX в. до конца 20-х г. XX в. В количественном отношении субъективная школа была представлена множеством публикаций.

Основоположником субъективной школы является Лавров П.Л., в изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире (то, что позднее стали называть "предсоциологией"), понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социо-культурной эволюции, начиная с первобытных форм, (их остатки в настоящем в виде народных суеверий, традиций, верований) и, кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. В этом отношении он был одним из пионеров так называемых генетической и исторической социологии. Сочинения Лаврова, посвященные истории мысли, как специфической черте человеческого общества, рисуют читателю широкую панораму мировой эволюции. Его, как и Конта, волновал процесс "подготовления" мысли - космические, геологические, физико-химические, биологические и, наконец, психологические линии эволюции, вплоть до "сопутствующих" мысли социальных процессов, ибо мысль и культурное неотделимы от социального, как личность неотделима от общества.

Лавров утверждал, что культура в жизнедеятельности общества и человека выражает бессознательное, инстинктивное, являясь "зоологическим элементом" цивилизации. Правда, иногда он считал возможным говорить и об "инстинктивной культуре животных". Начальные, первобытно-родовые и последующие цивилизованные формы социокультурного, вплоть до современных, Лавров призывал изучать, сочетая их объективное рассмотрение с оценкой со стороны идеала, что и составляло суть субъективного метода.

Лавров отрицал эгоизм, анархию личности и диктат общества и группы над нею в равной степени. И то, и другое были для него патологией, "социальным заболеванием", часто встречающимся в истории. Ему были близки те исторические личности, которые участвуют в прогрессе, воплощение идеала "справедливого общества", т.е. способствуют росту солидарности наибольшего количества лиц и росту их личностного развития. Темпы так понимаемого прогресса, его ритмов и фаз направленности и ускорения, его "цены" он считал главнейшими проблемами. Социологию, не указывающую пути прогресса, он называл "болтовней", а не наукой.

Михайловский Н. К. был так же одним из зачинателей социологии в России и со временем стал общепризнанным лидером субъективной школы.

Центральная проблема социологии Михайловского, как и многих других исследователей второй половины XIX в., была связана с выяснением природы, функций и противопоставлением двух видов связей людей в обществе. При этом в основу кладутся не выяснение конкретных отношений человека к человеку, а абстрактное отношение общества к человеку (и наоборот). Михайловский выдвигает два типа связей "личность - общество" или кооперации человеческой деятельности, предполагая, что сумма разнообразных форм этой деятельности составляет "социальную статику" общества. Первый тип - исторически более ранний, охватывает первобытную общину и начальную эпоху варварства. Он построен на следующем: деятельность людей носит относительно недифференцированный характер, отсюда тотально сходные общественные функции и интересы всех людей, развитая солидарность, взаимопомощь, действие обстоятельств, столь свойственных другим сферам бытия. Здесь сказывается и близость исследователя к изучаемым общественным фактам (субъективный метод).

Главной формой, типом "общественной индивидуальности", по Михайловскому, является личность, а борьба за нее является борьбой с групповым диктатом, калечащим разделением труда, групповыми стандартами в познании, предрассудками и т. п. Наряду с неделимой "человеческой индивидуальностью" в социуме есть и другие более сложные, делимые "общественные индивидуальности" (разные социальные группы: классы, семья, профессиональные группы, партии и институты: государство и церковь). Все эти виды "общественной индивидуальности" ведут между собою борьбу с попеременным успехом и постоянную борьбу с личностью, направленную на превращение ее в винтик, орган более комплексных организаций. За долгую историю человечества сложилось два четких состояния этой борьбы ("простая и сложная кооперация") и масса переходных конкретных вариаций между ними.

Для Михайловского социологическая методология ("субъективный метод" - "борьба за индивидуальность") должна не только объяснить объективный ход исторического процесса, но и дать определенные правила поведения, нормы для субъективной корректировки этого объективного процесса - с помощью идеала.

Михайловский, как и подавляющее большинство социологов XIX в. был эволюционистом и пытался определить общее направление прогресса, дать его критерий, оценить другие социологические подходы к этой проблеме Его знаменитая "формула прогресса", с предъявлением которой Михайловский и вошел в историю отечественной социологии (1869-1870 гг.) звучит следующим образом: "Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно все, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно все, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отдельных членов". В этом определении главный упор делается на чисто метафизическую трактовку количественных моментов двух разновидностей разделения труда - "экономического" и "органического" на каждом этапе развития.

Южаков С. Н. был третьим после Лаврова и Михайловского крупным социологом субъективной школы. Он критически рассматривал механический перенос выводов биологии в социологию, в частности дарвинизма, указывая, что естественный (и половой) подбор работает в социальной сфере иначе, чем в природной, так как с ним сильно конкурируют новые факторы - богатство, власть, общественное положение, статусные привилегии, нравственные ценности, культура в целом. Культура представляет собой реальность особого рода, в эволюционном отношении самую высшую.

Существует, по мнению Южакова, три вида деятельности личности, важные для процессов социальной динамики: самостоятельная деятельность, но не согласованная с интересами общества (деятельность преступников), принудительная деятельность, насильственно согласованная с обществом (подневольный труд раба, заключенных или крепостного) и самостоятельная, свободная деятельность, согласуемая с интересами личности и общества (труд изобретателя, ученого, артиста). Идеал справедливого общества предполагает максимальное расширение последней сферы.

Особенностью социологии Южакова было то, что он рассматривал мораль не как синоним этического, а в более широком смысле всего психического, отличного от материального, как "идеальные начала общественности". Мораль при таком толковании объявлялась "явлением чисто социальный", продуктом и вместе с тем, условием функционирования и развития общества. Нет ни одной сферы общества, свободной от моральных норм, кодексов, предписаний. На этом основании морали предписывалась интегральная роль в достижении экономического, политического и социального "согласования" (консенсуса) и особое значение в социальных конфликтах и кризисах. Южаков прямо подчеркивал, что мораль есть "нечто антагонистическое" борьбе за существование, постоянно и повсюду стремится ограничить сферы этой борьбы и в конечном идеале - совершенно изгнать из общества. Вся мировая история человечества, ее фазы и рост супероорганического составляют, считал Южаков, ступени ограничения действия полового и естественного подбора как органического механизма эволюции. Роль нравственных идеалов в этом процессе просто уникальна. Южаков применял эти рассуждения не только к историческому процессу человечества вообще, но и в анализе частных проблем.

Кареев Николай Иванович (1850-1931)

Подобно Южакову, Кареев думает, что вся общественная жизнь состоит из внешних проявлений человека в слове и деле, и в основном всех культурных и социальных отношений, наблюдаемых нами вокруг нас. Процесс социальной эволюции является не простым механическим развитием, а имеет характер процесса психического. Психика человеческих коллективов должна быть так же предметом научного исследования, как и внутренняя, душевная жизнь отдельной человеческой личности, психика интраментальная. На границах психологии и социологии существует своя промежуточная область - социальная психология. Социология, по Карееву, должна заниматься социальными организациями.

Психология занимает именно промежуточное место между изучения мира природы и мира человека, взятого в его духовных и общественных проявлениях, иначе мира человеческой культуры в её прошлом и настоящем. Кареев говорит о значении психологии в особенности для так называемых наук социальных в более тесном смысле, изучающих организацию практических отношений между людьми.

Психология сама по себе изучает весь внутренний мир человеческой личности, которая составляет первичный элемент общества, мир её представлений, чувствований и стремлений. Этот внутренний мир личности создаётся не только под действием на неё со стороны окружающей природы через чувства зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, но и под влиянием другой среды, в которой живёт каждый отдельный человек, среды общественной, или того, что мы называем культурой. Само существование общих целому народу идей, настроений, стремлений или особенностей национального характера было бы немыслимо, если бы миром каждая индивидуальная психика была замкнутым в себе миром, вне всякого общения с другими такими же замкнутыми в себе мирами. На деле этого нет.

Экономический материализм Кареев тоже объясняет с точки зрения психологии. Производственные отношения сами по себе возможны лишь на почве психического взаимодействия, говорит он. Правда, в данном случае первенствующую роль играют не идеи, а интересы, нужды, потребности, но раз в процессе добывания материальных благ люди вступают между собою в те или другие практические отношения, сами эти отношения создаются не иначе, как путём взаимодействия волевых актов, приводящих людей к тем или другим поступкам и обуславливающих общее направление их поведения.

Относясь к психологической, субъективной традиции, Кареев не мог (как, например, и Южаков) не подвести итог: "решая вопрос об активном воздействии человека или сознательной личности на социальный процесс", русские социологи "стремились, прежде всего, к теоретическому примирению идеи свободы и необходимости". И это, кажется, очень верно.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...