Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модернизм как художественная система в русской поэзии рубежа XIX–XX веков. Основные категории эстетики символизма, акмеизма, футуризма. Творчество А.А. Блока.




Русский символизм: основные этапы развития и стилевые разновидности. Основные концепции внутренней градации символизма (старшие и младшие, московские и петербургские символисты, неоромантики и неоклассицисты). Философские предпосылки символизма. Статус слова в символизме. Категории «символа» и «музыки» в эстетике символизма. Основные символистские издания. «Трилогия вочеловечения» А. Блока. Идея пути в его поэтическом сознании.

Основные этапы творческой эволюции А. Блока. Идеи «музыки, «стихии» и «крушения гуманизма» в поэтическом сознании Блока. Русская тема в творчестве поэта. Проблематика и поэтика поэмы А. Блока «Двенадцать». Проблема интерпретации финала поэмы. Поэтика А. Блока. История организационного оформления русского акмеизма.

Акмеисты как наследники символистов. «Цех поэтов». Основные акмеистические манифесты. Адамизм М. Зенкевича и В. Нарбута. Слово в поэзии акмеистов. «Тоска по мировой культуре».

Русский футуризм: история становления течения, основные группировки. Эстетика творческого поведения в поэтике футуристов. Соотношение понятий «футуризм», «модернизм» и «авангард». Основные манифесты футуристов. Концепция времени в эстетике футуристов. Неоязыческая концепция человека. «Канон сдвинутой конструкции» в творчестве футуристов, лексические, словообразовательные, фонетические и синтаксические «смещения».

 

Основная литература

1. История русской литературы ХХ века. В четырёх книгах. Кн. 1. 1910-1930-е годы / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. – М.: Высшая школа, 2005. – 366 с.

2. Русская литература ХХ в.: Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь: в 3 т. / Под ред. Н.Н. Скатова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.

Дополнительная литература:

1. Колобаева Л. А. Русский символизм. — М.: Изд-во МГУ, 2000

2. Минц З.Г. Поэтика русского символизма. Спб, 2004.

3. Пайман Аврил. История русского символизма. М., 2000.

4. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: проблема "жизнетворчества". – Воронеж, 1991.

5. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика. СПб.: Академический проект, 2003.

6. Харджиев. Н.И. Статьи об авангарде в 2-х томах. – М.: RA, 1997.

Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон». Особенности жанра, двуплановость композиции. Система персонажей, образ Григория Мелехова (мастерство психологического анализа, причины трагедии главного героя романа). Оценка гражданской войны с общечеловеческих позиций. Мастерство М. Шолохова-пейзажиста.

«Тихий Дон» как роман-эпопея (исторические события, лежащие в основе сюжета и их осмысление писателем; оценка гражданской войны с общечеловеческих позиций: осуждение жестокости и белых, и красных, изображение трагедии народа и ее причин; народ как главный герой «Тихого Дона»). Двуплановость композиции: переплетение сюжета исторического (изображение драматичных событий в истории страны и народа) с изображением быта, мирной жизни народа. 

 Образ Григория Мелехова (основные черты характера Григория и этапы его жизненного пути; Григорий – Аксинья – Наталья; причины трагедии Григория Мелехова: обобщение в образе главного героя трагедии народа в эпоху революции и гражданской войны). Интертекстуальные аспекты романа («Одиссея казачьего Гамлета»).

Мастерство Шолохова-пейзажиста: постоянное сопоставление жизни природы и мира человеческих чувств как характерная особенность стиля писателя; прием психологического параллелизма (проанализировать одну из сцен: проклятья Натальей Григория или смерти Аксиньи); реализм шолоховских пейзажей (меткость наблюдений, мастерство передачи оттенков звуков, запахов, цвета, соединение поэтической взволнованности, лиризма с бытовым, подчеркнуто будничным описанием).

 

Основная литература

1. История русской литературы. ХХ век. В 2 ч. Ч.2 : учебник для студентов вузов / В.В. Агеносов и др.; под ред. В.В. Агеносова. – М. : Дрофа, 2007.

2. Сухих И. Одиссея казачьего Гамлета (1925-1940. <Тихий Дон> М. Шолохова) / И. Сухих // Звезда. 2000. №10.

Дополнительная литература

1. Бирюков Ф.Г. О подвиге народном. Жизнь и творчество М.А. Шолохова. – М., 1989.

2. Литвинов В.М. Вокруг Шолохова. – М., 1991.

3. Минакова А.М. Поэтический космос М.А. Шолохова. О мифологизме в эпике Шолохова. – М., 1992.

4. Минакова А.О. О художественной структуре эпоса М. Шолохова // Проблемы творчества М. Шолохова. – М., 1984.

5. Семенова С. Мир прозы Михаила Шолохова: От поэтики к миропониманию – М., 2005.

6. Федь Н. Парадокс гения. Жизнь и сочинения М. Шолохова. – М., 1998.

 

Сатира и гротеск в творческой практике русских писателей ХХ века: проблематика, особенности сюжетно-композиционного построения, система образов, стилевая организация произведений М.А. Булгакова, Ф. Искандера, В. Войновича, Ю. Алешковского и др. Анализ 1-2 произведений (по выбору студента).

Понятие и определение сатиры и гротеска.

Сатира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Формы комического в романе. Сатирическое изображение современной писателю советской действительности как трагифарсового мира, в котором царствуют инфернально-демонические силы. Основные объекты и способы создания сатиры. Гротеск и абсурд в изображении Москвы 20-30-х гг. МАССОЛИТ как материализованное воплощение абсурда и алогизма. Анализ одного произведения М. Булгакова (например, «Собачье сердце» или «Роковые яйца», или «Мастер и Маргарита») по плану, указанному в экзаменационном вопросе.

Писатели второй половины XX века, обращавшиеся в своем творчестве к сатире и гротеску. Особенности сатиры и гротеска в произведениях этого периода: традиции (писатели-предшественники XIX в.: сатира и гротеск М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя) и новаторство. Традиции карнавальной культуры в сатирической и гротесковой прозе Ф. Искандера, В. Войновича, Ю. Алешковского.

Философская сказка Ф. Искандера «Кролики и удавы»: изображение тоталитарного общества в сказке, переосмысление традиционной для народного сознания системы ценностей, утверждение идеи о невозможности народа сопротивляться насилию, снятие оппозиции «палач – жертва». Трансформация традиционных сказочных мотивов.  

Роман-анекдот «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Традиции карнавального юмора и волшебной сказки. Карнавал тоталитарного произвола. Травестирующее снижение властных структур. Неподвижность, пассивность характера героя-дурака. Его неприятие всего, что выходит за пределы материально-телесных интересов. Роман как набор самодостаточных эпизодов, раскрывающих абсурд советского мира.

Основная литература

1. История русской литературы. ХХ век. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов / В.В. Агеносов и др.; под ред. В.В. Агеносова. - М.: Дрофа, 2007. – 540, [4] с.

2. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 т. Т. 2. 1968-1990. - М., 2003. - С. 135-190, 176-190.

Дополнительная литература

1. Вайль П., Генис А. Дядя Сандро и Иосиф Сталин // Вайль П., Генис А. Современная русская проза. – Нью-Йорк: Эрмитаж, 1982.

2. Вулис А. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». - М., 1991.

3. Ермолин Е. Твердь: Мироздание по Искандеру // Континент. 2004. № 120. С. 377-389. Или: URL : http://magazines.russ.ru/continent/2004/120/

4. Зайцев В.А. История русской литературы 2-ой половины ХХ века: учебник / В.А. Зайцев, А.П. Герасименко. - М., 2004.

5. Иванова Н. Смех против страха, или Фазиль Искандер. - М., 1990.

6. Карсалова Е.В., Леденев А.В. Литература 30-х годов. А. Платонов и М. Булгаков. – Ярославль, 1993.

7. Сарнов Б.М. Каждому по его вере. - М., 2000.

8. Яблоков Е. Художественный мир М. Булгакова. - М., 2000.

 

Лирика 60-70-х годов как историко-культурный феномен. Причины активизации лирического начала в литературе этого периода, мотивы и образы «оттепельной» лирики. «Эстрадная поэзия» и «тихая лирика», основные представители. Анализ 1-2 произведений (по выбору студента).

Общая характеристика эпохи «оттепели» (1956-1968): разоблачение культа личности Сталина, влияние исторических процессов на изменение сознания общества. Отражение социально-исторических процессов в литературе: активизация интереса к личности обычного человека, осознание свободы как ценности.

«Эстрадная поэзия»: характеристика творчества Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной. Утверждение активной жизненной позиции человека в их лирике, гражданственный пафос раннего творчества, публицистический пафос поэзии «шестидесятников», отношения паритетности с историей и эпохой, стремление отразить многообразие современной жизни и духовной жизни своего современника («свобода выразить себя…»). Экспериментаторство, игра со словом, метафоричность стиля, экспрессивность и ассоциативность образной системы. Традиции поэзии «серебряного века» (В. Маяковского, Б. Пастернака).  

«Тихая лирика» и ее представители (Н. Рубцов, Н. Тряпкин, С. Соколов и др.). Темы «малой» родины и русского национального характера. Ностальгия по уходящему: внимание к истокам и корням, мотив отчего дома, тема памяти и ощущение связи времен, обращение к нравственным ценностям. Стремление к простоте и ясности словесного выражения, национально акцентированная народность Н. Рубцова: природные образы (ветра, вьюги, звезды, дороги, света, тьмы и т.п.) и их символика; ориентация на классический «народный» размер, точную рифму. Элегия как основной жанр «тихой» лирики. Традиции С. Есенина.

 

Основная литература

1. Зайцев В.А. История русской литературы 2-ой половины ХХ века: Учебник / В.А. Зайцев, А.П. Герасименко. - М., 2004. Главы о Вознесенском и Рубцове.

2. Русская литература 20 века. В 2-х т. Т. 2: 1950-2000-е г.г. / под ред. Л.П. Кременцова. - М., 2009.

3. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950-1990-е гг. В двух томах. Т. 1: 1953-1968. - М., 2006.

Дополнительная литература:

1. Зайцев В.А. Николай Рубцов. – М., 2002.

2. Коняев Н.М. Николай Рубцов. – М., 2001.

 

Феномен «деревенской» прозы в литературе 1970-х годов. Историческая судьба России, русской культуры и создание русского народного национального характера – основная проблематика «деревенской прозы». Анализ одного из произведений В. Белова, В. Распутина, В. Шукшина, В. Астафьева (по выбору).

«Деревенская проза»: тема деревни, биография писателей как основа их творчества. Нравственная проблематика «деревенской» прозы. Ориентация писателей на традиции русской классической литературы, на традиции сказа, отказ от модернистских принципов письма.

Тема русского национального характера в повести В. Белова «Привычное дело». Отказ от идеализации главного героя.

Создание народного национального характера в рассказах В. Шукшина (шукшинские «чудики»). Циклизация как принцип композиции: «Сельские жители», «Характеры», «Земляки» и др. Психологизм прозы.

Черты творческой индивидуальности В. Распутина. Сочетание философско-нравственной и социальной проблематики в повестях «Последний срок», «Прощание с Матерой». Конфликт между поколениями в повестях Распутина. Женские образы писателя. Мастерство психологизма (использование несобственно-прямой речи при характеристике положительных героев, роль пейзажа, его символика).

Прием контраста в цикле В. Астафьева «Последний поклон»: идеализация деревенской жизни (1 часть) – разрушительная сила города, утрата в нем человечности и нравственности (2 часть). Использование сказа, его своеобразие (понятие «полифонического» сказа – Н. Лейдерман, М. Липовецкий). Образ ребенка в «Последнем поклоне». 

 

Основная литература

1. История русской литературы. ХХ век. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов / В.В. Агеносов и др.; под ред. В.В. Агеносова. - М., 2007.

2. Лейдерман Н.М., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. Т. 2: 1968-1990. – М., 2006.

3. Русская литература 20 века. В 2-х т. Т. 2: 1950-2000-е гг. / под ред. Л.П. Кременцова. – М., 2009.

Дополнительная литература

1. Ланщиков А. П. Виктор Астафьев. М., 1992.

2. Семенова С. Г. Валентин Распутин. М., 1992.

Своеобразие художественного творчества А.И. Солженицына. Основные темы в прозе писателя. Ранние рассказы А.И. Солженицына. Тема репрессий в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Тема русского национального характера в рассказе «Матренин двор». Своеобразие языка и стиля.

Автобиографизм прозы А.И. Солженицына. Соединение художественного и публицистического начал. Тема репрессий – основная тема творчества писателя («Один день Ивана Денисовича», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ»).

Проблема свободы в рассказе «Один день Ивана Денисовича» (соотношение свободы личной и общественной, физической и духовной, внешней и внутренней) и насилия, жизни и существования. Смысл противостояния человека тоталитарной системе. Иван Денисович как воплощение русского национального характера. Пространственно-временная организация рассказа; хронотоп лагеря. Роль детализации. Способы проявления авторской позиции.

Автобиографическое и документальное начало в рассказе. Образ рассказчика, учителя Игнатьича, его жизнь в доме Матрены Васильевны Захаровой. Переплетение в рассказе разных времен: биографического (прошлое рассказчика), исторического (характеристика сталинско-хрущевской эпохи), календарного (смена будней и праздников) и космического (представление о вечности). Смысл заглавия; многозначность и символичность образов. Проблема праведничества и своеобразие ее решения в рассказе Солженицына.

 

Основная литература

1. История русской литературы. ХХ век. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов / В.В. Агеносов и др.; под ред. В.В. Агеносова. - М., 2007.

2. Лейдерман Н.М., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. Т. 2: 1968-1990. – М., 2006.

3. Русская литература 20 века. В 2-х т. Т. 2: 1950-2000-е гг. / под ред. Л.П. Кременцова. – М., 2009.

Дополнительная литература

1. Голубков М.М. Александр Солженицын. – М., 1999.

2. Нянковский М.А. А.И. Солженицын. – М., 2001.

3. Урманов А.В. Творчество А. Солженицына. – М., 2003.

Драматургия 70-80-х гг. ХХ века. Художественные особенности драматургии А. Вампилова («Утиная охота»). Драматургия «новой волны»: проблематика, особенности сюжетно-композиционного построения, система образов, стилевая организация (анализ одной из пьес – по выбору).

Пьеса А. Вампилова «Утиная охота». Зилов как «лишний человек». Саморазрушение героя. Приемы создания образа персонажа (ретроспекция, «видения» Зилова, роль бытовых подробностей). Проблема жанра (сопряжение водевиля, мелодрамы, комедии, высокой романтической драмы). «Утиная охота» как монодрама. Смысл финала пьесы (победа темного начала или надежда на возрождение?) и смысл заглавия. «Челночная» композиция. Традиции А.П. Чехова в драматургии А. Вампилова.

«Новая волна» в драматургии, возникшая на рубеже 1970-1980-х годов, как очень разнородное явление (по стилю, принадлежности к литературной традиции): Л. Петрушевская, В. Арро, В. Славкин, А. Галин, А. Казанцев. А. Вампилов и «посвампиловская» драматургия. Общие черты «новой волны» драматургии: герой «обочины», аналитическое исследование простого человека в сфере быта; проблемы бездуховности, тотального одиночества человека, жестокости среды и быта, абсурдности существования человека. Натурализм изображения.

 

Основная литература

1. Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века : учеб. пособие. - М., 2005.

2. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 т. Т. 2. 1968-1990. - М., 2003.

3. Русская литература ХХ века / под ред. Л.П. Кременцова. - М., 2002. Т. 2.

Дополнительная литература

1. Гушанская Е. Александр Вампилов Очерк творчества. - Л., 1990 (Гл. «Утиная охота»).

2. Канунникова И.А. Русская драматургия ХХ века. - М.: Флинта, 2003. Глава о Вампилове.

3. Собенников А.С. Чеховские традиции в драматургии А. Вампилова // Чеховиана: Чехов и культура XX века. - М., 1993.

4. Сушков Б. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. - М., 1989.

Русская постмодернистская литература: философские и эстетические истоки постмодернизма, теоретические постулаты и литературная практика. Основные черты поэтики постмодернистского текста (на примере анализа одного произведения по выбору экзаменующегося).

Хронологические границы постмодернизма. Постмодернизм как явление литературы, культуры, науки, сфера социальной жизни (реклама и PR-технологии). «Оппозиционность» постмодернизма «классической» картине мира и способам ее представления в произведениях искусства.

Невозможность рационального и целостного объяснения мира как один из основных постулатов постмодернизма, утрата своего аксиоматического статуса традиционно незыблемыми универсальными ценностями (спектр наиболее характерных определений к понятию «реальность» в постмодернизме – хаотичная, изменчивая, текучая, незавершенная, фрагментарная, децентрированная). Исчерпанность представлений о социальной истории как о линейной последовательности событий, связанных жесткими причинно-следственными отношениями.

Мир как текст в эстетике постмодернизма. Реальность как сумма разнообразных ее описаний (при этом количество текстовых слагаемых потенциально бесконечно). Литературное произведение – пространство бесконечных цитаций, интертекстуальной игры, «перекличек» текстов на разные голоса. Размывание границ между «чужим» словом и «своим». Разрушение цельности субъекта, подвижность, неопределенность границ человеческого «я». Категория авторства: автор – не творец, не «демиург», а «скриптор» – он всего лишь фиксирует, заносит на бумагу очередную словесную «вариацию» на бесконечно звучащие в культуре темы. Зависимость смысла текста от «способа» его чтения (феномен гипертекста в постмодернистской литературе).

Список произведений, которые можно использовать для анализа: «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Пушкинский дом» А.Битова, «Факир» (и другие рассказы) Т.Толстой, «Generation P» (и другие романы) В.Пелевина, «Роман» (и другие произведения) В. Сорокина, «Это я» Л.Рубинштейна, стихи Д. Пригова, Т.Кибирова, Л.Лосева.

Основная литература

1. Богданова, О.В. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70–90-х годов ХХ века). СПб., 2001.

2. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: в 2-х т. М., 2006.

3. Черняк, М.А. Современная русская литература: учебное пособие. СПб., М., 2004.

Дополнительная литература

1. Курицын, В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000.

2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / под ред. В.В. Бычкова. М., 2003.

3. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

4. Мережинская А.Ю. Русский литературный постмодернизм: Художественная специфика. Динамика развития. Актуальные проблемы изучения. Киев, 2004.

5. Русская проза конца ХХ века / сост. и вступ. статья С.И.Тиминой. М., 2002.

6. Скоропанова, И. С. Русская постмодернистская литература : новая философия, новый язык. СПб., 2002.

7. Эпштейн, М. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000.

 

Русская поэзия рубежа XX – XXI вв.: жанрово-стилевые особенности, субъектная структура лирического текста, «свое» и «чужое» слово в лирическом высказывании. Анализ одного-двух произведений современных поэтов (по выбору экзаменующегося).

Многообразие эстетических кодов, определяющих поэтическую практику конца 1980-х – начала 2000-х гг.: ориентация на традиции классической русской поэзии (символистской – в лирике К.Кедрова, И.Жданова или О.Седаковой, акмеистической – в творчестве Б.Кенжеева и С.Гандлевского), на художественный опыт андеграундной поэзии 1950-х – 1970-х гг. (поэзия концептуалистов с ее ориентацией на художественную практику «конкретистов», в свою очередь опирающихся на опыт обэриутов), формирование постмодернистской поэтической парадигмы (И.Бродский, Л.Лосев, Т.Кибиров). Специфика репрезентации лирического «я»: от полной аннигиляции (или замещения ролевой маской) лирического героя в творчестве концептуалистов (Пригов, Рубинштейн) – до изображения лирического субъекта как исключительно «человека пишущего» (актуализация разнообразных форм метапоэтической рефлексии в лирике С.Гандлевского, А.Цветкова, В.Павловой, Л.Лосева, Т.Кибирова, Д.Воденникова, К.Медведева, М.Степановой и др.). «Чужое» слово как объект художественного изображения и стилевой игры в лирическом тексте. Жанровая система классической поэзии (элегия, стансы, ода, дружеское послание) как предмет метапоэтической рефлексии.

Основная литература

1. Жолковский А. Новая и новейшая русская поэзия. М., 2009.

Дополнительная литература

1. Зубова Л.В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. М., НЛО, 2000.

2. Козлов В. Жанровое мышление современной поэзии // Вопросы литературы. 2008. №5.

3. Кукулин И. Прорыв к невозможной связи (Поколение 90-х в русской поэзии: возникновение новых канонов)// Новое литературное обозрение. № 50. 2001.

4. Кузьмин Д. Постконцептуализм // Новое литературное обозрение. № 50. 2001.

5. Седакова О. Музыка глухого времени // Вестник новой литературы. Выпуск 2. М., 1990.

6. Фатеева Н.А. Основные тенденции развития поэтического языка в конце ХХ века // Новое литературное обозрение. №50. 2001.

7. Эпштейн М. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX—XX веков. М., 1988.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...