Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ междисциплинарного государственного экзамена




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

Факультет русской филологии и культуры

Кафедра русской литературы

Кафедра русского языка

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

________________ В.П.Завойстый

«___» ____________ 2011 г.

 

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(направление 071000.62 — «Литературное творчество»,

степень /квалификация/ – бакалавр литературного творчества)

 

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 540300.62 – Филологическое образование.

 

Программу составили:

 

доцент, доктор филологических наук                                       Е.М. Болдырева

 

доцент, кандидат филологических наук                                   Н.Ю. Букарева

 

профессор, доктор филологических наук                                 Т.Г. Кучина

 

доцент, кандидат филологических наук                                   Н.В. Лукьянчикова

 

доцент, доктор филологических наук                                       И.Ю. Лученецкая-Бурдина

 

старший преп., член Союза писателей России                        О.Н. Скибинская

 

доцент, кандидат филологических наук                                   О.А.Титов

 

профессор, доктор филологических наук                                 Г.Ю. Филипповский

 

 

Программа одобрена

на заседании кафедры русской литературы (протокол № __ от ______________ 2012 г.)

Зав.кафедрой русской литературы:                               И.Ю. Лученецкая-Бурдина

на заседании кафедры русского языка (протокол №__ от _________________ 2012 г.)

Зав.кафедрой русского языка:                            Е.Н. Лагузова

Ярославль

2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с учебными планами студенты, обучающиеся по направлению 071000.62 — «Литературное творчество», при окончании бакалавриата защищают выпускную квалификационную работу (по кафедре русской литературы) и сдают междисциплинарный государственный экзамен по русской словесности (кафедры русской литературы и русского языка). Настоящая программа определяет содержание государственного экзамена и охватывает историю русской литературы и культуры от ее зарождения до ХХI века.

Программа государственного экзамена включает основные дидактические единицы, содержание междисциплинарного государственного экзамена по русской словесности, перечень учебных пособий и научной литературы, знание которых необходимо для успешной сдачи экзамена, а также образцы практических заданий и их выполнения.

Экзаменационный билет на междисциплинарном государственном экзамене состоит из теоретического вопроса (по русской литературе) и практического задания (по русскому языку), которое предполагает стилистический анализ текста.

Вопросы для государственного экзамена составлены таким образом, чтобы студент мог продемонстрировать владение терминологическим аппаратом современного литературоведения, знание основных закономерностей развития художественного процесса различных эпох, умение ориентироваться в разнообразном литературном материале, уровень филологического мышления. Ответ на вопросы по русской литературе предполагает обсуждение проблем, связанных с анализом художественной специфики и логики эволюции различных художественных систем и литературных направлений, особенностей художественного метода писателей различных эпох.

Практическое задание по русскому языку предполагают разноаспектный анализ художественного текста, выявление его эксплицитного и имплицитного содержания, особенностей композиции текста; особенностей организации авторской речи на каждом из её уровней (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом), выявления средств создания экспрессии, специфики стиля, в котором выдержан данный текст.

Требования к уровню освоения содержания курса русской литературы:

знать:

 - русскую и мировую литературу и устное народное творчество в их историческом развитии и совре­мен­ном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народа, говорящего на дан­ном языке;

 - закономерности литературного процесса, художественное значение лите­ратур­но­го произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять худо­жественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом;

 - ведущие направления русской и зарубежной литературоведческой мысли;

уметь:

 - пользоваться основными методами литературоведческого анализа;

 - использовать научную, справочную, методическую литературу на родном и ино­странном языках;

 - выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к литературным явлениям;

владеть:

- изучаемым языком в его литературной форме;

 - навыком анализа литературных явлений в единстве философских, нравственных, эстетических аспектов.

 

Требования к уровню освоения содержания курса русского языка:

- владение основными понятиями лингвистики в их системно-структурных связях;

- умение выделять форму, содержание и функцию языковой единицы, определять ее тождество с другими единицами языка;

- владение системой функциональных стилей современного русского литературного языка;

- умение различать основные закономерности, типичные явления и переходные случаи языковых явлений;

- умение соотносить современные явления языка с его историей;

- владение нормами литературного языка, культурой устной речи.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров н стилей. Сентиментализм. Русская литература XIX в. Романтизм. Реализм. Классический русский роман. Лирика. Драматургия и театр. Русская литература рубежа XIX - XX вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русскою искусства. Понятие культуры и литературы "серебряного века". Многообразие творческих индивидуальностей. Русская литература XX в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы. История русской литературной критики. Социально-культурные, идеологические и типологические черты литературы. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Проблема индивидуального художественного стиля. Постмодернизм как явление в западноевропейской и русской литературе. Традиции классической литературы в творчестве современных писателей.

Понятие о современном русском литературном языке и его нормах; фонетика и фонология; орфоэпия; лексикология и лексикография; словообразование, морфология, синтаксис; графика; орфография и пунктуация; нормы и некодифицированная речь; основные языковые единицы разных уровней в системных и функциональных соотношениях; влияние орфографии на орфоэпию; основные тенденции в развитии русского языка на современном этапе. Проблемы употребления (функционирования) современного русского языка; основные категории стилистики: соотносительность средств и способов языкового выражения; стиль, стилистическая окраска, стилевая норма; стилистические возможности (ресурсы) языковых единиц разных ярусов; текст как явление языкового употребления; признаки текста; содержание текста и его языковое выражение; факторы, влияющие на выбор и организацию языковых единиц в тексте; языковая композиция в тексте; образы автора и рассказчика и их языковое выражение; приемы субъективации авторского повествования; языковые построения с установкой на изображение «чужого слова»; межтекстовые связи («интертекстуальность»); структура текста; пути и приемы стилистического анализа текста; функциональные стили современного русского литературного языка; разновидности современного разговорного языка; язык художественной литературы, его специфика и его взаимодействие с функциональными стилями и разновидно­стями разговорного языка.




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ междисциплинарного государственного экзамена

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Сказка как вид фольклора. Проблема происхождения сказочного вымысла: генетическая связь народной сказки с мифом и ритуалом. Жанровый состав и поэтика сказки. Русская литературная сказка и ее отношение к народной сказке.

Сказка – один из основных видов устной народной прозы. От других устных повествований (преданий, легенд, суеверных рассказов) сказку отличает установка на вымысел. Определение жанровых границ сказки. Систематизация сказок: кумулятивные, легендарные, авантюрные, сказки-анекдоты.

Поэтические черты сказки: антитеза между реальностью и идеалом, поляризация персонажей, линейный сюжет, концентрирующийся вокруг главного героя.

Мифологическая природа сказочного вымысла. Трансформация мифологических  персонажей. Монография В.Я. Проппа «Морфология сказки». Закон сказочной структуры.

Литературная и народная сказки: сюжетно-композиционная организация, мотив, пространственно-временные координаты, типология персонажей, сказочная стилистика). Трансформация фольклорных образов и мотивов в авторских литературных сказках.

Основная литература

1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М., 2004

2. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество. - М.: Академия, 2008

Дополнительная литература

1. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. - Свердловск 1992

2. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка ХХ века: история, классификация, поэтика. – М., 2001

3. Орлова Г.К. Русская сказка конца ХIХ - начала ХХ века // Филологические науки, 2001, №5

4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996

5. Пропп В.Я. Морфология сказки. М. 1969

6. Шустов М.П. Перспективы литературной сказки// Литература в школе, 2002, № 9










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...