Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Преступление и наказание» («Идиот») Ф.М. Достоевского: проблематика, особенности сюжетно-композиционного построения, система образов, стилевая организация.




Общественно-политическая позиция писателя в 1860-х годах, публицистическая и редакторская работа в журналах «Время» и «Эпоха». Создание философских романов в 1860–1880-х годах.

Роман «Преступление и наказание»: художественная структура, сопряжение социальной конкретики и метафизической абстракции, условность повествования, его интеллектуальная напряженность, изображение «ландшафта идеи», принцип сквозного драматического действия, система образов персонажей, особенности повествовательной организации, своеобразие хронотопа произведения, понятие полифонического романа, художественная значимость символических образов и мотивов, интертекстуальный аспект романа, концепция личности и характер психологизма (внимание к кульминационным проявлениям душевных состояний, функция исповеди, внутренний монолог, изображение жизни подсознания, роль приемов недосказанности и загадочности).

Роман «Идиот»: история замысла, образ князя-Христа; постановка проблема и реализация идеи «человек-мир» в структуре философского романа; уровень социальной конкретики и нравственно-этической проблематики; просветительская традиция и взгляд писателя на природу человека, принципы освещения внутреннего мира персонажа (портретные характеристики, соотношение монологической и диалогической речи, литературные аллюзии и реминисценции); соотношение нравственно-этических и религиозно-философских аспектов проблемы «человек-приговор»; способы художественной реализации философской идеи (образы-лейтмотивы, приемы предметной символизации, особая риторика романа); основные метафизические вопросы, поставленные в романе; разрешение проблемы «человек – вечность мироздания» в концепции произведения; способы художественного воплощения идеи (значение живописных образов, организация времени и пространства, роль внесюжетных элементов); проблема «положительно прекрасного человека».

«Реализм в высшем смысле» – творческое открытие Достоевского. Осмысление наследия писателя в критике, философских статьях, литературоведении.

Основная литература

1. История русской литературы 19 века [Текст]. Ч. 2: 1840–1860-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. История русской литературы 19 века [Текст]. Ч. 3: 1870–1890-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

3. Щенников, Г.К., Щенникова, Л.П. История русской литературы 19 века (70–90-е годы) [Текст]. – М., 2005.

Дополнительная литература

1. Бахтин, М.М. Проблемы творчества Достоевского [Текст]. – Киев, 1994.

2. Бердяев, Н.А. О русских классиках [Текст]. – М., 1991.

3. Карякин, Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века [Текст]. – М., 1989.

4. Касаткина, Т.А. Характерология Достоевского: Типология эмоционально ценностных ориентаций. [Текст]. – М., 1996.

5. Кудрявцев, Ю.Г. Три круга Достоевского (Событийное. Социальное. Философское.) [Текст]. – М., 1989.

6. Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах [Текст]. – М., 1994.

7. Мочульский, К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский [Текст]. – М., 1995.

8. Недзвецкий, В.А., Зыкова, Г.В. Русская литературная критика 18–19 веков [Текст]. – М., 2008.

9. Померанц, Г. Открытость бездне. Встречи с Достоевским [Текст]. – М., 1990.

 

Драматургия А.П. Чехова: проблематика, особенности сюжетно-композиционного построения, система образов, стилевая организация.

Драматургия А.П. Чехова – новый этап в развитии русской драмы. Осмысление путей драматургии: «Чайка» как программное произведение писателя.

Особенности чеховской драматургии в пьесах «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»: жанровое своеобразие, новый тип конфликта, драматургическая напряженность внутреннего действия, фабульная расфокусированность диалогов, лирико-психологический подтекст, символическая образность, формы выражения авторской позиции. Театральные интерпретации классических драматургических произведений в XX веке.

Основная литература

1. История русской литературы XIX века. 70–90-е годы [Текст] / под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой, В.Б. Катаева. – М., 2006.

2. История русской литературы 19 века [Текст]. Ч. 3: 1870–1890-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

3. Щенников, Г.К., Щенникова, Л.П. История русской литературы 19 века (70–90-е годы) [Текст]. – М., 2005.

Дополнительная литература

1. Афанасьев, Э.С. Феномен художественности: от Пушкина до Чехова [Текст]. – М., 2010.

2. Зингерман, Б.И. Театр Чехова и его мировое значение [Текст]. – М., 1988.

3. Основин, В.В. Русская драматургия второй половины XIX века [Текст]. – М., 1980. – С. 131–183.

4. Паперный, З.С. «Вопреки всем правилам...»: Пьесы и водевили Чехова [Текст]. – М., 1982. – С. 168–199.

 

Прозаическое творчество И.А. Бунина: проблематика, художественное своеобразие сюжетно-композиционной и повествовательной организации произведений писателя, стилевые координаты.

Основные мировоззренческие доминанты. Проза И.А. Бунина 1890–1900-х годов. Художественные особенности бунинской новеллистики. Предметная изобразительность Бунина. Изображение русского национального характера в повестях о деревне («Деревня», «Суходол»). Модернистские принципы в творчестве И.А. Бунина (феноменологический принцип, новое понимание психологии, специфика повествовательной организации и др.). Ментальность ХIХ и ХХ века в художественном сознании писателя. Идея «живой жизни» в творчестве писателя. «Вечные» темы в прозе Бунина. Категория памяти в художественном мире Бунина. Творчество И. Бунина в эмиграции («Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи»).

 

Основная литература

1. История русской литературы ХХ века. В четырёх книгах. Кн. 1. 1910-1930-е годы / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. – М.: Высшая школа, 2005. – 366 с.

2. Русская литература ХХ в.: Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь: в 3 т. / Под ред. Н.Н. Скатова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.

Дополнительная литература

1. И.А. Бунин: pro et contra. СПБ.: РХГИ, 2001.

2. Карпов, И.П. Проза Ивана Бунина: Кн. для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей. – М., 1999.

3. Кучеровский Н. И. Бунин и его проза (1887-1917). – Тула 1980.

4. Мальцев Ю. Иван Бунин. – М., 1994.

5. Михайлов, О.Н. Жизнь Бунина: "Лишь слову жизнь дана...". - М., 2001.

6. Ничипоров И.Б. "Поэзия темна, в словах не выразима…". Творчество И.А.Бунина и модернизм. Монография. – М., 2003.

7. Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни»: Мир Ивана Бунина» - М., 2004.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...