Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Повесть временных лет» как литературно-историческая эпопея начальной Руси. Значение «Повести временных лет» в возникновении русской литературы.




А.А. Шахматов о структуре редакций «Повести временных лет». Д.С. Лихачев об ансамблевой природе текста «Повесть временных лет». Жанровое многообразие, эпические свойства ансамблевости, мозаичности текста «Повести временных лет». «Поучение» В. Мономаха: композиция, проблематика, библейские мотивы. «Повесть о Васильке Ростиславиче»: сюжетно-композиционная и мотивная структура, образ автора-повествователя, образы лейтмотивов, специфика образной системы и проблематики повести.  Значение концепта «Русская земля» в «Повести временных лет»  и других произведениях литературы Руси. Функция экспозиций в текстах «Повести временных лет». Значение «Повести временных лет»  в системе междукняжеских отношений на Руси. Биографическо-исповедальный жанр в текстах «Повести временных лет». Символизм мотивов народной культуры в литературном контексте «Повести временных лет».

Основная литература

1. Менделеева Л.Д. История литературы Древней Руси. М., 2008

2. Филипповский Г.Ю. Динамическая поэтика русской литературы. Спб., 2008

Дополнительная литература

1. Истоки русской беллетристики. Л., 1973

2. Кусков В.В. История Древнерусской литературы. М., 2006

3. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения Древней Руси. М., 1975

 

Эстетика классицизма: принципы изображения человека и мира, типология конфликта, система жанров и стилей. Специфика русского классицизма. Динамика жанра оды в русском классицизме от М.В. Ломоносова до Г.Р. Державина.

Классицизм как художественная система, принципы классицизма. Развитие классицизма в России. Иерархия жанров классицизма. Ода как основной жанр классицизма. Разновидности оды в творчестве русских классицистов. Становление жанра оды в творчестве М.В. Ломоносова: характер эволюции, своеобразие композиции и стиля. Анализ «Оды на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года»: способы выражения авторской позиции в оде, образ просвещенного монарха, метафорический стиль Ломоносова. Реформирование жанра классицистической оды в творчестве Г.Р. Державина. Специфика изображения монарха в оде «Фелица», своеобразие стиля.

 

Основная литература

1. Лебедева О.Б. Русская литература XVIII века. — М., 2003.

2. Травников С.Н. История русской литературы XVIII века. Практикум. Учебное пособие. — М., 2004.

Дополнительная литература

1. Западов В.А. Литературные направления в русской литературе XVIII в. — СПб., 1995.

2. История русской литературы: В 4 т. Т. 1. — Л., 1980.

3. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия, драма, сатира. — Л., 1973.

4. Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. — М., 1981.

5. Смолина К.А. Русская трагедия. XVIII век. Эволюция жанра. — М., 2001.

6. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Эпоха классицизма. — Л., 1981.

7. Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин. — М., 1979.

 

 

Русский сентиментализм как литературное направление. Этическая и эстетическая концепция сентиментализма. Разнообразие позиций в изображении основных проблем эпохи: А.Н. Радищев и Н.М. Карамзин.

Сентиментализм как литературное направление. Философские и эстетические основы. Система жанров. Этапы становления сентиментализма. Отказ от классицистической нормативности, принцип свободы творчества, «вдохновение», интерес к отдельной личности, принципы индивидуализации формы. Точки зрения ученых на творчество А.Н. Радищева. Проблема жанра «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, структура повествования. Система образов «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева: типология образов, контраст как принцип организации системы образов, способы создания образов. Сентиментальная повесть как жанр. Анализ повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»: гуманистический пафос, система образов и принципы ее построения, функции рассказчика.

 

Основная литература

1. Лебедева О.Б. Русская литература XVIII века. — М., 2003.

2. Травников С.Н. История русской литературы XVIII века. Практикум. Учебное пособие. — М., 2004.

Дополнительная литература

1. Западов В.А. Литературные направления в русской литературе XVIII в. — СПб., 1995.

2. История русской литературы: В 4 т. Т. 1. — Л., 1980.

3. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма: Эстетические и художественные искания. — Л., 1994.

4. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. — М., 1995.

 

Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: проблематика, сюжетно-композиционная организация, система образов, жанровое своеобразие.

Роман в стихах «Евгений Онегин». Жанровое своеобразие произведения («роман в стихах», «собранье пестрых глав», «свободный роман»). Философская, нравственно-психологическая проблематика романа. Основные образы. Образ автора (лирического героя). Своеобразие композиции: сочетание событийной «открытости» и смысловой завершенности. Принципы зеркальной повторяемости и противоречия в романе. Сюжет как контрапункт разнообразных точек зрения. Сон как композиционный центр романа. Функции основных внесюжетных элементов. Онегинская строфа и ее композиционные функции. Характер соотношения «сюжета автора» и «сюжета героев». Вариативность стиля. Система ассоциаций, реминисценций и культурных аллюзий. Авторское тематическое интонирование и ирония.

Основная литература

1. История русской литературы 19 века [Текст]. Ч. 1: 1795–1830-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

Дополнительная литература

1. Лотман, Ю.М. А.С. Пушкин: Исследования и статьи [Текст]. – М., 1996.

2. Непомнящий, В. Пушкин. Русская картина мира. [Текст]. – М., 1999.

3. Скатов, Н.Н. Пушкин [Текст]. – Л., 1991.

4. Сурат, И., Бочаров, С. Пушкин: Краткий очерк жизни и творчества [Текст]. – М., 2002.

5. Чумаков, Ю.Н. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина: В мире стихотворного романа [Текст]. – М., 1999.

6. Чумаков, Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина [Текст]. – СПб., 1999.

 

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: нравственно-философская (религиозно-этическая) проблематика, сюжетно-композиционная организация, система образов, жанровое своеобразие и стиль произведения.

Замысел «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Ориентация на архитектонику «Божественной комедии» Данте. История создания. Нравственно-философское содержание. Жанровое своеобразие. Взаимосвязь поэмы Гоголя с различными традициями: народной культуры (пословиц, обрядовой поэзии), плутовского романа, учительной литературы, житийной традиции и т.д. Интерпретация и оценка Гоголем замысла поэмы. Смысл названия. Композиция поэмы. Лиризм повествования. Символы-лейтмотивы. Символическое значение образов дороги и России (Руси). Функция притчи в «Мертвых душах». Мотивы омертвения и воскрешения как ключевые в поэме Гоголя. Их двоякий смысл и реализация в композиционной структуре и сюжетном движении, в изображении героев и авторских монологах, в символическом и образном строе. Автор и герой в «Мертвых душах». Изменение творческого метода автора от первого ко второму тому. Развитие метода психологического анализа. Принципы типизации, социальная обобщенность и индивидуальная конкретность героев поэмы. Роль портрета и характерной детали в создании образа. Роль диалога в обрисовке героев, их речевые характеристики. Чичиков. Типичность и историческая новизна образа.

Основная литература

1. История русской литературы 19 века [Текст]. Ч. 1: 1795–1830-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. История русской литературы 19 века [Текст]. Ч. 2: 1840–1860-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

Дополнительная литература

1. Виноградов, И.А. Гоголь – художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания [Текст]. – М., 2000.

2. Воропаев, В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество [Текст]. – М., 1998.

3. Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя [Текст]. – М., 1995.

4. Смирнова, Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души» [Текст]. – Л., 1987.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...