Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Функциональная модель АРМинструктора




В данном разделе описываются процессы, выполняемые инструкто- ром при работе в АРМ.

На рисунке 2.7 показана функциональная модель работы инструктора в АРМ в виде диаграммы вариантов использования.

Вариант использования «Составление списка вопросов по темам»начинается cввода «Преподавателем» перечня теоретических модулей, необходимых для освоения «Обучаемыми». Для каждого теоретического модуля формируется множество вопросов (c вариантами ответов и указа-


 

Рисунок 2.7 — Диаграмма вариантов использования работы инструктора вАРМ

 

нием правильного), которые будут использованы при попытке пройти те- стирование обучаемым. По окончании ввода множества вопросов теорети- ческих модулей «Преподаватель» должен задать соответствие между груп- пами «Обучаемых» и списком теоретических модулей, тут же задается их последовательность, с которой должно производитьсятестирование.

«Преподаватель» в ходе выполнения данного варианта использования

«Установка параметров тестирования»устанавливает параметры, по ко- торым будет оценивать успешность прохождения теста обучаемым. Препо- даватель может установить значения таких параметров, как:

- Последовательность прохождения теоретических модулей – после- довательность, в которой «Обучаемый» будет проходить теоретиче- ские модули и, соотвественно, тестирование по ним.

- Допустимый (пороговый) коэффициент освоения теоретического мо- дуля - коэффициент, определяющий на какое минимальное количество вопросов обучаемый должен ответить правильно, чтобы попытка про- хождения тестирования  была засчитанауспешной.

- Допустимая (пороговая) вероятность угадывания обучаемым после- довательности заданий (вопросов в тесте) - коэффициент, до кото- рого должная снизиться вероятность угадывания последовательности тестовых заданий и прекратить выдачу новых вопросов из множества доступных.

- Время на обдумывание варианта ответа - максимальная продолжи- тельность времени, умноженное на количество вариантов ответов в


тестовом задании, которое возможно потратить до выбора правиль- ного варианта ответа и его подтверждения. То есть по его истечении ответ, полученный от «Обучаемого», не будет считаться правильным.

«Преподаватель» после попытки прохождения теста «Обучаемым» имеет возможность просмотреть её результаты, выполняя вариант использо- вания «Просмотр результатов прохождения тестирования обучаемым». В результате выполнения данного варианта использования «Преподаватель» получает детальный отчет о попытке прохождения теста, который включа- ет:

-ФИО«Обучаемого»;

-название теоретическогомодуля;

-результат попытки (Успешно/Неуспешно);

-текущий коэффициентосвоения;

-допустимый (пороговый) коэффициентосвоения;

-текущая вероятность угадывания последовательностизаданий;

-допустимая вероятность угадывания последовательностизаданий;

-вопросы из множества вопросов, автоматически заданные системой (с указанием правильных и выбранных ответов, времени, затраченного на выборответа).

Диаграмма деятельности для работы преподавателя в АРМ для теоре- тического этапа обучения операторов представлена на рисунке А.1 (Прило- жениеА).

При выполнении варианта использования «Установка необходимых показателей до начала обучения»«Преподаватель» вводит значения пара- метров, которые необходимы для начала прохождения практического этапа обучения и оценки его эффективности. Данный вариант использования по- дробнее представлен на рисунке 2.8.

«Преподаватель», выполняя вариант использования «Настройки для всей группы обучаемых», управляет настройками, распространяемыми на выбранную группу обучаемых. При выполнении данного варианта исполь- зования «Преподаватель» может выбирать, какие упражнения должна изу- чать выбранная группа, а какие нет.

«Преподаватель» может вводить и редактировать значения коэффици- ента освоения, сопоставленные с «отличным», «хорошим», «удовлетвори-


тельным», «неудовлетворительным» значениями показателякачества.

Также «Преподаватель» может вводить и редактировать значения па- раметров, которые могут быть использованы как значения по умолчанию для любогоупражнения:

-Итоговое пороговое значение интегрального показателя качества вы- полнения упражнения (комплексного коэффициентаосвоения);

-Рекомендуемое количество попыток выполнения упражнения для освоения умения;

-Допустимое отклонение от итогового порогового значения комплекс-ного коэффициентаосвоения;

-Пороговое значение коэффициента освоения показателя качества (по умолчанию для любого показателя качества любого упражнения).

 

Рисунок 2.8 — Подробная диаграмма варианта использования «Установканеобходимых параметров»

 

При выполнении варианта использования «Установка параметров для выполнения упражнения»«Преподаватель» может вводить и редак- тировать параметры, применяемые для конкретногоупражнения:

-Итоговое пороговое значение интегрального показателя качества вы- полнения упражнения (комплексного коэффициентаосвоения);

-Рекомендуемое количество попыток выполнения упражнения для освоения умения;

-Требуемое количество попыток выполнения упражнения для освоения навыка;

-Пороговое значение коэффициента освоения показателя качества(по


умолчанию для любого показателя качества данного упражнения). Также есть возможность редактирования подсказок и предупрежде-

ний, предоставляемых обучаемому в зависимости от достигнутого значения комплексного коэффициента освоения.

Данный вариант использования включает в себя выполнение вари- антов использования «Ввод информации о группах показателейкачества»,

«Расчет весового показателя качества», «Расчет приоритета показателя ка- чества», «Установка параметров, соответствующих показателюкачества».

При выполнении варианта использования «Ввод информации о груп- пах показателей качества»«Преподаватель» может вводить и редактиро- вать группы показателейкачества.

После выполнения варианта использования «Автоматический расчет весовых коэффициентов показателей качества»«Преподаватель» полу- чает значения т.н. весовых коэффициентов показателей качества выполне- ния упражнения. Так как при расчете весовых коэффициентов показателей качества необходимо учитывать множество критериев, то будет использо- ваться метод анализа иерархий, далее МАИ.

МАИ представляет собой систематическую процедуру для иерархиче- ского представления элементов, которые определяют суть задачи принятия решений, и состоит из следующих этапов:

-Определение цели, альтернативных вариантов достижения цели;

-Построение качественной модели проблемы в виде иерархии c опре- делением критериев для оценки качества альтернатив;

-Определение приоритетов всех элементов иерархии с использованием метода парныхсравнений;

-Синтез глобальных приоритетов альтернатив путем линейной свертки приоритетов элементов наиерархии;

-Проверка суждений насогласованность;

-Принятие решения на основе полученных результатов [11].

Целью в данном случае является определение весов показателей ка- чества, т.е. значимость (важность) показателей в упражнении. Расчитанные веса (весовые коэффициенты) показателей качества будут в дальнейшем ис- пользованы для вычисления комплексного коэффициента освоения при вы- полнении упражнения наКТК.


Перед тем как начать расчет «Преподаватель» определяет список кри- териев, по которым будут сравниваться показатели качества для определе- ния весов с использованием МАИ .

Преподаватель может добавлять, удалять, изменять отдельные крите- рии, аналогично «Преподаватель» имеет возможность добавлять показатели качества (либо группы показателей качества), которые будут оцениваться по этому критерию. Показатели качества – это альтернативы в теории МАИ. Диаграмма деятельности для алгоритма МАИ представлена на рисунке 2.9[12].

 

Рисунок 2.9 — Диаграмма деятельности для алгоритмаМАИ

 

По окончании формирования списков критериев и показателейкаче-


ства «Преподаватель» получает возможность заполнить т.н. матрицы попар- ногосравнения.

Изначально составляется матрица для попарного сравнения критериев на втором уровне по отношению к общей цели (выполнение упражнения), расположенной на первом уровне. Аналогичные матрицы строятся для по- парных сравнений каждой альтернативы на третьем уровне по отношению к критериям второгоуровня.

Матрица попарного сравнения критериев – обратно симметричная матрица , в качестве названий строк и столбцов которой находятся назва- ния критериев, а общая цель (выполнение упражнения) помещена в верши- ну. Главная диагональ матрицы заполняется автоматически единицами (по- скольку при сравнении элемента с самим собой имеет место равная значи- мость).Клетки матрицы заполняются в соответствии с субъективными суж- дениями лиц, принимающих решение (например, мастером производствен- ного обучения). Для проведения парных сравнений критериев и альтернатив в методе анализа иерархий используется специальная шкала [13].

Матрицы попарного сравнения показателей качества – обратно сим- метричные матрицы, в качестве названий строк и столбцов которых пред- ставлены показатели качества (либо группы показателей качества). Главная диагональ заполняется заполняетсяединицами.

Затем следует этап, называемый синтезом приоритетов, в ходе кото- рого на основе полученных матриц парных сравнений формируется набор локальных приоритетов, выражающих относительное влияние элементов на элемент, расположенный на уровне выше. Т.е. вычисляются локальные при- оритеты альтернатив относительно каждого из критериев и локальные при- оритеты критериев относительно общей цели. С методикой расчета можно ознакомиться в[12].

Проверка суждений на согласованность – расчет отклонения. Сравне- ние результата с установленными пределами и принятие решения о необхо- димости пересмотреть матрицы и уточнить их значения.

Последним этапом МАИ является синтез альтернатив, на котором вы- числяются общие приоритеты альтернатив. Полученные на этапе синтеза альтернатив результаты и будут являться весовыми коэффициентами для соответствующих показателейкачества.


Так же как и в варианте использования «Автоматический расчет весо- вых коэффициентов показателей качества» в варианте использования «Ав- томатический расчет приоритетов показателей качества»применяется метод анализаиерархий.

«Преподаватель» составляет список критериев для попарного сравне- ния, списки показателей качества для сравнения относительно критериев.

По окончании формирования списков процесс расчета аналогичен ва- рианту использования «Автоматический расчет весовых коэффициентов по- казателейкачества».

Отличие данных процессов лишь в том, что по окончании расчета мы получаем приоритеты показателейкачества.

Выполняя вариант использования «Установкапараметров,соответ-ствующих показателей качества», «Преподаватель» можетвыбиратьгруп-пу показателей качества, к которой относиться данныйпоказателькачества.Доступно для ввода значение пороговое значение коэффициента осво-

ения показателякачества.

Также «Преподаватель» может вводить и редактировать левые и пра- вые границы интервалов, сопоставленных с «отличным», «хорошим», «удо- влетворительным», «неудовлетворительным» значениями выбранного пока- зателякачества.

Есть возможность ввода допустимого отклонения от правой и (или) левой границинтервалов.

Диаграмма деятельности для работы преподавателя в АРМ для прак- тического этапа обучения представлена на рисунке Б.1 (Приложение Б).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...