Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные направления реализации программы




Система работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования предполагает реализацию следующих направлений:

создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры, безбарьерной среды для слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательной организации;

организация учебной, внеучебной и внешкольной деятельности с учетом реализации задач по формированию экологической культуры здорового и безопасного образа жизни;

организация спортивно-­оздоровительной работы с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и индивидуальных особенностей обучающихся;

формирование экологически сообразного поведения в быту и природе;

организация лечебно-восстановительной и профилактической работы;

организация работы с родителями (законными представителями) и другими организациями.

Экологически безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура, безбарьерная среда для слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательной организации предполагает:

соответствие здания и всех его помещений эпидемиологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам (в том числе нормам освещения для учащихся с нарушенным зрением), нормам пожарной безопасности;

организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;

оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём, адаптированным к особым образовательным потребностям слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

наличие помещений для медицинского персонала;

наличие оборудованных помещений для формирования у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  специальных умений и навыков, повышающих их безопасность, способствующих охране здоровья (кабинеты АФК, ритмики, пространственной и социально-бытовой ориентировки);

 наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу со слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных обеспечить профилактику травм (в том числе психологических), обеспечить их психоэмоциональное благополучие.

Организация урочной, внеурочной и внешкольной деятельности включает:

соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму урочной и внеурочной нагрузки, к организации занятий, предполагающих участие зрения;

использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям, особым образовательным потребностям слабовидящих обучающихся, индивидуальным возможностям слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

освоение медицинскими и педагогическими работниками правил взаимодействия в системе координат «слабовидящий-нормально видящий»;

необходимость строгого контроля со стороны педагогических и медицинских работников состояния нарушенного зрения, психоэмоционального состояния обучающихся;

строгое соблюдение всех требований к использованию технических и тифлотехнических средств обучения в работе с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в том числе компьютеров и аудио­визуальных средств;

осуществление индивидуального контроля соблюдения режима зрительной нагрузки в учебной деятельности, физических нагрузок на занятиях физической культурой, соблюдения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся противопоказаний.

Организация спортивно-оздоровительной работы, проводимая под контролем медицинских работников, направлена на соблюдение оптимального двигательного режима, повышение адаптационных возможностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и индивидуальных особенностей обучающихся и включает:

физическое развитие слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках физкультуры, занятиях адаптивной физической культурой, ритмикой с учетом имеющихся у обучающихся противопоказаний;

организацию часа активных движений (динамической паузы между 3-4 уроками);

организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих поддержанию работоспособности, снятию мышечного напряжения (мышц рук, кистей, спины и шеи), обеспечивающих профилактику зрительного утомления, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности, психоэмоционального тонуса;

организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

регулярное проведение спортивно­-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, спартакиад, олимпиад, походов и др.).

Формирование экологически сообразного поведения в быту и природе предусматривает:

проведение внеурочных мероприятий по ознакомлению с объектами (природоведческие экскурсии, тематические прогулки, трудовая деятельность, походы);

создание условий для непосредственного контакта с объектами живой и неживой природы;

проведение мероприятий, закрепляющих экологически сообразное поведение обучающихся в социальной и природной среде.

Организация лечебно-восстановительной и профилактической работы предусматривает:

медицинскую реабилитацию, направленную на коррекцию и поддержание функций органа зрения, улучшение зрения или принятие мер по сохранению нарушенного зрения, предотвращение рецидивов заболеваний, ухудшающих зрение;

контроль соблюдения офтальмо-гигиенических условий (в том числе учет противопоказаний) воспитания и обучения слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

неукоснительный контроль выполнения лечебных рекомендаций и организации жизнедеятельности обучающегося в соответствии с задачами и этапом медицинской реабилитации;

мероприятия, способствующие развитию и совершенствованию зрительного анализатора, улучшению питания глаз, укреплению склеры и мышц глаз (рацион питания полезный для глаз, освоение и систематическое выполнение учащимся комплексов упражнений для глаз);

педагогические мероприятия, направленные на укрепление физического и психического здоровья обучающегося, поддержание его психоэмоционального тонуса;

воспитание у обучающихся и их родителей (законных представителей) сознательного отношения к охране зрения;

организацию психолого-медико-педагогического сопровождения обучающегося с нарушенным зрением в учебном процессе.

Работа с родителями (законными представителями) включает:

повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам включения слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в чувственно-практическое взаимодействие с окружающим социумом, природной средой;

повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам поддержания и укрепления здоровья обучающегося, в том числе охраны и развития нарушенного зрения, коррекции его физического развития;

организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и др.

В качестве конкретных планируемых результатовосвоения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни выступают:

    сформированность элементарных экологических знаний, представлений;

    сформированность представлений о факторах риска для здоровья человека, для нарушенного зрения (бесконтрольные физические нагрузки, нерегламентированная зрительная работа, обострение хронических заболеваний);

    развитие позитивного отношения к использованию тифлотехнических средств и приемов, облегчающих учебно-познавательную деятельность;

    развитие позитивного отношения к выполнению правил личной гигиены (в том числе гигиены глаз), использованию средств оптической коррекции;

    сформированность элементарных представлений о здоровом образе жизни, и способах его поддерживания;

    сформированность представлений о возможных чрезвычайных обстоятельствах и основных правилах поведения в экстремальных ситуациях;

    сформированность способов безопасного поведения в различных видах деятельности (учебной, трудовой, спортивной и др.);

    воспитание бережного отношения к живой и неживой природе;

    воспитание потребности обращаться по любым вопросам, связанным с состоянием здоровья, к медицинским работникам, находящимся в образовательной организации.

    В качестве обобщенных результатов реализации программы могут выступать следующие показатели:

    динамика показателей здоровья обучающихся (общего показателя здоровья, состояния зрительной системы и др.);

    динамика травматизма, связанного как с несоответствием образовательной среды образовательной организации с точки зрения её безопасности (случаи травматизма), так и низким уровнем развития у обучающихся умений и навыков безопасного поведения в социальной и природной среде;

    динамика показателей количества пропусков по болезни и др.

4.2.5. Программа коррекционной работы

Цель программы — обеспечить оптимизацию личностного развития слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и процессов их социальной адаптации и интеграции.

    Задачами программы выступают:

    создание образовательной среды, обеспечивающей максимально благоприятные условия для личностного развития каждого слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    создание условий для формирования у слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений и навыков, способствующих их социальной адаптации и интеграции;

    профилактика возникновения вторичных отклонений в развитии, коррекция физического развития;

    оптимизация процесса освоения слабовидящими с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП НОО;

оказание педагогическим работникам, родителям (законным представителям) консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Программа коррекционной работы направлена на:

    выявление особых образовательных потребностей обучающихся; 

    реализацию курсов коррекционно-развивающей области и осуществление индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности;

    корректировку организационно-содержательных характеристик программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;

    закрепление и развитие сформированных в процессе групповой и индивидуальной коррекционной работы специальных знаний и умений в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

    повышение компетентности всех участников образовательного процесса, включая родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Программа    коррекционной работы предусматривает:

    проведение обследования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью выявления особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей и имеющихся у них трудностей адаптации к условиям образовательной организации;

     реализацию групповой и индивидуальной коррекционной работы (в том числе и логопедической) с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;

    осуществление мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    осуществление текущей диагностики, позволяющей получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса обучающихся, продвижении слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении специальными знаниями, умениями и навыками;

    корректирование программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;

    обеспечение непрерывности коррекционной поддержки обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни;

    оценку достижения планируемых результатов обучающихся в освоении курсов коррекционно-развивающей области.

    Направления коррекционной работы и их содержание

    Программа коррекционной работы со слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на степени НОО включает в себя взаимосвязанные направления работы, отражающие ее основное содержание.

    Диагностическое направление предполагаеткакпроведение диагностических процедур, так и анализ их результатов с целью учета полученных данных в организации и реализации коррекционной работы и реализуется посредством:

    изучения и анализа данных, представленных психолого-медико-педагогической комиссией на каждого обучающегося;

    изучения социальной ситуации развития и условий семейного воспитания слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    наблюдения за обучающимся с целью выявления трудностей адаптации к условиям образовательной организации;

    проведение обследования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью выявления особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей;

    осуществление текущей диагностики, позволяющей получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса обучающихся, о его продвижении в овладении специальными знаниями, умениями и навыками;

    мониторинг достижений планируемых результатов обучающихся в освоении курсов коррекционно-развивающей области.

    Коррекционно-развивающее направление предполагает обеспечение благоприятных условий для личностного развития каждого обучающегося, овладение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для социальной адаптации и интеграции, коррекцию недостатков физического развития, что реализуется посредством:

     создания образовательной среды, способствующей личностному развитию каждого обучающегося;

    обогащения чувственного опыта, активного и систематического включения в деятельность слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сохранных анализаторов; 

    проведения групповой коррекционной работы посредством реализации курсов коррекционно-развивающей области («Ритмика», «АФК», «Социально-бытовая и пространственная ориентировка») с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;

    проведения индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими наряду с типологическими индивидуальные особые образовательные потребности;

    закрепления и развития сформированных в процессе групповой и индивидуальной коррекционной работы знаний, умений, способов деятельности в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

реализации мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);  

корректирования программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;

    реализации комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по вопросам обучения и воспитания слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Консультативное направление обеспечивает непрерывность коррекционной поддержки обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни, что реализуется посредством:

     взаимодейстия с родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в том числе и по вопросам создания необходимых офтальмо-гигиенических условий для обучения и воспитания слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    проведения специалистами (медицинскими работниками, психологами, учителями-дефектолагами) консультаций педагогических работников по вопросам организации и содержания коррекционной поддержки слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    разработки комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по удовлетворению особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям), педагогическим работникам в их реализации.

    Информационно-просветительское направление направлено на повышение компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам воспитания и обучения слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что реализуется посредством вооружения педагогических работников и родителей (законных представителей) необходимыми знаниями и умениями. Реализация данного направления предусматривает использование различных форм работы: лекций, бесед, тренингов, семинаров и др.

    Механизм взаимодействия специалистов по реализации программы коррекционной работы.

    Основой реализации механизма взаимодействия специалистов, работающих в образовательной организации по реализации программы коррекционной работы выступает компелексный междисциплинарный подход. Данный подход предполагает при разработке организационно-содержательных характеристик коррекционной работы учет данных:

    комплексного (обследование всеми специалистами: медицинскими работниками, психологами, педагогами) обследования обучающегося;

    всестороннего и целостного (исследование познавательной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы, поведения обучающегося) изучения слабовидящего с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Планируемыми результатами освоения программы коррекционной работы выступают:

повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке;

приобретение опыта использования предметно-практических умений и навыков;

умения использовать в учебной деятельности и повседневной жизни все анализаторы, средства оптической коррекции и тифлотехнические средства;

умения учитывать свои зрительные возможности в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни;

умения учитывать имеющиеся противопоказания и ограничения в учебно-познавательной деятельности;

освоение навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья;

овладение вербальными и невербальными средствами общения;

расширение представлений о широком социуме;

освоение педагогическими работниками, родителями (законными представителями) знаний о консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания слабовидящих.

Эффективность механизма взаимодействия специалистов по реализации программы коррекционной работы слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во многом зависит от уровня развития социального партнерства. Социальное партнерство предполагает сотрудничество с образовательными организациями, различными организациями (государственными и негосударственными) и ведомствами, занимающимися вопросами образования и семьи; общественными организациями инвалидов и родительскими ассоциациями, родительской общественностью.

4.2.6. Программа внеурочной деятельности

Цельюорганизации внеурочной деятельности на ступени НОО является создание условий для достижения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей с учётом их типологических и индивидуальных особенностей.

Задачамиорганизации внеурочной деятельности является:

обеспечение элементарной адаптации слабовидящего обучающегося к школьному обучению;

развитие способностей и интересов обучающихся в доступных видах деятельности;

формирование эстетических потребностей и чувств;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

 расширение представлений обучающегося о мире и о себе, его социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

формирование умений, навыков социального общения;

развитие самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;

 формирование основ нравственного самосознания личности;

развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками (в том числе и нормально видящими), родителями (законными представителями) в решении общих проблем;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Совершенствование и развитие содержания, организационных форм реализации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут осуществляться более эффективно при соблюдении общих (гуманистическая направленность, системность, вариативность, добровольность, успешность, социальная значимость) и специальных принципов (учет особых образовательных потребностей, опора на сохранные анализаторы, осуществление воспитания в процессе предметно-практической деятельности, развитие нравственных чувств и представлений за счет создания условий, максимально приближенных к реальной жизни и др).

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, с представителями различных организаций.

Внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное).

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

формирование чувства сопричастности и гордости за спортивные достижения наших соотечественников;

ориентацию на понимание причин успеха/неуспеха в спортивно-оздоровительной деятельности, на понимание оценок учителей, сверстников, родителей;

формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

стремление к максимально возможной физической, социально-бытовой активности и независимости; стремление к физическому совершенствованию;

стремление к проявлению волевых усилий, к преодолению трудностей, к достижению конкретного результата;

стремление к реализации основ здорового образа жизни, к здоровьесберегающему поведению.

Нравственное направление предполагает:

формирование умения давать нравственную оценку своим и чужим поступкам, стремления к выполнению моральных норм;

формирование трудолюбия, положительного отношения к учению, труду, жизни;

воспитание положительного отношения к природе, окружающей среде, любознательности и бережного отношения к живой и неживой природе;

формирование эстетических потребностей и чувств;

способность к оценке своего участия во внеурочной деятельности;

способность к оценке, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание элементарных моральных норм и ориентацию на их выполнение;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

понимание чувств других людей и сопереживание им;

развитие чувства нового.

Социальное направление предполагает:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

формирование навыков организации сотрудничества с педагогами, сверстниками (в том числе и нормально видящими), родителями (законными представителями);

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

воспитание потребности в социальных контактах, предметно-практической деятельности;

формирование умения адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации;

формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватное использование компенсаторных способов деятельности, своей сенсорной системы (в том числе нарушенного зрения) для решения различных задач.

Общекультурное направление предполагает:

знание основных  правил культуры поведения;

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе, ценностного отношения к природе и всем формам жизни, приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;

формирование эстетических чувства, представлений о душевной и физической красоте человека; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

формирование интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

формирование отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости; воспитание стремления к опрятному внешнему виду.

Содержание работы по данным направлениям являются ориентиром для разработки образовательной организацией программы внеурочной деятельности. Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять формы её организации с учетом реальных условий, особых образовательных потребностей обучающихся (в том числе индивидуальных), пожеланий родителей (законных представителей).   

Внеурочная деятельностьобучающихся объединяет все виды их деятельности (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Традиционными формами организации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выступают: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, подвижные и спортивные игры и др.), туристические походы, факультативы.

В качестве нетрадиционных форм организации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут выступать: чаепитие; «день добрых сюрпризов», «конверт вопросов» и др.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательные организации могут использовать возможности организаций дополнительного образования, культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ.

В зависимости от возможностей образовательных организаций, особенностей окружающего социума внеурочная деятельность может осуществляться:

непосредственно в образовательной организации (по типу «школы полного дня»);

на основе оптимизации всех внутренних ресурсов общеобразовательной организации;

в сотрудничестве с другими организациями, специалистами муниципальных методических служб и с участием педагогов образовательной организации (комбинированная схема);

совместно с учреждениями дополнительного образования, спортивными объектами, учреждениями культуры.

В качестве наиболее эффективного пути осуществления внеурочной деятельности со слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выступает одновременное использование 2-х моделей: ее организация непосредственно в школе, и с привлечением организаций дополнительного образования.         

Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в создании условий для полноценного пребывания в школе обучающегося в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и развивающего (в том числе коррекционно-развивающего) процессов в рамках реализации образовательной программы.

Основное преимущество реализации внеурочной деятельности совместно с учреждениями дополнительного образования заключается в предоставлении широкого выбора занятий для слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что обеспечивает создание условий для развития творческих интересов обучающихся, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность.

Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательной организации выступает план внеурочной деятельности. 

План внеурочной деятельности формируется  образовательной организацией и должен быть направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

При взаимодействии образовательной организации с другими организациями создается общее программно ­ методическое пространство, предполагающее разработку рабочих программ курсов внеурочной деятельности, которые должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, разработанной конкретной образовательной организацией.

Планируемыми результатамиосвоения программы внеурочной деятельности выступают личностные результаты.

Личностные результаты включают готовность и способность слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к освоению АООП НОО, социальному взаимодействию, готовность к вхождению в широкий социум; сформированность положительных личностных свойств и качеств характера; отсутствие негативных личностных проявлений в том числе:

сформированность любви к своей родине, городу;

сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру;

освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;

сформированность эстетических потребностей и чувств;

овладение коммуникативными умениями и знание основных норм межличностного взаимоотношения;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками (слабовидящими и нормально видящими) в разных социальных ситуациях;

знание правил безопасного, здорового образа жизни;

развитие интереса к предметно-практической деятельности, к трудовым действиям.

Оценка достижения слабовидящими с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения программы воспитательной работы осуществляется в ходе проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает образовательная организация

Организационный раздел

Учебный план

Примерный учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - примерный учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Примерный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Учебный план должен соответствовать действующему законодательству РФ в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО слабовидящих, АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и выполнение гигиенических требований крежиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом.

Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.

Примерный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть примерного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:

формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с его индивидуальностью;

минимизацию негативного влияния слабовидения сочетающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на развитие обучающегося и профилактику возникновения вторичных отклонений.

Образовательная организация, реализующая АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеет право составлять собственный оригинальный учебный план на основе примерного учебного плана с учетом специфики региона, возможностей организации, контингента обучающихся и пожеланий родителей (законных представителей).

Образовательная организация самостоятельна в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии и т. д.).

Обязательная часть содержит перечень учебных предметов: русский язык, чтение, окружающий мир, математика, рисование, музыка, ручной труд, физическая культура.

Количество часов, отводимых на изучение предметов «Русский язык», «Чтение», может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учетом психофизических возможностей слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, включает:

факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся;

внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы как нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, и обеспечивающую личностное развитие обучающихся;

коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на минимизацию негативного влияния слабовидения, сочетающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.

Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: ритмику, адаптивную физическую культуру, социально-бытовую и пространственную ориентировку, которые являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.

Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения на ступени НОО).

Количество часов, отводимых на коррекционно-развивающую область, закрепляется локальным актом образовательной организации.

·  Учебный план разрабатывается на основании следующих нормативных документов: Закона «Об образовании», нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации и действующего СанПиНа.

Режим работы. Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность посредством реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Примерный учебный план образовательной организации обеспечивает выполнение гигиенических требований крежиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом и предусматривает 5– летний срок (1-5 класс) освоения АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3821 часов.

Учитывая психофизические возможности слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учебные занятия в образовательной организации, реализующей АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проводятся в режиме 5-ти дневной учебной недели. Уроки проводятся в одну смену. Режим работы образовательной организации осуществляется под контролем санитарно-эпидемиологической службы.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет в 1 классе — 33 недели, в 2 – 5 классах – не менее 34 недель.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное усвоение учебных предметов. Учебные занятия в школе с 1-го по 5 - й класс начинаются в 9 часов, нулевые уроки отсутствуют.

Продолжительность урока во 2– 5 -х классах – 40 минут, в 1- ом классе – 35 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков – по 20 минут.

Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1 классе - 35 минут, во 2-5 классах – 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет 20 минут.

С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания

учебной нагрузки в первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1-ом классе каждый день проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение первоначальных математических представлений, используются упражнения по развитию нарушенного зрения. Домашние задания задаются обучающимся с учетом их индивидуальных возможностей. В 1-м классе обучение осуществляется без обязательных домашних заданий, следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию детей. Цель таких заданий – формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1-й четверти возможны только задания организационного характера (приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму, природный материал и т.п.). Во 2-й четверти – познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо завершение в домашних условиях работы, начатой в классе (за исключением предмета «Технология»). Общее время на их выполнение не должно превышать 15 минут.

Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу «минимакс»: часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть – по желанию ученика. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, обозначенных действующим СанПиНом. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3-м классе – до 1,5 ч (90 минут), в 4–5 -м – до 2 ч – 120 минут.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в том числе коррекционно – развивающей области). Между последним уроком и началом выше перечисленных занятий рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно-развивающую область), составляет не более 1680 часов. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, в 1 - 5 классах составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на ступени НОО) и определяется приказом образовательной организации.

 

 

Примерный годовой учебный план начального общего образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3)

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I  класс II класс IIIкласс IV класс V класс

Обязательная часть

Язык и речевая практика

Русский язык 165 170 136 136 136 743
Чтение (Литературное чтение) 132 136 136 136 136 676
Математика Математика 132 136 136 136 136 676
Естествознание Окружающий мир 33 34 34 34 34 169

Искусство

Музыка 33 34 34 34 34 169
Рисование 33 34 34 34 34 169
Технология Ручной труд 33 68 68 68 68 305
Физическая культура Физическая культура   99     102     102     102     102     507

Итого:

693 714 714 714 714 3447

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-ти дневной учебной неделе

0 68 102 102 102 374

Предельно допустимая годовая нагрузкапри 5-дневной учебной неделе

693 782 782 782 782 3821

Внеурочная деятельность

330 340 340 340 340 1690

Коррекционно-развивающая область

198 204 204 204 204 30

Ритмика

33 34 34 34 34 169

Адаптивная физическая культура

33 34 34 34 34 169

Социально-бытовая и пространственная ориентировка

66 68 68 68 68 338

Индивидуальные коррекционные занятия

66 68 68 68 68 338

Другие направления внеурочной деятельности

132 136 136 136 136 676

Спортивно-оздоровительное

33 34 34 34 34 169

Нравственное

33 34 34 34 34 169

Социальное

33 34 34 34 34 169

Общекультурное

33 34 34 34 34 169

Всего

1023 1122 1122 1122 1122 5511

Примерный недельный учебный план начального общего образования слабовидящих обучающихся

С легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3)

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I  класс II класс III класс IV класс V класс

Обязательная часть

Филология

Русский язык 5 5 4 4 4 22
Чтение (Литературное чтение) 4 4 4 4 4 16
Математика Математика 4 4 4 4 4 16
Естествознание Окружающий мир 2 1 1 1 1 6

Искусство

Музыка 1 1 1 1 1 5
Рисование 1 1 1 1 1 5
Технология Ручной труд 1 2 2 2 2 9
Физическая культура Физическая культура   3     3     3     3     3     15

Итого:

21 21 20 20 20 85

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-ти дневной учебной неделе*

0 2 3     3     3     11

Предельно допустимая недельная нагрузкапри 5-дневной учебной неделе

21 23 23 23 23 113

Внеурочная деятельность

10 10 10 10 10 50

Коррекционно-развивающая область

6 6 6 6 6 30

Ритмика

1 1 1 1 1 5

Адаптивная физическая культура

1 1 1 1 1 5

Социально-бытовая и пространственная ориентировка

2 2 2 2 2 10

Индивидуальные коррекционные занятия

2 2 2 2 2 10

Другие направления внеурочной деятельности

4 4 4 4 4 17

Спортивно-оздоровительное

1 1 1 1 1 5

Нравственное

1 1 1 1 1 5

Социальное

1 1 1 1 1 5

Общекультурное

1 1 1 1 1 5

Всего

31 33 33 33 33 161

* Часы, выделенные на часть, формируемую участниками образовательного процесса, рекомендуется использовать на курсы коррекционно-развивающей области

Система условий реализации примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Система условий реализации АООП НОО в соответствии

с требованиями Стандарта (далее – система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.

Система условий должна учитывать особенности организации, а также её взаимодействие с социальными партнерами.

Система условий должна содержать:

описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение);

контроль состояния системы условий.

С целью сохранения единого образовательного пространства страны требования к условиям получения образования слабовидящими обучающимися включают требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации АООП НОО и достижениям планируемых результатов данной категорией обучающихся и отдельных групп слабовидящих.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам образовательной среды, обеспечивающей: высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для всех обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества; духовно-нравственное развитие, воспитание слабовидящих; охрану и укрепление их физического, психического и социального здоровья; коррекцию нарушений развития и профилактику возникновения вторичных отклонений развития у слабовидящих.

В целях обеспечения реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательной организации должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

выявления и развития способностей обучающихся через систему секций, студий и кружков, и через использование возможностей образовательных организаций дополнительного образования;

расширения социального опыта и социальных контактов слабовидящих, в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья;

учета особых образовательных потребностей, характерных для категории обучающихся и для отдельных групп слабовидящих;

участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке АООП НОО, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию части АООП НОО, формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с запросами слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их родителей (законных представителей), спецификой образовательной организации;

использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, тифлотехнических средств обучения и средств обучения, соответствующих особым образовательным потребностям слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

обновления содержания АООП НОО, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их родителей (законных представителей);

эффективного управления образовательной организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования;

эффективной самостоятельной работы слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при поддержке педагогических работников.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 1183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...