Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни




Процесс формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, являясь составной частью воспитательного процесса слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальной ступени образования, опирается на общие (систематичность, непрерывность, междисциплинарность, преемственность урочной, внеурочной и внешкольной деятельности) и специальные (учет особых образовательных потребностей, учет состояния зрительных функций, опора на сохранные анализаторы, обогащение и расширение практического опыта с опорой на компенсаторные возможности обучающихся, необходимость соблюдать офтальмо-гигиенические рекомендации) принципы.

    Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учетом факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья обучающихся:

неблагоприятные экологические, социально-экономические условия;

факторы риска, имеющие место в образовательных организациях и приводящие к ухудшению здоровья обучающихся (факторы негативного влияния на нарушенное зрение, сохранные анализаторы и др.);

факторы риска, отражающие трудности пространственной ориентировки при преодолении препятствий в условиях осуществления практической деятельности на суженой сенсорной основе;

 отсутствие сознательного отношения обучающихся к своему здоровью, в том числе к нарушенному зрению и другим сохранным анализаторам.

    Цель программы: формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни путем расширения и обогащения опыта экологически сообразного и безопасного поведения в социальной и природной среде.

    Задачами программы выступают:

    формирование элементарных экологических знаний, представлений;

    формирование представлений о факторах риска для здоровья человека;     формирование представлений о факторах риска для нарушенного зрения (бесконтрольные физические нагрузки, нерегламентированная зрительная работа, несоблюдение светового режима и др.);

    развитие потребности в использовании средств оптической коррекции, тифлотехнических средств и приемов, облегчающих учебно-познавательную деятельность;

    развитие позитивного отношения к выполнению правил личной гигиены (в том числе гигиены глаз, выполнение режимных моментов, соблюдение принципов правильного питания);

    формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни, и способах его поддерживания;

    формирование представлений о возможных чрезвычайных обстоятельствах и основных правилах поведения в экстремальных ситуациях;

    формирование способов безопасного поведения в различных видах деятельности (учебной, трудовой, спортивной и др.);

    воспитание бережного отношения к живой и неживой природе;

    воспитание потребности обращаться по любым вопросам, связанным с состоянием здоровья, к медицинским работникам, находящимся в образовательной организации.

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является направляемая и организуемая взрослыми практическая работа обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей, способствующая: практическому освоению ими знаний основ здорового образа жизни; адаптации к предметно-пространственной среде образовательной организации; развитию потребности взаимодействия с природной средой; пониманию роли в жизнедеятельности человека режима дня, двигательной активности, правильного питания, выполнения правил личной гигиены (в том числе гигиены глаз), правил использования и хранения средств оптической коррекции.

При реализации программы необходимо учитывать наряду с возрастными особенностями психофизиологические характеристики слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их особые образовательные потребности, потенциальные возможности.

Этапы организации работы образовательной организации по реализации программы.

    Работа образовательной организации по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни может быть реализована в два этапа.

    Первый этап направлен на анализ состояния и планирование работы образовательной организации по данному направлению и включает:

    анализ имеющихся в образовательной организации условий, необходимых для реализации программы с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    организацию здоровьесберегающей среды в образовательной организации с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (создание безбарьерной предметно-пространственной и социальной среды, строгое соблюдение регламента зрительной работы, физических нагрузок и др.);

    выделение приоритетных направлений работы с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

    Второй этап направлен на реализацию работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

    Работа с обучающимися включает:

формирование представлений об экологически сообразном поведении человека в быту и природе;

    освоение предметно-пространственной среды образовательной организации;

    организацию и расширение практического опыта экологически сообразного и безопасного взаимодействия обучающихся с природной и социальной средой с использованием всех анализаторов;

    формирование и развитие специальных умений, необходимых в процессе взаимодействия обучающихся с природной и социальной средой (умения ориентироваться в знакомом и незнакомом пространстве, в замкнутом, свободном пространстве, умения самообслуживания и др.);

    закрепление полученных знаний и умений на курсах коррекционно-развивающей области, в процессе изучения учебных предметов, во внеурочной и внеклассной работе.

    Реализация указанного направления требует проведения мероприятий, направленных на экологическое просвещение обучающихся, сохранение и укрепление их здоровья, профилактику вредных привычек.

    Работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни требует сотрудничества с педагогическими работниками, родителями (законными представителями), которое может реализовываться за счет:

    просветительской работы по вопросам формирования у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

    обеспечения педагогических работников, родителей (законных представителей) информационными ресурсами, в том числе необходимой учебно-методической литературой;

    привлечения педагогических работников, родителей (законных представителей) к участию в спортивно-оздоровительных, лечебных, природоохранных мероприятиях и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...