Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа нравственного развития, воспитания




Программа нравственного развития, воспитания слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на личностно-социальное развитие обучающихся, их социализацию.

    Цель программы: создание нравственно-воспитывающей среды, (включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность), способствующей личностно-социальному развитию обучающихся, их социализации.

    Реализация целевых установок программы осуществляется в процессе решения двух групп задач:

    расширение, обогащение нравственных представлений обучающихся, выступающих в качестве основы, обеспечивающей понимание (в соответствии с возрастными и типологическими особенностями) современного социокультурного контекста и реализацию поведения в соответствии с принятыми нормами;

    нивелирование негативных качеств характера и личностных проявлений слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Задачи нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуются посредством:

    воспитания любви к своей Родине: любови к своей стране, городу, краю;

    воспитания любви к своему национальному языку, культуре;

    формирования основ нравственного сознания личности (совести) - способности обучающегося выполнять определенные (доступные) нравственные обязательства;

    формирования основ нравственного поведения в обществе, т.е. формирование умения придерживаться в своём поведении освоенных моральных норм;

    воспитания положительного отношения к семье в жизни человека, знакомство с традициями российской семьи;

    воспитания уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;

    воспитания трудолюбия, усердия;

    воспитания положительного и бережного отношения к природе, окружающей среде, интереса к взаимодействию с миром живой и неживой природы;

    развития чувства прекрасного, развития умения находить прекрасное в окружающей жизни и природе, самореализовываться в доступных видах художественной деятельности;

    формирования культуры поведения (вербальной и невербальной);

    развития доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

    развития потребности в двигательной активности, участия в предметно-практической деятельности (социально-бытовой, ориентировочной и др.);

воспитания бережного отношения к своему здоровью, в том числе к нарушенному зрению.

Образовательная организация может конкретизировать общие задачи нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для более полного достижения национального воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся, пожеланий их родителей (законных представителей).

В основу содержания программы нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены как общие (ориентация на идеал, следование нравственному примеру, идентификация, диалогическое общение, полисубъектность воспитания, системно-деятельностная организация воспитания, аксиологический принцип), так и специальные принципы (учет образовательных потребностей, опора на сохранные анализаторы, развитие нравственных чувств и представлений слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обогащение социально-нравственного опыта, создание условий, максимально приближенных к реальной жизни).

Реализация программы нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется по следующим направлениям, включающим нравственные и культурные традиции нашей страны:

Воспитание любви, уважения к стране, городу (краю), гордости за свою Родину.

Ценности: любовь к своей стране, своему городу (краю), своей школе.

Воспитание нравственных чувств, расширение (коррекция) нравственных представлений.

Ценности: нравственный выбор; справедливость; ответственность; забота и помощь, честность, щедрость; знания о другом человеке, самостоятельность.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение к родителям; забота о старших

и младших; здоровье, физическое развитие; стремление к здоровому образу жизни; охрана нарушенного зрения, охрана и развитие сохранных анализаторов.

Воспитание трудолюбия.

Ценности: уважение к собственному труду и результату труда других; настойчивость; бережливость; трудолюбие; самореализация, познание себя, чувство нового.

Воспитание положительного отношения к природе, окружающей среде.

Ценности: родная земля; природа; окружающая среда; мир живой и неживой природы, чувство нового.

Воспитание эмоционально-положительного отношения к прекрасному, формирование эстетических чувств.

Ценности: красота; красота в окружающей жизни; красота в природе; мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в доступных видах художественной деятельности.

    Образовательная организация может расширить сектор представленных направлений, отдать приоритет тому или иному направлению, конкретизировать направления различными видами, формами деятельности.

Основное содержание нравственного развития, воспитания обучающихся:

Воспитание любви, уважения к стране, городу (краю), гордости за свою Родину:

элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества;

представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация;

уважительное отношение к своему национальному языку и культуре;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни страны;

стремление участвовать в делах класса, школы, семьи, своего, города (населенного пункта);

умение отвечать за свои поступки;

позитивное отношение к окружающим;

негативное отношение к нарушению порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств, расширение (коррекция) нравственных представлений:

первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

различение хороших и плохих поступков;

представления о правилах поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

стремление к социальным контактам, социально - бытовой активности и независимости;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

освоение этикета речевого общения, средств невербального общения;

стремление к здоровому образу жизни, бережному отношению к своей сенсорной системе, в том числе к нарушенному зрению;

стремление избегать плохих поступков, негативных личностных проявлений (упрямство, подозрительность и др.); умение оценить неправильность своего действия;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

Воспитание трудолюбия:

первоначальные представления о нравственных основах учёбы, труда и их значении в жизни человека;

уважение к труду старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях; представления о доступных профессиях;

ценностное отношение к учёбе как виду практической, творческой деятельности;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

первоначальные навыки коллективной работы;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

позитивное отношение к природе и всем формам жизни;

расширение элементарного опыта природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание эмоционально-положительного отношения к прекрасному, формирование эстетических чувств:

представления о душевной и физической красоте человека;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Реализация программного содержания нравственного развития, воспитания требует от образовательной организации создания необходимых условий, обеспечивающих включение слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в разные виды деятельности, что создает основу для деятельностного освоения обучающимися базовых национальных, нравственно-этических, эстетических ценностей.

В тоже время, в программу должны быть включены мероприятия, способствующие интеграции слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в широкий социум.

В качестве таких мероприятий выступают:

участие в игровых программах, позволяющих обучающимся приобретать опыт ролевого нравственного партнёрского взаимодействия в системе координат «слабовидящий-нормально видящий»;

участие в коллективных играх, досуговых мероприятиях;

расширение опыта позитивного взаимодействия в семье в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий;

участие в экскурсиях для расширения представлений о жизни широкого социума, знакомства с различными видами труда, доступными профессиями;

приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома;

получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов;

участие в конкурсах;

получение первоначального опыта самореализации в доступных видах творческой деятельности (на уроках, во внеурочной деятельности, в условиях дополнительного образования).

Важным условием эффективной реализации задач нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является эффективность педагогического взаимодействия различных образовательных организаций (учреждений дополнительного образования, культуры, спорта) при ведущей роли педагогического коллектива образовательной организации.

Эффективность реализации программы во многом определяется взаимодействием образовательной организации с семьей, родителями (законными представителями).

Образовательная организация, с одной стороны, направляет свои усилия на:

    содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем нравственного развития, воспитания обучающихся, в том числе в решении вопросов удовлетворения индивидуальных особых образовательных и личностных потребностей слабовидящего с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей) по вопросам нравственного развития, воспитания слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования адекватного отношения к запросам и возможностям своего ребёнка.

С другой стороны, образовательная организация опирается на положительный опыт семейного воспитания слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и продуктивно его использует в образовательном процессе.

В работе с родителями могут быть использованы различные организационные формы: родительские собрания, родительские конференции, собрания-диспуты, родительские лектории, семейная гостиная, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, семинары, воскресные школы, педагогические тренинги и др.

В качестве планируемых результатовнравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выступают: расширение, обогащение нравственных представлений, нивелирование негативных качеств характера и личностных проявлений слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что проявляется в:

    воспитании любви к своей Родине: любовь к своей стране, городу, (родному краю);

    воспитании любви к своему национальному языку, культуре;

    сформированности основ нравственного сознания личности (совести) - способности обучающегося выполнять определенные (доступные) нравственные обязательства,

    сформированности основ нравственного поведения в обществе, т.е. сформированные умения придерживаться в своём поведении освоенных моральных норм;

    воспитании позитивного отношения к семье в жизни человека, знание традиций российской семьи;

    воспитании уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;

    воспитании трудолюбия, усердия;

    воспитании положительного и бережного отношения к природе, окружающей среде, интереса к взаимодействию с миром живой и неживой природы; 

    развитии чувства прекрасного, развитие умения находить и прекрасное в окружающей жизни и самореализовываться в доступных видах художественной деятельности;

    сформированности культуры поведения (вербальной и невербальной);

    развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

    развитии потребности в двигательной активности, участии в предметно-практической деятельности (социально-бытовой, ориентировочной и др.);

    воспитании бережного отношения к своему здоровью, своей сенсорной системе, в том числе к нарушенному зрению.

    Особыми достижениями в нравственном развитии, воспитании слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выступает развитие у них способности использовать сформированные представления (нравственные и социальные), способы деятельности, положительные личностные качества в реальной жизни.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...