Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие коммуникативной деятельности




Слабовидящие обучающиеся осознают значимость общения в жизни человека и для своего дальнейшего развития. У них будет формироваться потребность в общении, в использовании средств общения. У обучающихся будут развиваться навыки коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащаться представления о себе и своих возможностях; формироваться образы окружающих людей, развиваться вербальные и невербальные средства общения, будет расширяться и обогащаться социальный опыт. У них будет развиваться межличностная система координат «слабовидящий – нормально видящий».

Слабовидящие обучающиеся расширят и углубят знания о себе, своих коммуникативных возможностях.

Обучающиеся приобретут опыт самовыражения в мимике, жестах, пантомимике, в речи. У них сформируется положительная самооценка.

Слабовидящий обучающийся научится:

Общение и его роль в жизни человека:

понимать роль общения в жизни человека;

понимать основные нормы и правила общения;

понимать и дифференцировать средства речевого и неречевого общения;

осознавать роль зрения, речи, движений, слуха в общении.

Формирование образа человека:

дифференцировать части тела, использовать движения тела адекватно ситуации общения;

дифференцировать, узнавать, называть базовые эмоции;

применять некоторые движения и действия человека в ситуации общения;

использовать способы обогащения опыта восприятия и понимания партнера по общению.

Формирование коммуникативной грамотности:

использовать адекватно ситуации вербальные и невербальные средства общения;

практической дифференциации двигательно-мышечных ощущений в использовании невербальных и вербальных средств общения;

основам риторики;

использовать свои коммуникативные способности.

Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия:

создавать ситуацию общения;

использовать пространственные, социально-бытовые представления, умения и навыки в коммуникативной деятельности;

регулировать совместные с партнером действия.

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей:

осмысленному, целостному и детализированному зрительному восприятию, использованию сохранных анализаторов для ориентации в коммуникативной ситуации;

моделировать разные ситуации общения;

координировать свои действия и высказывания;

строить и использовать речевые модели.

3.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения слабовидящими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися АООП НООцелесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.

Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования слабовидящих, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.

Основным направлением и целью оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО слабовидящих являются оценка образовательных достижений обучающихся.

Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО призвана решать следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание слабовидящих обучающихся, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО, курсов коррекционно-развивающей области и формирование универсальных учебных действий;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов НОО;

предусматривать оценку достижений обучающихся, освоивших АООП НОО;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

В соответствии со Стандартом слабовидящих результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми как для оценки качества образования, так и для оценки педагогических кадров, деятельности образовательной организации, состояния и тенденций развития системы образования в целом.

Система оценки достижения слабовидящими обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Оценка личностных достижений может осуществляться в процессе проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых личностных результатов, но и корректировать (в случае необходимости) организационно-содержательные характеристики АООП НОО. В целях обеспечения своевременности и объективности оценки личностных результатов целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.

Для полноты оценки личностных результатов следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку важным параметром оценки служит формирование у обучающихся готовности и способности к их проявлению в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной, семейной).

Личностные результаты в соответствии с требованиями Стандарта слабовидящих обучающихся не подлежат итоговой оценке.

Основным объектом оценки метапредметныхрезультатов освоения обучающимися АООП служит сформированность таких метапредметных действий как:

речевые, среди которых особое место занимают навыки осознанного чтения и работы с информацией;

коммуникативные, необходимые для учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.

Оценка уровня сформированности у обучающихся универсальных действий проводится в форме неперсонифицированных процедур. Содержание оценки, критерии, процедура, состав инструментария оценивания, форма представления результатов разрабатывается ОО с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

Оценка предметных результатов овладения АООП НОО представляет собой оценку достижения слабовидящими обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам, курсам коррекционно-развивающей области.

Особое значение для продолжения обучающимися образования и ослабления (нивелирования) влияния нарушений развития на их учебно-познавательную и практическую деятельность имеют две группы предметных результатов:

 усвоение опорной системы знаний по учебным предметам, входящим в общеобразовательную область (на ступени НОО особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике);

овладение содержанием курсов коррекционно-развивающей области, направленным на выравнивание стартовых возможностей в получении обучающимися образования за счет ослабления влияния нарушений развития на учебно-познавательную и практическую деятельность, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.

Оценка достижения обучающимися данной группы предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, диагностические задания, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Система оценки предметных результатов, связанных с освоением учебных предметов, предполагает оценку динамики образовательных достижений слабовидящих и включает оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, оценку индивидуального прогресса в развитии обучающегося.

 Объектом итоговой оценки предметных результатов, связанных с освоением учебных предметов, служит способность обучающихся решать учебно - познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися, с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного предмета.

Объектом оценки личностных результатов, связанных с овладением содержанием курсов коррекционно-развивающей области, служит готовность обучающихся решать в соответствии с возрастными возможностями учебно-познавательные и практические задачи (с использованием средств, релевантных содержанию курсов коррекционно-развивающей области), проявлять активность и самостоятельность в различных сферах жизнедеятельности.

В соответствии со Стандартом при разработке АООП НОО образовательная организация разрабатывает собственную программу оценки предметных результатов данной группы с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:

1) полный перечень результатов, прописанных в содержании Стандарта, которые выступают в качестве критериев оценки. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен образовательной организацией;

2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице:

Критерий Параметры оценки Индикаторы

Овладение навыками коммуникации для установления контактов с окружающими (курс коррекционно-развивающей области «Развитие коммуникативной деятельности»)

сформированность навыков коммуникации со взрослыми

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми
способность соблюдать принятые нормы коммуникативного поведения в различных ситуациях межличностного взаимодействия
способность обращаться к взрослым за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию с учениками класса, школы 
способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками (в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья)
  способность использовать коммуникативное поведение, адекватное конкретной ситуации
  владение средствами коммуникации способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации
  адекватность использования средств межличностной коммуникации способность использовать средства межличностной коммуникации адекватные для конкретной ситуации

 

3) систему оценки результатов (балльная, уровневая, экспертная и др.);

4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, «Карта индивидуальных достижений обучающегося»);

5) материалы для проведения процедуры оценки результатов;

6) локальные акты образовательной организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

Для полноты оценки достижений планируемых результатов следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку важным параметром оценки служит формирование у обучающихся готовности и способности к их проявлению в повседневной жизни, в различных социальных средах (школьной, семейной).

На итоговую оценку, результаты которой используются для принятия решения о возможности продолжения обучения на следующей ступени, выносятся предметные результаты, связанные с усвоением опорной системы знаний по учебным предметам и метапредметные результаты. Предметные результаты, связанные с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, в соответствии с требованиями Стандарта, не подлежат итоговой оценке.

При оценке педагогических кадров (в рамках аттестации), деятельности ОО (в ходе аккредитации), системы образования в целом учитывается оценка достижений слабовидящими обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО. Оценка достижения планируемых результатов освоения АООП НОО осуществляется с учётом результатов мониторинговых исследований федерального, регионального, муниципального уровней, где объектом оценки выступает интегративный показатель, свидетельствующий о положительной динамике обучающихся.

Содержательный раздел

3.2.1. Программа формирования универсальных учебных действий

Программа формирования универсальных учебных действийдалее УУД, имея междисциплинарный характер, служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.

Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта слабовидящих обучающихся, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования слабовидящих с учетом их особых образовательных потребностей за счет развития универсальных учебных действий, лежащих в основе умения учиться. Это достигается путём освоения слабовидящими обучающимися знаний, умений и навыков по отдельным учебным предметам, курсам коррекционно-развивающей области. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с практическими действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний, умений и навыков слабовидящим определяется освоением им универсальных учебных действий.

Программа формирования УУД у слабовидящих обучающихся:

устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования данной группы обучающихся;

определяет состав и характеристики универсальных учебных действий, доступных для освоения слабовидящими обучающимисяв младшем школьном возрасте;

выявляет связь УУД с содержанием учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.

Формирование универсальных учебных действийвыступает основой реализации ценностных ориентиров начального общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся.

Ценностными ориентирами начального общего образования выступают:

• формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач;

 опоры на опыт взаимодействий в системе координат "слабовидящий-нормально видящий", "слабовидящий-слабовидящий";

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

принятия и уважения ценностей семьи, д образовательной организации, коллектива и стремления следовать им;

ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности;

восприятия «образа Я» как субъекта учебной деятельности;

внутренней позиции к самостоятельности и активности;

развития эстетических чувств;

• развитие умения учиться на основе:

развития широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развития чувственной основы познания, формирования компенсаторных способов учебной деятельности;

• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:

формирования самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе и к окружающим, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

формирования целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

формирования умения противостоять действиям и ситуациям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий, представляющих обобщённые действия, открывает слабовидящим возможность широкой ориентации в учебных предметах, в строении самой учебной деятельности, способствует освоению компонентов учебной деятельности, развитию познавательных и учебных мотивов, что оптимизирует протекание процесса учения.

Функциями универсальных учебных действий выступают:

обеспечение слабовидящему обучающемуся возможности самостоятельно осуществлять процесс учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для личностного развития обучающихся, для успешного и эффективного усвоения знаний, умений, навыков и способов деятельности в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области;

оптимизация протекания процессов социальной адаптации и интеграции посредством формирования универсальных учебных действий;

обеспечение преемственности образовательного процесса.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на формирование у слабовидящих обучающихся личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.

Формирование учебных универсальных действий.

В результате изучения всех без исключения предметов и курсов коррекционно-развивающей области АООП НОО для слабовидящих обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия включают:

внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно ­ познавательные и внешние мотивы;

учебно ­ познавательный интерес к учебному материалу;

развитие потребности в сенсорно-перцептивной деятельности, способность к использованию адекватных учебным задачам способов чувственного познания;

ориентацию на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, на понимание оценок учителей, сверстников, родителей;

способность к оценке своей учебной деятельности;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение;

установку на здоровый образ жизни (в том числе охрану анализаторов и нарушенного зрения) и её реализацию в реальном поведении и поступках;

потребность в двигательной активности, мобильность;

ориентацию на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость в доступных видах деятельности;

принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

развитие чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

овладение доступными видами искусства.

Регулятивные универсальные учебные действия представлены следующими умениями:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры - действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

адекватно использовать все анализаторы для формирования компенсаторных способов деятельности; различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать запись результатов решения задачи;

использовать регулирующую и контролирующую функцию зрения в бытовой и учебной деятельности;

осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации.

Познавательные универсальные учебные действия представлены следующими умениями:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково ­ символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (сравнение, сериацию и классификацию), выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приёмов решения задач;

предупреждать вербализм знаний и умений; устанавливать связь чувственного и логического;

адекватно использовать информационно-познавательную и ориентировочно-поисковую роль зрения;

владеть компенсаторными способами познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия представлены следующими умениями:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

научится адекватно использовать компенсаторные способы, зрительное восприятие для решения различных коммуникативных задач;

использовать невербальные средства общения для взаимодействия с партнером.

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно­личностного, познавательного развития слабовидящих обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, в условиях внеурочной и внешкольной деятельности.

На ступени начального общего образования формирование универсальных учебных действий осуществляется на таких предметах, как «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология (труд)», «Физическая культура» и на коррекционно-развивающих курсах, таких как «Ритмика», «АФК», «Развитие зрительного восприятия», «Пространственная ориентировка», «Социально-бытовая ориентировка», «Развитие коммуникативной деятельности».

Каждый учебный предмет раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

В рамках учебных предметов формируются следующие универсальные учебные действия:

«Русский язык»:

логические действия анализа, сравнения, установления причинно ­ следственных связей;

знаково ­ символические действия - замещения (например, звука буквой);

структурирование знаний;

алгоритмизация учебных действий;

построение логической цепочки рассуждений;

осознанное и произвольное высказывание в устной и письменной речи;

моделирование (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова);

планирование, контроль и действенная проверка результата деятельности;

регулирующая и контролирующая роль зрения – осознание слабовидящим использования своего зрения как канала освоения, контроля, коррекции, оценки выполнения практического действия;

ориентировочно-поисковая роль зрения – осознание слабовидящим использования своего зрения как канала получения информации;

творческая самореализация, т.е. осмысление слабовидящими обучающимися «образа Я» как творца умственной деятельности;

рефлексия на основе вербальной информации извне, способов и условий взаимодействия, контроль и оценка процесса и результатов взаимодействия;

адекватные возрасту формы и функции речи, включая обобщающую, планирующую и компенсаторную функции.

«Литературное чтение»:

 смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;

самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально ­ действенной идентификации;

чувство любви к своей Родине; нравственная оценка через выявление содержания и значения действий персонажей;

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

нравственно ­ этическое оценивание через выявление
морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

понимание контекстной речи на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

моделирование (воссоздание) образов героев, картин событий и поступков персонажей на основе получения вербальной и невербальной информации;

произвольное и выразительное построение контекстной речи с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе с использованием аудиовизуальных средств;

установление логической причинно­следственной последовательности событий и действий героев произведения;

построение плана литературного произведения с выделением существенной и дополнительной информации;

структурирование знаний;

формулирование собственного мнения и позиции;

смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

владение компенсаторными способами познавательной деятельности;

взаимодействие с партнерами в системе координат «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий при обсуждении прочитанных произведений и др.

«Иностранный язык»:

принятие и сохранение учебной задачи;

адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых средств, для решения различных коммуникативных задач, владение диалогической и монологической формой коммуникации;

построение речевого высказывания в устной и письменной речи;

знаково-символические действия, их дифференциация в сопоставлении с русским языком;

структурирование знаний;

учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме;

умения взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» при изучении иностранного языка;

внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к другим странам и народам.

«Математика»:

действия организации и решения математических задач (в том числе логические и алгоритмические);

планирования своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

различение способа и результата действия решения задач;

выбор способа достижения поставленной цели;

использование знаково ­ символических средств для моделирования математической ситуации представления информации;

сравнение и классификация (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию;

общие приёмы решения задач;

восприятие «образа Я» как субъекта учебной деятельности;

структурирование знаний;

умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий – слабовидящий» при решении математических и практических задач;

осознанное использование математической речи при выполнении математического задания;

планирование, контроль и действенная проверка результата практической деятельности.

«Окружающий мир (человек, природа, общество)»:

 формирование чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий;

чувство любви к своей стране, городу (краю); осознание своей национальности; уважение культуры и традиций народов России и мира;

формирование умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее; умение фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

формирование экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

знание основных моральных норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами; ориентацию на их выполнение;

установка на здоровый образ жизни (в том числе охрану всех анализаторов и нарушенного зрения) и реализацию её в реальном поведении и поступках;

умение принимать и сохранять учебную задачу;

использование знаково ­ символических средств, в том числе готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

осуществление аналитико-синтетической деятельности сравнения, сериации и классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

установление причинно ­ следственных связей в окружающем мире на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

осуществление алгоритмизации практических учебных действий как основы компенсации;

структурирование знаний;

адекватное использование информационно-познавательной и ориентировочно-поисковой роли зрения;

адекватное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности;

умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий - нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе изучения окружающего мира;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

«Музыка»:

личностное самоопределение, восприятия «образа Я» как субъекта музыкальной деятельности;

развитие чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной музыкальной культурой разных жанров;

овладение доступными видами музыкального искусства;

овладение эстетическими представлениями о музыкальном искусстве;

формирование основ гражданской принадлежности через приобщение к музыкальной культуре;

развитие эмоционального восприятия музыки;

развитие положительных личностных свойств и качеств характера, создающих основу для жизненного оптимизма, потребности в музыкальном самовыражении;

умение принимать и сохранять учебную задачу;

адекватное использование анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности на музыкальном материале;

 участие в коллективной музыкальной деятельности;

    умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий –нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе освоения музыкальной деятельности (хоровое пение и др.);

освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для его обучения, так и для социализации.

«Изобразительное искусство»:

личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта художественно-продуктивной деятельности;

развитие чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

овладение доступными видами изобразительной деятельности;

    понимание значения смысла собственного учения, его результата;

умение принимать и сохранять учебную задачу;

    формирование чувства любви к стране, городу (краю);

    учебно-познавательный интерес к учебному материалу и результату художественной деятельности;

осуществление аналитико-синтетической деятельности (сравнение, сериация, классификация, выделение существенных признаков и их синтез) в процессе овладения изобразительными умениями;

установление причинно­следственных связей, аналогий в изучаемом окружаемом мире;

организация своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;

осуществление действий сравнения и анализа в художественно-продуктивной деятельности;

установление связи чувственного и логического;

адекватное использование информационно-познавательной и ориентировочно-поисковой роли зрения;

умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего, коммуникативного характера);

адекватное использование сенсорных умений, компенсаторных способов в осуществлении продуктивной деятельности;

расширение опыта самовыражения в доступных видах изобразительной деятельности;

умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе освоения изобразительной деятельности.

 «Технология (труд)»:

личностное самоопределение, восприятия «образа Я» как субъекта трудовой деятельности;

личностная готовность осуществлять предметно-преобразующую деятельность;

овладение представлениями о трудовых профессиях и понимание роли труда в жизни человека;

понимание значения предметно-практической деятельности для жизни в социуме;

умение принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату предметно-преобразующей деятельности;

использование знаково ­ символических средств, в том числе моделей и схем, для решения предметно-практических задач;

умение выполнять доступные трудовые операции при решении предметно-практических задач;

осуществление аналитико-синтетической деятельности (сравнение, анализ, классификация выделение существенных признаков и их синтез) в процессе овладения трудовыми операциями;

использование всех анализаторов (в том числе нарушенного зрения) в предметно-практической деятельности;

умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего, коммуникативного характера) для ориентации в совместной деятельности с учителем и сверстниками;

адекватное использование коммуникативных средств для решения различных коммуникативных задач в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками в процессе предметно-практической деятельности;

 умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе овладения доступными трудовыми умениями и навыками.

«Физическая культура»:[7]

личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта физкультурной деятельности;

чувство гордости за достижения в мировом и отечественном спорте российских спортсменов;

понимание значения занятий физической культурой для сохранения и укрепления здоровья;

понимание значения соблюдения режима дня для развития самостоятельности и социально-бытовой независимости;

овладение опытом выполнения основных видов движений;

ориентация на двигательную активность, самореализацию;

умение принимать и сохранять учебную задачу в процессе выполнения физических упражнений;

накопление, расширение опыта выполнения доступных физических упражнений;

овладение умением придерживаться заданной последовательности действий при выполнении физических упражнений;

развитие мотивации к преодолению трудностей при выполнении физических упражнений;

понимание своих достижений, умение оценивать правильность выполнения физических упражнений;

умение предвидеть ближайший результат выполнения физических упражнений;

умение принимать и запрашивать необходимую практическую помощь при выполнении физических упражнений;

умение привносить необходимые коррективы в движение для достижения его результативности;

использование зрительного анализатора при выполнении произвольных движений;

умение различать способ и результат деятельности;

установка на здоровый и безопасный образ жизни, здоровьесберегающее поведение; освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

использование речи для организации и регуляции движения;

умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий- слабовидящий» в процессе овладения физическими упражнениями;

умение адекватно воспринимать, понимать и воспроизводить вербальные и невербальные средства общения на занятиях физической культурой.

В рамках коррекционных курсов  формируются следующие универсальные учебные действия:

«Ритмика»:[8]

установление связи между целью занятий ритмической деятельностью, мотивом и результатом выполнения ритмического упражнения;

двигательная самореализация слабовидящего обучающегося;

восприятие «образа Я» как субъекта музыкально-двигательной, танцевальной деятельности;

приобщение к достижениям национальной, российской и мировой танцевальной культуры, традициям, многообразию танцевального фольклора России, образцам народного танца;

планирование и умение придерживаться заданной последовательности движений, действий;

эстетические и смысловые ориентации, направленные на развитие потребности в двигательном и творческом самовыражении;

развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, координации движений;

саморегуляция как способность к выполнению движений, двигательных действий;

аналитико-синтетические умения и навыки в дифференциации и оценке содержания и характера двигательных действий, органов движения и их ункций;

установка на здоровьесберегающее поведение, ориентация на выполнение правил здорового и безопасного образа жизни;

развитие мотивации к преодолению трудностей;

умение принимать и сохранять учебную задачу;

потребность в двигательной активности и самореализации;

активное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности, овладения специальными ритмическими упражнениями;

развитие пространственного мышления, совершенствование навыков пространственной ориентировки как основы самостоятельного и результативного выполнения ритмических движений;

умение различать способ и результат деятельности при выполнении танцевальных движений;

умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на занятиях ритмической гимнастикой;

алгоритмизация практических действий при выполнении танцевальных движений;

умение взаимодействовать с социальным окружением при овладении элементами танцев, танцами;

развитие умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции с помощью ритмических движений и элементов танцев, двигательного самовыражения;

умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения на занятиях ритмикой;

умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий- слабовидящий» в процессе овладения ритмическими упражнениями.

«Адаптивная физическая культура»:[9]

личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта двигательной деятельности;

установление связи между целью занятий адаптивной физической культурой, мотивом и результатом выполнения корригирующих упражнений;

развитие мотивации достижения успеха и готовности к преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере;

умение придерживаться заданной последовательности выполнения движений;

контроль правильности выполнения освоенного движения;

умение оценивать правильность при выполнении упражнения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению трудностей выполнения движений;

активное использование всех анализаторов при выполнении упражнений для коррекции скованности, физической пассивности;

аналитико-синтетические умения и навыки в дифференциации и оценке содержания и характера двигательных действий, органов движения и их функций;

формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки двигательных действий, их координации и ритмичности;

выбор способов решения двигательной задачи (с помощью педагога) в зависимости от конкретных условий;

алгоритмизация практических действий при выполнении движений (упражнений);

выбор наиболее эффективных способов выполнения корригирующих упражнений в зависимости от конкретных условий;

развитие навыков пространственной ориентировки как основы самостоятельного и результативного выполнения корригирующих упражнений;

умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий- слабовидящий» в ходе занятий АФК;

умение задавать вопросы уточняющего характера;

умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения на занятиях АФК.

«Развитие зрительного восприятия»:

осознание необходимости охраны нарушенного зрения, умение им пользоваться в учебной и практической деятельности;

установление связи между целью деятельности по развитию зрения и зрительного восприятия, мотивом, результатом развития базовых зрительных функций;

развитие потребности к сенсорно-перцептивной деятельности, использование адекватных учебным задачам способов чувственного познания;

развитие зрительного восприятия как перцептивного познавательного процесса;

 осуществление итогового и пошагового контроля зрительного перцептивного действия по результату с целью корректировки действий;

умение оценивать правильность выполнения перцептивного действия на уровне соответствия результатов требованиям поставленной задачи;

 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в условиях зрительной перцептивной деятельности;

алгоритмизация зрительных действий как компенсаторный способ достижения результата деятельности;

анализ объектов с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина);

адекватное использование информационно-познавательной и ориентировочно-поисковой роли зрения;

осуществлять аналитико-синтетическую деятельность сравнения, классификации, выбирать основания и критерии для указанных логических операций;

развитие зрительно-моторной координации;

развитие зрительно-пространственного восприятия;

умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий - нормально видящий», «слабовидящий - слабовидящий» с использованием нарушенного зрения.

«Пространственная ориентировка»

личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта, взаимодействующего с окружающим пространством;

понимание значения овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости;

определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий при овладении топографическими представлениями;

ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха/неуспеха в самостоятельной пространственной ориентировке в микро- и макропространстве;

овладение конкретными пространственными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними;

развитие учебно-познавательного интереса к пространственной ориентировке;

овладение элементарными навыками пространственной ориентировки;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата в пространственной ориентировке;

выбор наиболее эффективных способов решения задач ориентировки в пространстве в зависимости от конкретных условий;

использование всех анализаторов при овладении практическими умениями и навыками пространственной ориентировки;

овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения пространственной ориентировке;

умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий- слабовидящий» при овладении навыками пространственной ориентировки;

умение придерживаться заданной последовательности пространственно-ориентировочных действий как основы самостоятельной ориентировки в пространстве;

 умение вносить в ранее освоенные ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата; 

умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе пространственной ориентировки.

«Социально-бытовая ориентировка»:

личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта социально-бытовой деятельности;

оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор;

понимание значения овладения навыками социально-бытовой ориентировки для самостоятельности;

ориентация на социально-бытовую независимость;

ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха/неуспеха в бытовой, коммуникативной сферах деятельности;

овладение конкретными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними;

развитие учебно-познавательного интереса к социально-бытовой ориентировке;

алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата по социально-бытовой ориентировке;

выбор наиболее эффективных способов решения социально-бытовых задач в зависимости от конкретных условий;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов социально-бытовой ориентировки;

использование всех анализаторов для овладения практическими умениями и навыками по социально-бытовой ориентировке;

овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения социально-бытовой ориентировке;

развитие коммуникативной компетентности слабовидящих обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

умение вносить в ранее освоенные бытовые и ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата;

развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности в процессе совместной социально-бытовой деятельности;     

построение речевого высказывания в устной и письменной форме при общении в социально-бытовой ситуации;

умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в системе координат: «слабовидящий- нормально видящий», «слабовидящий- слабовидящий» в совместной продуктивной деятельности;

умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе социально-бытовой ориентировки.

«Развитие коммуникативной деятельности»:

личностное самоопределение, восприятия «образа Я» как субъекта коммуникативной деятельности;

установление связи между целью коммуникативной деятельности, мотивом и результатом общения;

понимание значения овладения навыками коммуникации для осмысления социального окружения и своего места в нем;

установка на деловое общение, социальное взаимодействие в учебной и внеурочной деятельности;

использование знаний и умений в области вербальной и невербальной коммуникации;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение диалогической формой речи;

моделирование ситуаций общения, социального взаимодействия как способа устранения коммуникативных трудностей;

использование компенсаторных способов нарушенного зрения для решения различных коммуникативных задач;

постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельностии сотрудничества с партнерами в системе координат «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий- слабовидящий»;

умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя.

3.2.2.  Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-образовательной области

Программы по учебным предметам разрабатываются в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО на основе Стандарта слабовидящих обучающихся, носят примерный характер и служат ориентиром при разработке педагогическими работниками учебных программ.

В данном разделе АООП НОО приводится основное содержание по всем обязательным предметам (за исключением «Родного языка» и «Литературного чтения на родном языке»), которое должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов, в содержании курсов коррекционно-развивающей области. Остальные разделы программ учебных предметов формируются с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, состава класса, а также выбранного комплекта учебников.


Русский язык

Виды речевой деятельности

Слушание.Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение.Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение.Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо.Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной для обучающихся тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. д.).

Обучение грамоте

Фонетика.Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика.Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знаккак показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение.Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо.Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на листе, в тетради и на классной доске.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение.Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография.Знакомство с правилами правописания и их
применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (чаща, чущу, жиши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи.Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.


Систематический курс

Фонетика и орфоэпия.Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков
в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика.Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[10].Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика).Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология.Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3­му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.
Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ­ий, ­ья, ­ов, ­ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3­го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными пред­
логами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис.Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...