Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия жизни» Ф. Ницше (Иррационализм в теории познания, представление о




Сверхчеловеке, критика христианства.

Фридрих Ницше (1844-
(Nietzsche) 1900) —немецкий филолог, писатель ифилософ. В целом философия Ницше может быть отнесена ксубъективно-
му идеализму
иохарактеризована как иррационализм.

Основные труды. «Рождение трагедии из духа музыки» (1872),
«Несвоевременные размышления» (1873), «Человеческое, слишком че-
ловеческое» (1878 —1880), «Утренняя заря>(1881), «Веселая наука»
(1882), «Так говорил Заратуштра» (1883 —1885), «По ту сторону добра
изла» (1886), «Антихристианин»(1888), автобиография «ЕссеHomo»
(1888), «Сумерки идолов» (1889);

На становление философских идей Ницше боль-
шое влияние оказала работа Шопенгауэра «Мир как воля ипредстав-
ление». Понимание жизни как проявления стихийной иррациональной
силы — «воли кжизни», являющейся первоосновой бытия, —заняло
центральное место вучении Ницше.

Основные понятия, которыми он оперирует, —это «мир», «жизнь»,
«вещь», «становление», «человек». Все эти понятия оказываются унего
многозначнымииполучают определенный смысл только вконкретном
контексте использования. Но вобщем они могут быть охарактеризова-ныследующим образом. Миресть постоянное становление, ипотому
на место традиционного философского понятия «становление бытия»
Ницше ставит «бытие становления». Бессмысленность бытия обнару-
живается, когда мы, наконец, осознаем, что его сущность —это «вечное
возвращение»,
повторение иобновление того, что уже неоднократно
существовало. Становление —есть чистое инепрерывное движение,
а то, что мы принимаем за вещь, есть всего лишь момент устойчивости
в хаосе становления. Восновании мира лежит воля(воля кжизни),
которая является движущей силой становления, поэтому воля иесть
сущность бытия вего динамичности. Но одновременно воля есть чув-
ство, страсть с разнообразными оттенками, ивсегда важнейшее вэтой
страсти — стремление красширению собственного Я, это «воля квла-
cmu».Жизнь —это мир, понимаемый как организм, иэто мир такой,
каким его постигает субъект (причем каждый по-своему).

Человек —это биологический организм, появившийся впроцессе
эволюции, ипоэтому вчеловеке в«снятом виде» присутствуют все сту-
пени его эволюции. Впроцессе развития (а значит, иборьбы за суще-
ствование') организм вырабатывает все более сложные формы
приспособления кокружающему миру. Человек прежде всего есть
тело; но это ииерархическая структура, где высшим слоем является
интеллект, однако интеллект важен потому, что он необходим для со-
хранения низших жизненных способностей иинстинктов. Интеллект
не способен познать мир, ион его не познает, асхематизируетвтой
мере, вкоторой это нужно для практических потребностей организма.
Благодаря своей метафоричности иобразности мышление связывает
человека с действительностью, но на это не способны научные понятия,
лишенные связи сжизнью, оторванные от нее.

Жизнь есть определенная целостность, поэтому традиционное фи-
лософское деление на «субъект» и«объект» (на «познающего» и«по-
знаваемое») Ницше отбрасывает, возвращаясь тем самым кдосократовскойфилософии (с ее нерасчлененностьюбытия имышления), ко-
торую ставит много выше всей последующей философской мысли.

В учении Ницше происходит переоценка всех традицион-
ных моральных ценностей Запада. По его мнению, христианство, сего
призывами ксостраданию, милосердию ипослушанию, портит человека,
подавляя важнейшие жизненные инстинкты. «Христианство принима-
ло сторону всего слабого, низкого, уродливого; свой идеал оно составило по противоположности инстинктам сохранения жизни, жизни в силе; христианство погубило разум даже самых сильных духом натур,
научив чувствовать заблуждение, искушение, греховность всамых высших ценностях духовного». Но «В наше время Бог умер!» —провозглашал Ницше. Это значит, что наступила новая эпоха, сновой системой ценностей, родился новый человек —«сверхчеловек», «белокурая бестия». Право на существование имеет только сильный: «Пусть гибнут слабые иуродливые —первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть». Ницшеанский сверхчеловек сто-
ит «над добром излом», вне любых моральных норм, кроме тех, которые сам создает.
Сверхчеловек Ницше —это сильная личность, разорвавшая оковы «рабской морали», построенной на послушании, ивосставшая против человеческих законов, это аристократ, находящийся вне пределов «стада». Но это еще иаристократ духа, т.е. широко образованный человек, хорошо разбирающийсявискусстве испособныйкглубокому его восприятию.
В рамках своей концепции Ницше предлагал иоригинальное решение проблемы свободы воли. Так как все поступки обусловлены, то подлинная свобода воли не существует, азначит, строго говоря, моральные оценки неприложимы никкаким человеческим поступкам. Различные формы человеческого поведения по-разному маскируют одну иту же волюквласти, но проявляется она уразных людей по-разному.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...