Материалистической диалектики, социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса).
Марксистская философия представляет собой одну из трех тесно связанных между собой частей марксизма,включающего всебя так- же политическую экономию итак называемый научный коммунизм. Марксистская философия имеет особое значение вжизни общества, поскольку она стала теоретическим фундаментом практической соци- альной деятельности — революционной борьбы за построение комму- низма, которая активно велась вXIX—ХХ вв. иво многом определила ведущие события этого времени (социалистическую революцию вРос- сии ипопытки построения социализма и коммунизма вРоссии истра- нах социалистического лагеря вХХ в.).
Карл Генрих Маркс (1818 — 1883) —немецкий философ, публицист, общественныйдеятель.Фридрих Энгельс(1820 —1895) —немецкий философ, публицист, общественный деятель. Основные идеи марксистской философии были выработаны Марк- сом и Энгельсом совместно, хотя большая часть работ, посвященных собственно философии марксизма, была написана Энгельсом.
Основные (философские) труды. К. Маркс иФ. Энгельс: «Свя- тое семейство» (1845), «Манифест коммунистической партии» (1848).
К. Маркс: «Нищета философии» (1846), «К критике политической экономии> (1859), «Капитал>(1857 —1883).
Ф. Энгельс: «Анти-Дюринг»(1876 —1878), «Диалектика природы» (1873 — 1895; не закончена, осталась ввиде отдельных статей ина- бросков), «Происхождение семьи, частной собственности игосудар- ства» (1884), «Л. Фейербах иконец немецкой классической филосо- фии» (1886).
Марксистская философия состоит из двух взаимосвязанных частей: диалектический материализм(уче- ние оприроде и познании) иисторический материализм(учение об обществе).
Диалектический материализм. Диалектический материализм по- явился, с одной стороны, как материалистическая переработка гегелев- ской идеалистической диалектики, асдругой —как диалектическая переработка прежнего метафизического (и впервую очередь фейерба- ховского) материализма.
Основные идеи диалектического материализма следующие.
•Материя (природа) первична, ачеловеческое сознание вторично, производно от материи, оно есть свойство высокоорганизованной мате- рии, появляющееся на достаточно высоком уровне ее развития. При этом полностью отрицается существование каких-либо идеальных надприродныхсущностей типа Бога, гегелевской Абсолютной идеи, Мирового ума ит.д.
•Материя вечна, несотворимаинеуничтожима, важнейшим ее свойством является движение, изменение, развитие. Нет материи без движения, адвижения — без материи. При этом движение абсолютно, апокой (понимаемый как некий «момент» движения) относителен. Движение материи осуществляется в пространстве ивремени, поэтому их нельзя «отрывать» от материи (как это имеет место уньютоновско- гоабсолютного пространства ивремени). Существует ряд форм дви- жения (механическое, физическое,химическое, биологическое,социаль- ное), отражающих общий ход эволюции материи.
•Развитие материи вцелом илюбых объектов осуществляется в соответствии с тремя законами материалистической диалектики, сформулированными на базе выявленных Гегелем закономерностей.
Законы диалектики при этом понимаются как универсальные законы бытия,охватывающие сферу природы, общества ичеловече- ского мышления.
Диалектический материализм был тесно связан сестествознанием XIXв., опираясь на его открытия ипредлагая философский фундамент для их обоснования. Так, тезис о вечности материи иее непрерывном дви- жении непосредственно связан сзаконом сохранения ипревращения энергии, периодической таблицей Менделеева, дарвиновской теорией эво- люции живой природы ит.д. А, например, философская идея неразрывной связи материи, движения, пространства ивремени нашла свое подтверж- дение вначале ХХ в. втеории.относительностиЭйнштейна.
Гносеология марксистской философии обычно характеризуется как теория отражения,суть которой состоит втом, что процесс по- знания трактуется как отражение вчеловеческом сознании опреде- ленных впечатлений, приходящих внего извне. Аналогичные воззре- ния можно обнаружить ивдомарксовскомматериализме. Особеннос- тью марксистской гносеологии является следующее:
•процесс познания считается подчиняющимся трем законам диа- лектики;
•проводится качественное различие между познанием тео- ретическим иэмпирическим (включающим всебя чувственное); пока- зывается, что теоретическое познание не сводимо к эмпирическому, хотя истроится на базе последнего. Теоретическое познание опериру- ет общими понятиями (не существующими вне сознания), включает в себя создание гипотез, предвосхищающих будущие результаты экспе- риментов инаблюдений, ит.д.;
•утверждается диалектическая связь между абсолютной иотноси- тельной истиной: абсолютная истина (как полное, исчерпывающее зна- ние обо всем бытии вцелом) недостижима, на каждом этапе развития познания мы имеем дело только сотносительными истинами (т.е. час- тичным, неполным знанием об отдельных составляющих бытия), но на- копление относительных истин впроцессе познания позволяет нам бесконечно приближаться кабсолютной истине;
екритерием истины является общественная практика человече- ства, практика же является основой ицелью познания.
Исторический материализм. Марксистское учение об обще- стве —исторический материализм —представляет собой результат распространения на общество законов материалистической диалекти- ки. Тезис опервичности материи ивторичности сознания конкретизи- руется всоциальной философии как тезис опервичности обществен- ного бытия и вторичности общественного сознания.
|