Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иррационализм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление.




Артур Шопенгауэр
(Schopenhauer) (1788 —1860) —немецкий философ. Основные труды. «О четвероякомкорне достаточного основа-
ния» (1813), «Мир как воля ипредставление: В2т.» (Т. 1—1818,
Т. 2— 1849), «О зрении ицвете» (1816), «О воле вприроде» (1836),
«О свободе человеческой воли» (1839), «Об основании морали» (1840),
«ParergaundPara1ipomena»(«Парергаипаралипомена»,т.е. примеча-
ния идополнения) (1851). Шопенгауэр —субъективный идеа-
лист,
в своем учении опирается на ряд идей немецкой классической
философии, платонизма ииндийской философии. Своим главным идей-
ным противником он считал Гегеля, идеи которого неоднократно кри-
тиковал (и особенно —учение одиалектике ителеологизмгегелев-
ской системы).

Мир как представление. Телесный, чувственно воспринимаемый
мир понимается Шопенгауэром не как объективно существующий, а
всего лишь как явление или представление всознаниисубъекта
(«вещь для нас» —втерминологии Канта). Ато, что стоит,заэтими
представлениями, Шопенгауэр (вслед за Кантом) трактует как непо-
стижимую «вещь саму по себе», поэтому мир становится миром только
после того„какпоявился первый видящий его глаз, слышащееего ухп и
т.д. «От ...первого раскрывшегося глаза, хотя бы он принадлежал насе-
комому, зависит бытие всего мира». Но при этом сам факт существова-
ния «вещи самой по себе» —чего-то вне нас инезависимо от нас-

является несомненным.

Учение о«воле кжизни>. Основой «вещи самой по себе» оказыва-
ется у Шопенгауэра слепая ине имеющая никакого основания вчем-
либоином «воля кжизни»',которая получает свою реализацию в
бесконечном множестве форм, или, как это называет сам Шопенгауэр,
«объективаций».

Воля кжизни слепа ибесцельна, не имеет основания имеры. Это
является источником постоянной борьбы между различными ее объек-
тивациями, каждая из которых стремится кабсолютному господству
над всеми другими, что ипорождает бесконечную войну «всех против
всех». Множество объективацийопределенным образом организова-
но: существует своя иерархия (аналогичная иерархии платоновских
идей). Внизу находятся «жизненные силы» природы, а верхнюю сту-
пень вэтой иерархии занимает человек —разумное существо, способ-
ное кпознанию исамопознанию. Ксожалению, большинство людей
обладает весьма ограниченными способностями в этой области. И
только философский гений способен интуитивно постичь суть жизни.



































Общенаучные методы эмпирического познания.

Научное наблюдение.        

Наблюдение есть чувственное преимущественно-визуальное отражение предметов и явлений внешнего мира. Это – исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.

Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей: целенаправленностью, планомерностью, активностью

Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта познания.

При непосредственных наблюдениях свойства объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека. научное наблюдение бывает опосредованным, т. е. проводится с использованием тех или иных технических средств. Развитие современного естествознания связано с повышением роли так называемых косвенных наблюдений(наблюдается не сам объект, а результат его действия)

Любое наблюдение требует участия мышления.

Эксперимент.          

Эксперимент – более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей.

 эксперимент позволяет изучать объект в «очищенном» виде, в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия, изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протекание, важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость.Исследовательские эксперименты дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства. Результатом такого эксперимента могут быть выводы, не вытекающие из имевшихся знаний об объекте исследования. Проверочные эксперименты служат для проверки, подтверждения тех или иных теоретических построений. Качественные эксперименты носят поисковый характер и не приводят к получению каких-либо количественных соотношений. Количественные эксперименты направлены на установление точных количественных зависимостей в исследуемом явлении.

Измерение.

Измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.

Результат измерения получается в виде некоторого числа единиц измерения. Единица измерения - это эталон, с которым сравнивается измеряемая сторона объекта или явления (эталону присваивается числовое значение «1»).

ИЗМЕРЕНИЯ: 1) статические (величина, которую мы измеряем, остается постоянной во времени - измерение размеров тел) и динамические (измеряемая величина меняется во времени -измерение вибрации). 2) прямые (искомое значение измеряемой величины получается путем непосредственного сравнения ее с эталоном или выдается измерительным прибором) и косвенные (искомую величину определяют на основании известной математической зависимости между этой величиной и другими величинами, получаемыми путем прямых измерений площади поперечного сечения).

Общенаучные методы теоретического познания

Абстрагирование. Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных, чувственно воспринимаемых предметов и явлений, их внешних признаков, свойств, связей. Только в результате изучения чувственно-конкретного человек приходит к каким-то обобщенным представлениям, понятиям, к тем или иным теоретическим положениям, т.е. научным абстракциям. Получение этих абстракций связано со сложной абстрагирующей деятельностью мышления.

Абстрагирование, таким образом, заключается в мысленном отвлечении от каких-то – менее существенных – свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта. Результат, получаемый в процессе абстрагирования, именуют абстракцией (или используют термин «абстрактное» - в отличие от конкретного).

Переход от чувственно-конкретного к абстрактному всегда связан с известным упрощением действительности. Вместе с тем, восходя от чувственно-конкретного к абстрактному, теоретическому, исследователь получает возможность глубже понять изучаемый объект, раскрыть его сущность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...