Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Идеализация. Мысленный эксперимент.




Мыслительная деятельность исследователя в процессе научного познания включает в себя особый вид абстрагирования, который называют идеализацией. Идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований (исключение из рассмотрения каких-то св-в обьекта либо наделение его свойствами, ему не примущими.)

Целесообразность использования идеализации определяется следующими обстоятельствами: 1) когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического анализа. 2) когда необходимо исключить некоторые свойства объекта, без которых он существовать не может, но которые затемняют существо протекающих в нем процессов. 3) когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность. Будучи разновидностью абстрагирования, идеализация допускает элемент чувственной наглядности. Мысленный эксперимент предполагает оперирование идеализированным объектом.

Формализация. Язык науки.

Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков).

Для построения любой формальной системы необходимо: а) задание алфавита, т.е.

определенного набора знаков; б) задание правил, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены «слова», «формулы»; в) задание правил, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам

достоинства формализации: 1) возможность проведения в ее рамках исследования какого-либо объекта чисто формальным путем без непосредственного обращения к этому объекту.2) обеспечение краткости и четкости записи научной информации

 

Билет 25

Философия экзистенциализма (С. Кьеркегор как родоначальник экзистенциализма, проблема

Личности и смысла жизни в «философии абсурда» А. Камю, экзистенциальная диалектика Ж.-П.

Сартра).

Экзистенциализм, или философия существования, —одно из влия-
тельнейших направлений философии ХХ в. Термин происходит от лат.
«existentia»— «существование».

Центральное место вфилософии экзистенциализма заняла пробле-
ма человеческого существования (экзистенция).Акцент на трагич-
ности этого существования делает экзистенциализм «философией от-
чаяния», апонимание творчества как «способа прорыва из этого мира»
позволяет называть его «философией творчества».

В своем развитии экзистенциализм опирался прежде всего на идеи
философии жизни, субъективный идеализм Кьеркегора.

СеренКьеркегор (Киркегор)(1813-
1855) — датский писатель, протестантский теолог ифилософ. Основные работы: «Из записок еще живущего» (1838), «Повторение» (1843), «Философские крохи» (1844), Газетная полемика в«Корсаре> «Болезньксмерти» (1849), «Введение вхристианство» (1850)

Своей основной задачей Кьеркегор считал восстанов-
ление «истинного», или «подлинного», христианства, которое он про-
тивопоставлял ныне существующему. Эта идея определила как саму его жизнь, так иосновное направление творчества. Он считал,
что жизнь внаслаждениях, огражденная от страданий, не позволяет
«свидетельствовать от имени истины». Правду несет только тот, кто
живет вбедности, унижении, на кого обрушиваются проклятия и
злословие. Он полагал, что быть христианином —значит «пытаться
спасти любовь, распятую безбожным веком». Всвоих философских
работах он выступал впервую очередь против искажения христиан-
ства в романтической теологии (Новалис, Шлейермахер)ипротив
сближения христианского Бога сАбсолютной идеей вучении Ге-
геля.

Последнее не устраивало Кьеркегора также тем, что единичные,
конкретные объекты ивтом числе человеческая личность уГегеля
утрачивали свою значимость, оказывались всего лишь проявлением
общего.

В целом ряде своих работ Кьеркегор развивал
и шлифовал учение отрех типах человеческой экзистенции'. эстети-
ческой, этической ирелигиозной. Каждый тип существования связан с
особым видом отчаянияиспецифическим характером личности, т.е.
«я» (см. табл. 111). Наличие отчаяния Кьеркегор считал величайшим
преимуществом человека, знаком «величия нашей духовности». «Пре-
восходство человека над животным состоит втом, что мы подвержены
отчаянию; превосходство христианина над естественным челове-
ком —втом, что он это сознает, аблаженство христианина —ввоз-
можности исцеления от отчаяния»'.

Типы экзистенциион так же оценивал, как стадии развития лично-
сти. Поиск наслаждений, следование эстетическому идеалу без каких-
либо этических обязательств делает жизнь пустой ибессмысленной, а «я », представляющее собой поток переживаний, —фрагментарным и
несвязанным. Переход кэтической жизни позволяет связать воедино
все эти фрагменты нашего «я», т.е. обрести себя как целостную лич-
ность. Однако человеческое существование конечно (и именно через
нашу смертность нам явлен первородный грех), аэто делает бессмыс-
ленной всю нашу жизнь. Осознание богооставленностимира исебя
приводит к осознанию своей абсолютной свободы, что выражается в
страхе и трепете. Но именно здесь открывается возможность обрете-
ния веры. Истинно человеческое существование возможно только в
вере, где происходит встреча подлинно уникальной человеческой лич-
ности с уникальным, единственным Богом. Вера парадоксальна, не име-
ет рациональных доказательств, поэтому жизнь ввере —это всегда
нравственный подвиг.

Жан-Поль Сартр (1905-1980) —французский писатель ифилософ, один из
крупнейших представителей экзистенциализма.

Философские работы: «ТрансценденцияЭго» (1936), «Набросок тео-
рии эмоций «(1939), «Воображение. Феноменологическая психология
воображения» (1939), «Бытие иНичто. 0черк феноменологической онтологии» (1943) «Экзистенциализм —это гуманизм» (1946), «Критика
диалектического разума. В2т.» .

Центральная проблема философии Сартраформулируется им ввиде
вопроса: «Что значит быть?». Врешении этой проблемы он рассуж-
дал как феноменолог(находясь под влиянием Гуссерля. отсюда-
стремление избавиться от отживших метафизических предрассудков,
характерных, как он полагал, для таких течений как классическийпо-
зитивизмили марксизм.Важнейшии«предрассудок» состоит впред-
положении о самом существовании мира —вне нас инезависимо от
нас; это значит по его мнению, впадение внекий «вещизм». Феноменологическая онтология Сартра—это онтология челове-
ческого существования
(экзистенци). Нопроблема существования на протяжении всей истории была связана с проблемой сущности. Его важнейший тезиссостоит втом, что для человека существование предшествует
сущности,
только уже существующий человек может обрести свою
сущность, причем само это обретение сущности есть результат добро-
вольного иосознанного выбора человека. (Именно этот тезис послу-
жил Сартру основой его учения освободе, являющегося ядром всей его
концепции, что будет обсуждаться ниже.)

Альбер Камю" родился 7 ноября 1913 г. в небольшом городке Мондови (северная Африка), в семье француза, переехавшей из Эльзаса. Философские идеи Камю — в еще большей степени, чем у Сартра, — вплетены в ткань характеров, образов, ситуаций художественных произведений. Сочинения Камю, которые можно считать собственно философскими ("Миф о Сизифе" или "Бунтующий человек"), однако, мало похожи на обычные философские трактаты, с их систематическими теоретическими построениями, дефинициями, цитатами и т.д. В значительной степени специфика философствования Камю была обусловлена главным объектом его интереса. А им сталмир переживаний и мыслей той личности, которую сам Камю назвал "абсурдным человеком". Абсурдный человек, абсурдные рассуждения (философия, уловившая абсурдность существования и попытавшаяся его осмыслить), абсурдное творчество (литература и искусство, чьим героем становится абсурдный человек) — таковы темы сочинения Камю "Миф о Сизифе"."Что представляет собой абсурдный человек?'136 — это главный вопрос, от обсуждения которого зависит решение других проблем философии Камю. Абсурдный человек, пишет Камю, "ничего не предпринимает ради вечности и не отрицает этого. Не то чтобы ему вообще была чужда ностальгия. Но он отдает предпочтение своему мужеству и своей способности суждения. Первое учит его вести не подлежащую обжалованию жизнь, довольствоваться тем, что есть; вторая дает ему представление о его пределах. Уверившись в конечности своей свободы, отсутствии будущности у его бунта и в бренности сознания, он готов продолжить свои деяния в том времени, которое ему отпущено жизнью. Здесь его поле, место его действий, освобожденное от любого суда, кроме его собственного. Более продолжительная жизнь не означает для него иной жизни".
Камю противопоставляет свой образ абсурдного человека традиционным и современным философско-антропологическим, моральным, религиозным конструкциям, представлениям о человеческой сущности. В философии и творчестве Камю заключена дерзкая претензия на то, что он сможет подойти к действительной сущности человека ближе, чем это удавалось другим исследователям. Тем не менее "абсурдный человек" — тоже специфическая философская конструкция. Ее создание в произведениях Камю — непрерывная полемика. Прежде всего она ведется против религиозного подхода к человеку, а также против учений, навязывающих человеку моральные нормы извне — согласно предписаниями общества, заповедям религии и т.д. "Абсурдный человек готов признать, что есть лишь одна мораль, которая не отделяет от бога: это навязанная ему свыше мораль. Но абсурдный человек живет как раз без этого бога. Что до других моральных учений (включая и морализм), то в них он видит только оправдания, тогда как ему самому не в чем оправдываться. Я исхожу здесь из принципа его невиновности'138.
Позицию абсурдного человека Камю очерчивает словами Ивана Карамазова: "Все позволено". Однако "абсурд не есть дозволение каких угодно действий"39. Слова Карамазова означают лишь то, что ничего не запрещено. Почему же? Согласно Камю, абсурдный человек не принимает традиционную концепцию, устанавливающую связь между причинами и следствиями поступков. И хотя ум абсурдного человека "готов к расплате", он делает это не потому, что чувствует за собой какую-либо вину или греховность, вменяемую всякому человеку христианством. Для него, абсурдного человека, "существует ответственность, но не существует вины". Формальные правила и поучения этики, расчеты научного ума теряют для абсурдного человека сущностный смысл. Поучительны лишь живые примеры, доносящие до нас дыхание человеческих жизней. "Мною выбраны только те герои, — пишет Камю, — которые ставили своей целью исчерпание жизни (или те, кого я считаю таковыми). Я не иду дальше этого. Я говорю о мире, в котором и мысли и жизни лишены будущего. За всем, что побуждает человека к труду и движению, стоит надежда. Так оказывается бесплодной единственная нелживая мысль. В абсурдном мире ценность понятия или жизни измеряется плодотворностью".










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...