Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИЗУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ




В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ

Цель занятия – ознакомление с современными направлениями совершенствования менеджмента качества, приобретение навыков сбора, анализа, оформления информации и правильного ее представления.

Темы рефератов-сообщений

1. Направления дальнейшего совершенствования менеджмента качества.

2. Экологический менеджмент. Понятие, содержание. Цель разработки стандартов серии 14000.

3. Методики и концепции в области качества: «Точно во время» (Just-in-Time), «Бережливое производство» (Lean production), «Кайдзен» и «Кайрио», «Шесть сигм», «Ноль дефектов» (ZD) и пр.

4. Интегрированные системы менеджмента качества.

5. Характеристика отдельных видов систем качества: ХАСП в пищевой промышленности, QS–9000 в автомобильной и пр.

6. Современные методы менеджмента качества: бенчмаркинг, реинжиниринг, CALS – концепция, модели делового совершенства.

7. Известные отечественные и зарубежные специалисты в области качества, их вклад в развитие систем менеджмента качества.

Литература [7–10, 12, 19–22]

 

Методика подготовки реферата

Подготовка рефератов является одной из форм активизации учебного процесса через самостоятельную работу студентов. В процессе подготовки реферата появляется возможность развития творческих способностей, приобретения умения обобщать отечественный и зарубежный опыт, анализировать законодательные, нормативные, научные, литературные и другие источники информации, выделять в них главное, отбрасывать второстепенное, давать критическую оценку материалам, выявлять имеющиеся проблемы, аргументировано обосновывать выводы и разрабатывать рекомендации по решению проблем.

Реферат позволяет определить, насколько глубоки знания рассматриваемой темы, и оценить уровень подготовки студента по данной учебной дисциплине в целом.

Критериями оценки реферата являются:

– актуальность темы, глубина анализа исследуемой проблемы и обоснованность разработанных студентом выводов и предложений;

– умение правильно использовать современные методы обработки и анализа материала;

– полнота охвата, количество, характер использованных законодательных и нормативных документов, научных и литературных источников, а также умение анализировать их;

– соответствие содержания реферата выбранной теме;

– стиль и логичность изложения;

– правильность, новизна и ценность теоретических выводов и практических рекомендаций;

– качество оформления в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рефератам;

– компетентность, проявленная при защите.

После выбора темы реферата студент подбирает источники информации, включая законодательные, нормативные и методические документы, составляет список литературы.

Далее студенту рекомендуется составить план написания реферата с учетом минимальных обязательных рекомендаций по содержанию исследуемой темы.

При необходимости студент обращается к преподавателю для согласования плана работы, списка литературы, сроков и порядка подготовки реферата. Содержание реферата должно соответствовать теме и плану.

Требования к изложению текста

Обязательная структура реферата: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы и предложения), список использованных источников, приложения. В приложения выносятся материалы, служащие подтверждением или иллюстрацией тех или иных положений реферата, в т. ч. выдержки из документов. Это позволяет избежать перенасыщения информацией текста основной части.

Во введении (1-2 стр.) обосновывается актуальность и важность рассматриваемых вопросов в рамках выбранной темы реферата, их практическая значимость, анализируется степень освещения избранной темы в литературе, обеспеченность законодательной и нормативной базой, излагаются конкретные существующие и потенциальные проблемы, формулируются цели и задачи реферата. При этом содержание целей и задач должно позволять сформулировать в заключении реферата соответствующие выводы и разработать рекомендации по решению выявленных проблем.

В основной части реферата (15-20 стр.) раскрываются главные аспекты темы, излагаются факты и подходы к решению задач, представленные в специализированной законодательной и нормативной документации, современной научной и другой литературе. Формируется перечень основных действующих документов (технических регламентов, ГОСТов, СанПиНов и т. п.), регламентирующих требования к качеству. При этом целесообразно пользоваться указателями, в т. ч. «Национальные стандарты» и журналами «Вопросы технического регулирования», «Стандарты и качество» и др.

В реферате также приводятся результаты анализа и дается оценка реальному состоянию рассматриваемых проблем.

Недопустимо дословное переписывание текста из монографий, учебников, журналов, газет и т. д. Творческая самостоятельность студента должна проявиться в умении сравнивать различные точки зрения, анализировать имеющиеся материалы и использовать результаты анализа для разработки выводов и практических рекомендаций. Основные положения реферата с элементами анализа и оценки, могут выражаться в таких словах: «Автор впервые рассматривает проблему...», «По мнению специалистов-практиков…», «Сравнение различных точек зрения позволяет утверждать...» и т. д. Для большей наглядности здесь же могут быть приведены графики, таблицы, диаграммы.

При написании текста следует делать ссылки на авторов тех работ, материал которых излагается или цитируется. Ссылки на источник размещают в конце предложения, указывая номер источника по общему списку литературы в квадратных скобках [ ].

В конце реферата студенту необходимо обязательно привести полный список литературы, включая адреса Интернет-ресурсов.

Следует не только и не столько фиксировать значимые факты, события, мнения, сколько делать необходимые обобщения, давать объяснения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять тенденции и закономерности, делать выводы и давать рекомендации.

Текст каждого параграфа плана должен завершаться краткими выводами по существу рассматриваемого вопроса. При изложении материала важно обеспечить логическую связь между отдельными параграфами.

Не рекомендуется вести изложение материала реферата от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «разработанный мною метод», «по моему мнению» и т. п. Корректнее писать «по мнению автора» (реферата) или выражать ту же мысль в безличной форме: «на основе выполненного анализа можно утверждать ...», «проведенные исследования подтвердили ... » и т. п.

Ссылаясь в тексте на графики, диаграммы или таблицы, следует пользоваться словами «приведены», «характеризуются», «показаны», «изображены», «построены».

В заключении (1-2 стр.) излагаются краткие обобщения по существу рассмотренных проблем в виде выводов, а также приводятся, разработанные студентом рекомендации по решению существующих проблем.

ТЕСТ

 

1. Качество (в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001) – это:

1) соответствие требованиям ГОСТ;

2) степень соответствия присущих характеристик требованиям;

3) способность объекта удовлетворять заданные потребности;

4) пригодность для использования.

 

2. К показателям надежности относятся:

1) безотказность;

2) классификационные и конструктивные показатели;

3) показатели функциональной и технической эффективности;

4) 1,2,3

 

3. Эргономические показатели содержат информацию:

1) о техническом совершенстве изделия;

2) об удобстве и комфортности эксплуатации;

3) о приспособленности продукции к транспортированию.

 

4. Регистрационный метод определения значений показателей качества основан на использовании информации, получаемой:

1) в результате анализа восприятия органами чувств;

2) путём подсчёта числа определенных событий, затрат, отказов и т. д.;

3) с использованием технических измерительных средств;

4) от дегустаторов и других экспертов.

 

5. К методам определения значений показателей качества в зависимости от источника информации относят:

1) органолептические и экспертные;

2) экспертные;

3) измерительный и традиционные;

4) традиционные и социологические.

 

6. Оценка уровня качества продукции необходима для решения следующих задач:

1) экспертизы продукции;

2) выбора наилучших образцов;

3) сертификации продукции;

4) контроля качества.

 

7. Совокупность взаимосвязанных видов деятельности, преобразующих входы и выходы (входные элементы в выходные) в соответствии с терминологией ИСО 9000, называется:

1) жизненным циклом продукции;

2) процессом;

3) процедурой;

4) системой.

 

8. Декларация о соответствии может приниматься изготовителем на основании:

1) положительных отзывов потребителей продукции (услуги);

2) экономических показателей производства;

3) собственных доказательств и протоколов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями.

 

9. Безопасность – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда:

1) жизни или здоровью граждан;

2) продукции, процессам производства;

3) жизни или здоровью отдельных категорий граждан;

4) имуществу физических или юридических лиц.

 

10. Федеральный закон «О техническом регулировании» вступил в силус:

1) 2005 г;

2) 2003 г;

3) 2002 г;

4) 1993 г.

 

11. Сертификат соответствия должен содержать:

1) наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;

2) информацию о методах проведения испытаний (измерений, контроля);

3) наименование и местонахождение органа по сертификации;

4) технические характеристики продукции.

 

12. Разработчиком национального стандарта в соответствии с законом «О техническом регулировании» может быть:

1) предприятие;

2) национальный орган по стандартизации;

3) технический комитет;

4) любое лицо.

 

13. Национальный стандарт РФ принимается:

1) Государственной Думой;

2) Техническим комитетом по стандартизации;

3) Федеральным агентством по техническому регулированию;

4) Правительством РФ.

 

14. Стандарты ИСО серии 14000 посвящены:

1) системам экологического менеджмента;

2) экологической терминологии;

3) способам утилизации вредных и опасных отходов;

4) системам менеджмента качества.

 

15. Знак соответствия – это знак, информирующий потребителя о соответствии продукции требованиям:

1) национальных стандартов;

2) системы добровольной сертификации;

3) договора на поставку;

4) технических регламентов.

 

16. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают:

1) необходимые требования;

2) необходимые и достаточные требования;

3) минимально необходимые требования;

4) достаточные требования.

 

17. Объектами стандартизации и технического регулирования в соответствии с законом «О техническом регулировании» могут быть:

1) государственные образовательные стандарты;

2) эмиссия ценных бумаг;

3) процессы;

4) продукция.

 

18. Штрих-код наносится на продукцию

1) с целью подтверждения качества;

2) для подтверждения подлинности происхождения продукции;

3) для обеспечения автоматической идентификации;

4) в качестве знака соответствия.

 

19. Технические регламенты должны содержать требования:

1) безопасности;

2) единства измерений;

3) унификации;

4) взаимозаменяемости.

 

20. Сертификат соответствия вступает в действие с момента:

1) оплаты процедуры подтверждения соответствия;

2) положительного решения органа по сертификации о выдаче сертификата;

3) внесения его в реестр выданных сертификатов;

4) вынесения положительного решения.

 

21. Национальный стандарт применяется:

1) на обязательной основе для продукции, произведенной за пределами РФ;

2) на обязательной основе всеми государственными учреждениями и организациями;

3) на обязательной основе всеми юридическими и физическими лицами;

4) на добровольной основе для продукции, произведенной в РФ;

5) на добровольной основе всеми юридическими лицами.

 

22. Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов, называется:

1) знак качества;

2) фирменный знак предприятия;

3) знак соответствия;

4) знак обращения на рынке.

 

23. Затраты на обучение в области качества являются:

1) предупредительными;

2) оценочными;

3) издержками вследствие внутренних отказов;

4) издержками вследствие внешних отказов.

 

24. Первые упоминания о форматированных требованиях к качеству продукции относятся ко времени правления:

1) Петра I;

2) Ивана Грозного;

3) Екатерины I I.

 

25. Нормативными документами, обязательным для выполнения, являются:

1) государственный стандарт;

2) технический регламент;

3) стандарт предприятия.

 

26. Организация и принципы стандартизации в РФ определены:

1) законом «О защите прав потребителей»;

2) законом «О техническом регулировании»;

3) постановлением Правительства РФ;

4) приказом Госстандарта РФ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Выполнение практических работ по дисциплине «Управление качеством» позволит студентам специальности «Экономика и управление на предприятии» закрепить и расширить систему знаний о качестве, системах качества, современных направлениях в управлении качеством продукции, услуг и процессов.

Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Разработка и внедрение системы управления качеством – одна из самых важных сфер деятельности предприятия, один из главных методов конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики.

В результате освоения дисциплины студенты будут иметь представление о показателях качества продукции, методах оценки уровня качества и затрат на качество, способах и средствах обеспечения и контроля качества, приобретут навыки работы с правовыми и нормативными документами в области качества. Особое внимание в практикуме уделено методике разработки и внедрения систем менеджмента качества на предприятии.

Дисциплина «Управление качеством» является обеспечивающей для следующих дисциплин: «Маркетинг», «Менеджмент», «Планирование на предприятии» и т. д. и служит важным звеном в профессиональной подготовке экономиста-менеджера.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Российская Федерация. Законы.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. – М. : Омега-Л, 2006. – 442 с.

2. Российская Федерация. Законы.О защите прав потребителей : федер. Закон : [в редакции ФЗ от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ и 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ]. – М. : «Ось-89», 2000. – 48 с.

3. Российская Федерация. Законы.О техническом регулировании : федер. закон: [принят Гос. Думой 15 декабря 2002 г. : одобр. Советом Федерации 18 декабря 2002 г.]. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 48 с.

4. ГОСТ Р ИСО 9000–2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – Введ. 2001–08–15. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 2001. – 33 с.

5. ГОСТ Р ИСО 9001–2001. Системы менеджмента качества. Требования. – Введ. 2001–08–15. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 2001. – 18 с.

6. ГОСТ Р ИСО 9004–2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. – Введ. 2001–08–15. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 2001. – 61 с.

7. ГОСТ Р ИСО 14001–2005. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению. – М. : Издательство стандартов, 2005. – 33 с.

8. Адлер, Ю. П. Система экономики качества / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова – М. : РИА «Стандарты и качество», 2005. – 183 с.

9. Аристов, О. В. Управление качеством : учебное пособие для вузов / О. В. Аристов – М. : ИНФРА-М, 2006. – 240 с.

10. Басовский, Л. Е.Управление качеством : учебник / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев – М. : ИНФРА-М, 2006. – 212 с.

11. Белобрагин, В. Я. Основы технического регулирования : учебное пособие / В. Я. Белобрагин – М. : РИА «Стандарты и качество», 2005. – 319 с.

12. Дурнев, В. Д. Экспертиза и управление качеством промышленных материалов / В. Д. Дурнев, С. В. Сапунов, В. К. Федюкин – СПб. : Питер, 2004. – 254 с.

13. Долгова, Е.Ю. Управление качеством: учебное пособие / Е. Ю. Долгова – Омск : ОГИС, 2007. –201 с.

14. Исикава, К. Японские методы управления качеством / К. Исикава – М. : Экономика, 1988. – 215 с.

15. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии : учебник для вузов / Г. Д. Крылова – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 671 с.

16. Левшина, В.В, Бука Э.С. Формирование системы менеджмента качества вуза: Монография / В. В. Левшина, Э. С. Бука – Красноярск : СибГТУ, 2004. – 324 с.

17. Лифиц, И. М. и др. Стандартизация, метрология и сертификация : учебник для вузов / И. М. Лифиц – М. : Юрайт-Издат, 2004. – 335 с.

18. Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие / И. М. Лифиц – М.: Высшее образование, 2007. – 390 с.

19. Масааки, Имаи. Кайдзен : Ключ к успеху японских компаний. Пер. с англ.-2-е изд. / И. Масаки – М. : «Альпина Бизнес Букс», 2005. – 274 с.

20. Масааки, Имаи. Гемба Кайдзен : путь к снижению затрат и повышению качества. Пер. с англ.-2-е изд. / И. Масаки – М. : «Альпина Бизнес Букс», 2005. – 346 с.

21. Новицкий, Н. И. Управление качеством продукции : учебное пособие / Н. И. Новицкий – М. : Новое знание, 2002. – 367 с.

22. Окрепилов, В. В. Управление качеством : учебник для вузов / В. В. Окрепилов – М. : Экономика, 1998. – 639 с.

23. Федюкин, В. К. Основы квалиметрии. Управление качеством продукции : учебное пособие / В. К. Федюкин – М. : «Филинъ», 2004. – 296 с.

 

 

 



ПРИЛОЖЕНИЯ

Рис.  П.1 Сеть процессов СМК вуза


 

 

 

Рис. П. 2 Основные этапы построения системы качества организации


Рис. П.3 Диаграмма Исикавы


 

 

 


Учебное издание

 





Долгова Елена Юрьевна

Управление качеством

 

 

Практикум

 

Печатается в авторской редакции

 

 

Лицензия ЛР 021278 от 06.04.1998

Подписано в печать ---------Формат 60х84 1/16

Бумага типограф. Оперативный способ печати

Усл.печ. л. Уч.-изд. л 568 Тираж экз

Изд. № Заказ № .Цена договорная

 

Издательско-полиграфический центр ОГИС

644099, Омск, ул. Красногвардейская, 9










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 421.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...