Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗРАБОТКА СИСТЕМ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ




 

Цель занятия –ознакомление с методикой разработки и внедрения системы менеджмента качества на предприятии (СМК); получение практических навыков по разработке отдельных элементов СМК.

Основные понятия: менеджмент качества, всеобщий менеджмент качества, система менеджмента качества, улучшение качества, управление качеством, видение, верификация, валидация, миссия, несоответствие, восемь принципов менеджмента качества согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, процессный подход, эффективность и результативность системы менеджмента качества, корректирующие действия, предупреждающие действия, идентификация, прослеживаемость, самооценка, руководство по качеству, документированные процедуры, политика в области качеств, стандарты ИСО серии 9000.

Литература [4-12, 16, 21, 22]

 

Содержание работы

 

1. Ознакомиться с содержанием и основными положениями ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

2.

Сертификация СМК
Для конкретной организации, предложенной преподавателем, или выбранной самостоятельно, разработать отдельные элементы системы менеджмента качества (СМК).

 

Задания

 

Задание 1. Дайте характеристику деятельности организации и продукции, которую она выпускает. Установите основные группы потребителей и заинтересованные стороны, их ожидания и потребности (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Ожидания заинтересованных лиц

Заинтересованные лица, окружающие организацию Ожидания и потребности заинтересованных лиц
   

 

Задание № 2. Выделите основные этапы разработки СМК на предприятии (организации).

Возможные этапы разработки СМК представлены в табл. П.2 приложения.

 

Задание № 3. Сформулируйте доктрину организации в области качества, включающую политику, цели и задачи, миссию и видение организации.

Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Политика должна:

· соответствовать стратегическим целям предприятия;

· включать требования по постоянному улучшению деятельности;

· постоянно анализироваться на пригодность;

· быть доведена до сведения всего персонала.

Политика в области качества занимает не более одного печатного листа, подписывается руководителем организации и вывешивается на видное место.

Цельв области качества – то, чего добивается или к чему стремится организация в области качества.

Под миссией понимается краткое заявление (обычно от 25 до 50 слов), определяющее:

· позиционирование организации в окружающем мире (кто мы?);

· стержневые цели существования организации (для чего мы существуем?);

· основные группы потребителей и заинтересованных сторон (для кого мы работаем?);

· ключевые обязательства и пути обеспечения качества производимой продукции и/или услуг (что мы гарантируем и за счет чего?).

Видение – это идеал, мечта, представление о том, каким руководство хотело бы видеть организацию через 5-10-15 лет.

 

Задание № 4. Спроектируйте сеть процессов предприятия. Для этого выполните следующие этапы:

· выделите, проведите идентификацию и классификацию процессов;

· определите взаимодействие процессов;

· назначьте владельцев процессов.

Под выделением процессов понимается определение его границ. У любого процесса есть границы, определяемые начальной стадией (вход) и конечной (выход).

Часто вход процесса рассматривают как ресурсы: поставляемые материалы (сырье, полуфабрикаты, конструкторско-технологическая документация и т.д.) и необходимая информация.

Выходом являются результаты преобразования, добавляющие стоимость – готовый продукт.

Идентификация процесса – присвоение процессу идентификатора, который позволяет отличать данный процесс от других процессов в организации.

Идентификация процесса может осуществляться, например уникальным названием процесса или с помощью маркировки – присвоения уникального идентификационного номера и др.

Выделяют:

1.Бизнес-процессы (основные процессы, производственные процессы, процессы жизненного цикла, базовые процессы).

2.Обеспечивающие (обеспечения ресурсами, менеджмента ресурсов, поддерживающие процессы, второстепенные).

3.Менеджмента (организационно-управленческие процессы, процессы управления, управленческой деятельности руководства).

Часто обеспечивающие процессы и процессы управления объединяют в класс вспомогательных процессов.

Непосредственным результатом бизнес-процессов является выпуск продукции или оказание услуг, они предназначены для удовлетворения потребностей внешних потребителей. В качестве схемы для выделения основных процессов можно воспользоваться схемой жизненного цикла продукции (рисунок 3.1). В зависимости от особенностей конкретной организации выбираются те процессы, которые есть в этой организации.

Обеспечивающие процессыпредназначены для обеспечения ресурсами других процессов. Клиенты обеспечивающих процессов находятся внутри компании.

К обеспечивающим процессам обычно относятся:

· процесс подготовки кадров;

· управления документацией;

· процессы обеспечения связью, информационное обеспечение;

· процесс административно-хозяйственного обеспечения;

· процесс финансового обеспечения деятельности организации;

· процесс обеспечения безопасности;

· другие процессы.

Результатомпроцессов менеджмента является повышение результативности и эффективности бизнес-процессов и обеспечивающих процессов. Процессы менеджмента – особые процессы, их потребителями являются пять групп заинтересованных лиц: собственники (инвесторы), потребители, поставщики, сотрудники и общество. Процессы менеджмента – это информационные процессы: стратегическое планирование и управление, финансово-экономическое управление, разработка политики в области качества, организация процессов, анализ со стороны руководства, контроль и другие.

 

 

Рис. 3.1 Этапы жизненного цикла продукции:

1. Проектирование продукта, разработка технических требований к продукции;

2. Планирование и разработка процесса;

3. Материально-техническое снабжение;

4. Производство или обслуживание;

5. Маркетинговые исследования;

6. Контроль, проведение испытаний и обследований;

7. Упаковка и хранение;

8. Реализация и распределение продукции;

9. Монтаж и наладка;

10. Техническая поддержка и обслуживание;

11. Послепродажная деятельность;

12. Утилизация и переработка после использования.

 

При выделении процессов рекомендуется воспользоваться рекомендациями ГОСТ Р ИСО 9001-2001, в котором определены следующие классы процессов, относящиеся к СМК:

· управленческой деятельности руководства;

· обеспечения ресурсами;

· жизненного цикла продукции;

· измерения, анализа и улучшения.

Пример сети процессов СМК вуза представлен в табл. П.1 приложения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 413.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...