Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РАЗРАБОТКА СИСТЕМ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Цель занятия –ознакомление с методикой разработки и внедрения системы менеджмента качества на предприятии (СМК); получение практических навыков по разработке отдельных элементов СМК. Основные понятия: менеджмент качества, всеобщий менеджмент качества, система менеджмента качества, улучшение качества, управление качеством, видение, верификация, валидация, миссия, несоответствие, восемь принципов менеджмента качества согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, процессный подход, эффективность и результативность системы менеджмента качества, корректирующие действия, предупреждающие действия, идентификация, прослеживаемость, самооценка, руководство по качеству, документированные процедуры, политика в области качеств, стандарты ИСО серии 9000. Литература [4-12, 16, 21, 22]
Содержание работы
1. Ознакомиться с содержанием и основными положениями ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001. 2.
Задания
Задание 1. Дайте характеристику деятельности организации и продукции, которую она выпускает. Установите основные группы потребителей и заинтересованные стороны, их ожидания и потребности (табл. 3.1). Таблица 3.1 Ожидания заинтересованных лиц
Задание № 2. Выделите основные этапы разработки СМК на предприятии (организации). Возможные этапы разработки СМК представлены в табл. П.2 приложения.
Задание № 3. Сформулируйте доктрину организации в области качества, включающую политику, цели и задачи, миссию и видение организации. Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика должна: · соответствовать стратегическим целям предприятия; · включать требования по постоянному улучшению деятельности; · постоянно анализироваться на пригодность; · быть доведена до сведения всего персонала. Политика в области качества занимает не более одного печатного листа, подписывается руководителем организации и вывешивается на видное место. Цельв области качества – то, чего добивается или к чему стремится организация в области качества. Под миссией понимается краткое заявление (обычно от 25 до 50 слов), определяющее: · позиционирование организации в окружающем мире (кто мы?); · стержневые цели существования организации (для чего мы существуем?); · основные группы потребителей и заинтересованных сторон (для кого мы работаем?); · ключевые обязательства и пути обеспечения качества производимой продукции и/или услуг (что мы гарантируем и за счет чего?). Видение – это идеал, мечта, представление о том, каким руководство хотело бы видеть организацию через 5-10-15 лет.
Задание № 4. Спроектируйте сеть процессов предприятия. Для этого выполните следующие этапы: · выделите, проведите идентификацию и классификацию процессов; · определите взаимодействие процессов; · назначьте владельцев процессов. Под выделением процессов понимается определение его границ. У любого процесса есть границы, определяемые начальной стадией (вход) и конечной (выход). Часто вход процесса рассматривают как ресурсы: поставляемые материалы (сырье, полуфабрикаты, конструкторско-технологическая документация и т.д.) и необходимая информация. Выходом являются результаты преобразования, добавляющие стоимость – готовый продукт. Идентификация процесса – присвоение процессу идентификатора, который позволяет отличать данный процесс от других процессов в организации. Идентификация процесса может осуществляться, например уникальным названием процесса или с помощью маркировки – присвоения уникального идентификационного номера и др. Выделяют: 1.Бизнес-процессы (основные процессы, производственные процессы, процессы жизненного цикла, базовые процессы). 2.Обеспечивающие (обеспечения ресурсами, менеджмента ресурсов, поддерживающие процессы, второстепенные). 3.Менеджмента (организационно-управленческие процессы, процессы управления, управленческой деятельности руководства). Часто обеспечивающие процессы и процессы управления объединяют в класс вспомогательных процессов. Непосредственным результатом бизнес-процессов является выпуск продукции или оказание услуг, они предназначены для удовлетворения потребностей внешних потребителей. В качестве схемы для выделения основных процессов можно воспользоваться схемой жизненного цикла продукции (рисунок 3.1). В зависимости от особенностей конкретной организации выбираются те процессы, которые есть в этой организации. Обеспечивающие процессыпредназначены для обеспечения ресурсами других процессов. Клиенты обеспечивающих процессов находятся внутри компании. К обеспечивающим процессам обычно относятся: · процесс подготовки кадров; · управления документацией; · процессы обеспечения связью, информационное обеспечение; · процесс административно-хозяйственного обеспечения; · процесс финансового обеспечения деятельности организации; · процесс обеспечения безопасности; · другие процессы. Результатомпроцессов менеджмента является повышение результативности и эффективности бизнес-процессов и обеспечивающих процессов. Процессы менеджмента – особые процессы, их потребителями являются пять групп заинтересованных лиц: собственники (инвесторы), потребители, поставщики, сотрудники и общество. Процессы менеджмента – это информационные процессы: стратегическое планирование и управление, финансово-экономическое управление, разработка политики в области качества, организация процессов, анализ со стороны руководства, контроль и другие.
Рис. 3.1 Этапы жизненного цикла продукции: 1. Проектирование продукта, разработка технических требований к продукции; 2. Планирование и разработка процесса; 3. Материально-техническое снабжение; 4. Производство или обслуживание; 5. Маркетинговые исследования; 6. Контроль, проведение испытаний и обследований; 7. Упаковка и хранение; 8. Реализация и распределение продукции; 9. Монтаж и наладка; 10. Техническая поддержка и обслуживание; 11. Послепродажная деятельность; 12. Утилизация и переработка после использования.
При выделении процессов рекомендуется воспользоваться рекомендациями ГОСТ Р ИСО 9001-2001, в котором определены следующие классы процессов, относящиеся к СМК: · управленческой деятельности руководства; · обеспечения ресурсами; · жизненного цикла продукции; · измерения, анализа и улучшения. Пример сети процессов СМК вуза представлен в табл. П.1 приложения. |
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 413. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |