Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ




Управление качеством

 

Практикум

 

Омск 2009

 
УДК 658.6

Долгова, Е. Ю.

Управление качеством: практикум / Е. Ю. Долгова. – Омск : ОГИС, 2009. – 51 с.

Д 64

 

 

Цель практикума – оказание методической помощи студентам в освоении курса «Управление качеством», формирование навыков работы с нормативно-правовой документацией, развитие самостоятельности и творческого подхода к решению вопросов, связанных с обеспечением качества продукции. Практикум включает тесты, задачи и ситуационные задания по основополагающим разделам дисциплины «Управление качеством».

Практикум подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом и рабочей программой по дисциплине «Управление качеством» для специальности «Экономика и управление на предприятии», предназначен для студентов дневной и заочной форм обучения.

Может использоваться в учебном процессе студентами специальности «Сервис».

Печатается в авторской редакции

 

Библиогр.: 23 назв. Табл. 19. Рис. 2. Прил. 1.

 

Рецензент канд. техн. наук, доцент

каф.  КШИ                                                                              О. В. Ревякина                                                 

 

 

Отв. за выпуск зав. кафедрой СС и ЭК

канд. техн. наук, доцент                                                    Л. В. Антонина

 

 

ã Омский государственный

                                                                        институт сервиса, 2009    

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...  4
Практическая работа 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМЕНКЛАТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ……………………………...………………….    5
Практическая работа 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ……..  8
Практическая работа 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ………………..………………………………………………………...   11
Практическая работа 4. ИЗУЧЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ  КАЧЕСТВА……………………………….……………..........................   19
Практическая работа 5. ИЗУЧЕНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА…………………………………………………….   24
Практическая работа 6. ОЦЕНКА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО………………….. 27
Практическая работа 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА………………………………………………….   30
Практическая работа 8. ИЗУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ…………………………………………………...   36
ТЕСТ………………………………………………………………………………... 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 46
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………. 48

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Подготовка квалифицированных экономистов-менеджеров предусматривает изучение и освоение современных методов управления качеством продукции, товаров, услуг и работ, процессов и систем.

Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. В обеспечении конкурентоспособности требования к качеству становятся определяющими.  

Если на начальном этапе своего развития качество охватывало только заключительные стадии технологического процесса и сводилось к контрольным операциям, то в настоящее время качество охватывает все функции, стороны, процессы организации. Изменились представления о том, каким должен быть менеджмент, чтобы обеспечить экономическое процветание организации. Системы менеджмента качества (СМК), возникшие как путь к экономическому процветанию организации, своим появлением перевернули многие привычные представления о менеджменте, поставив во главу угла всеобщее качество.

Поиск оптимальных путей обеспечения качества продукции, приемлемых для всего мирового сообщества, обусловил разработку и широкое внедрение концепции международных стандартов ИСО серии 9000.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001 система менеджмента качества является частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов, в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребностям, ожиданиям и требованиям заинтересованных сторон. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему. Менеджмент качества становится ведущим менеджментом организации.

 

 

Практическая работа 1.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМЕНКЛАТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

Цель занятия – приобретение навыковустановления номенклатуры показателей качества продукции и определения коэффициентов весомости показателей качества.

 

Основные понятия: свойство, показатель качества, номенклатура показателей качества, единичные показатели, комплексные показатели, показатели назначения, показатели надежности (ремонтопригодность, безотказность, долговечность, сохраняемость), эргономические показатели (гигиенические, антропометрические, физиологические, психологические), эстетические показатели, экологические показатели, показатели безопасности, патентно-правовые показатели, показатели стандартизации и унификации, показатели технологичности, показатели экономичности.

 

Литература: [12, 13, 21–23]

 

Содержание работы

 

1. Ознакомиться с построением и содержанием ГОСТов системы показателей качества продукции (СПКП).

2. Изучить экспертный метод определения коэффициентов весомости.

Коэффициенты весомости показателей качества определяют экспертным методом. Для этого формируют экспертную группу и проводят ранжирование показателей. Наиболее важному показателю присваивается ранг 1, следующему по значимости ранг 2 и т.д., самое незначимое свойство получит наибольший ранг. Возможны случаи, когда нескольким объектам (показателям качества) присваиваются одинаковые ранги.

Коэффициенты весомости показателей качества ( ) рассчитывают по формуле (1.1):

 

                                                                                (1.1)

где m – число экспертов;

n – число объектов экспертизы (показателей качества);

Σ Si сумма рангов, присвоенная всеми экспертами i-му объекту (показателю качества);

i = 1, ..., n.

Согласованность мнения экспертов оценивают по величине коэффициента конкордации (W) по формуле (1.2):

 

(1.2)

где Sср – средняя сумма рангов, находится по формуле (1.3):

Sср (1.3)

(Si-Sср)2 квадрат отклонений всех рангов i-го объекта от средней суммы рангов.

Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0 < W < 1, причем, 0 – полная несогласованность, 1 – полное единодушие. Если W > 0,6, то считается, что мнения экспертов согласованы, если W < 0,6, то мнения экспертов расходятся, необходимо исключить эксперта, мнение которого сильно отличается от общего мнения, и опять определить значение коэффициента конкордации (W).

3. Выполнить практические задания.

 

Задания

Задание № 1. Рассчитайте коэффициенты весомости эстетических свойств обуви и степень согласованности мнений пяти экспертов по данным, представленным в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1

Данные для расчета коэффициента весомости

Показатели

эстетических свойств

Ранги, присвоенные экспертами

Коэффициент

весомости, Vi

1 2 3 4 5
Силуэт 1 2 1 2 2  
Внешний вид 2 1 2 1 1  
Внутренняя отделка 3 3 3 3 3  

Задание № 2.Определить степень согласованности мнения пяти экспертов, результаты ранжирования которыми четырех объектов приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Данные для оценки согласованности мнений пяти экспертов

№ объекта

Оценка эксперта

Сумма рангов,

Σ Si

Отклонение от среднего,

Si-Sср

Квадрат отклонения,

(Si-Sср)2

  1 2 3 4 5
1 4 4 4 4 3      
2 3 3 2 3 4      
3 2 2 1 2 2      
4 1 1 3 1 1      

 

Задание № 3.

1.Составьте таблицу показателей качества конкретной продукции, используя стандарты СПКП.

2. Сформируйте экспертную группу.

3. Проведите ранжирование показателей качества.

4. Определите коэффициенты весомости показателей качества.

5. Определите степень согласованности мнения экспертов.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что Вы понимаете под показателем качества?

2. По каким признакам классифицируют показатели качества?

3. Что такое единичный, комплексный, оптимальный и интегральный показатель качества?

4. Дайте характеристику эргономическим, функциональным показателям качества, показателям надежности.

5. Что показывает коэффициент конкордации?

 

Практическая работа 2.

ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Цель занятия – приобретение навыков определения уровня качества продукции.

Основные понятия: уровень качества продукции, оценка уровня качества продукции,дифференциальный метод, комплексный метод, смешанныйметод оценки уровня качества.

 

Литература: [12, 13, 18, 23]

 

Содержание работы

1. Изучить методы оценки уровня качества продукции.

Оценка уровня качества продукции может производиться дифференциальным, комплексным и смешанным методами.

При оценке уровня качества продукции дифференциальным методом относительный показатель (Qi) вычисляют по формулам (2.1), (2.2):

                                             (2.1)

или

                                              (2.2)

где  Пi — значение i -го показателя качества оцениваемой продукции;

Пib – значение i -го базового показателя;

i = 1, ..., n количество оцениваемых показателей качества.

 

Формула (2.1) используется в том случае, когда увеличение численного значения показателя соответствует улучшению качества продукции. Формулу (2.2) применяют, когда улучшению качества продукции соответствует уменьшение численного значения показателя.

Комплексный показатель качества чаще всего рассчитывается по формуле средней взвешенной арифметической (U) (2.3):

 

(2.3)

 

При значительном различии значений относительных показателей рекомендуется рассчитывать среднюю взвешенную геометрическую (G):

  , (2.4)

где Qi – относительный i -й показатель качества;

Vi – коэффициент весомости i -го показателя;

i = 1, …, n – число показателей, составляющих средний взвешенный показатель.

2. Выполнить практические задания.

 

Задания

Задание № 1. Определить комплексный показатель эстетических свойств и категорию качества для трех моделей обуви по данным, представленным в табл. 2.1. Значения коэффициентов весомости (Vi) рекомендуется взять из задания № 1 практической работы № 1.

Таблица 2.1

Оценка экспертами эстетических свойств образцов обуви

Показатели

эстетических свойств

Баллы, присвоенные

экспертами

Средний

балл, К

Коэффициент весомости, Vi  

 

Комплексный показатель, Qi

1 2 3 4 5

Модель №1

1. Силуэт

2. Внешний вид

  4   4   4   4   5    

 

3 4 4 4 4    

Модель №2

1. Силуэт

2. Внешний вид

  5   4   5   5   4    

 

5 5 5 5 5    

Модель №3

1. Силуэт

2. Внешний вид

  4   4   4   4   3    

 

3 4 4 4 4    

 

К высшей категории качества относится продукция легкой промышленности с величиной комплексного показателя не менее 0,80; к первой – не менее 0,6.

Задание № 2. Определить уровень качества ткани, предназначенной для изготовления нарядной одежды, по данным, представленным в табл. 2.2

Таблица 2.2

Исходные данные

Наименование показателя

Значения показателя

Коэффициент весомости

базового фактического
Разрывная нагрузка, даН по основе по утку   41 22   38 20   0,07 0,03
Усадка после стирки, % по основе по утку   5 2   3,5 1,5   0,15 0,1
Устойчивость окраски, баллы, к стирке «поту» сухому трению   3 4 3   4 4 4   0,1 0,1 0,15
Колористическое оформление, баллы   12   16   0,2
Отделка ткани, баллы 10 12 0,05
Структура, баллы 10 12 0,05
Итого     1

 

Задание № 3. Определить комплексный показатель качества трех моделей женских зимних пальто по данным, представленным в табл. 2.3.

Таблица 2.3

Исходные данные

Наименование показателя

Коэффициент весомости

Значения показателя, баллы

модель № 1 модель № 2 модель № 3
1 2 3 4 5
Эстетические показатели: - соответствие моде - уровень обработки и отделки - четкость и выразительность исполнения товарных знаков и ярлыков   0,20 0,21   0,05   7 6   9   6,5 6   9   9 10   10

 

Окончание табл. 2.3

1 2 3 4 5
Функциональные показатели: - соответствие размерной и полнотно-возрастной группе - соответствие сезону - соответствие применяемых материалов, отделки и фурнитуры назначению     0,20 0,24     0,10     9 8     8     9 8     8     9 7     9

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое уровень качества?

2. Что такое оптимальный уровень качества?

3. Какие факторы влияют на уровень качества изделий?

4. Для каких целей определяют уровень качества товара?

5. Достоинства и недостатки дифференциального и комплексного методов оценки уровня качества.

 

 

Практическая работа 3.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 1147.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...