Философия Г. Гегеля (тождество бытия и мышления «Феноменология духа», учение о логическом
Процессе «Наука логики», философия природы и диалектика, философия истории).
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (l770— 1831) —немецкий философ, родился вШтутгарте всемье круп- ного чиновника. Основные труды. «Различия между философскими системами Фихте и Шеллинга» (1801), «Феноменология духа» (1807), «Наука ло- гики» (1812 — 1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Фило- софия права» (1822). Гегель —создатель последовательной и развернутой системы объективного идеализма, причем постро- ение этой системы ведется им посредством метода идеалистической диалектики. Как впостроении своей системы, так ивразработке диа- лектического метода, Гегель взначительной степени опирался на ряд фундаментальных идей Шеллинга (прежде всего, периода натурфило- софии последнего).
Логика. Во времена Гегеля логика считалась наукой озаконах и формах только человеческого мышления. Признавая значение этой научной дисциплины (классической, аристотелевской или формальной логики), Гегель отмечал ее недостатки: во-первых, формальная логика имеет дело сзаконами иформами только человеческого мышления (рассудка), тогда как, принимая исходное тождество бытия имышления, необходимо поставить вопрос озаконах иформах мышления как тако- вого, мышления, представляющего собой деятельность Абсолюта; во- вторых, формальная логика имеет дело только сзастывшими формами мышления, тогда как сущностью Абсолюта является движение, разви- тие.
Отсюда возникает задача создания новой диалектической логи- ки,которая стала бы наукой осущности всех вещей, т.е. наукой озако- нах развития Абсолюта. И всилу исходного тождества бытия имыш- ления вфилософии Гегеля эта диалектическая логика оказывается одновременно онтологией (учением о развитии бытия), гносеологией (учением оразвитии познания') илогикой (учением озаконах ифор- мах мышления):
логика =онтология =гносеология.
С точки зрения Гегеля, понятия, которыми оперирует мышление, на- ходятся в непрерывном движении ивзаимосвязи; они постоянно изме- няются, «переходят» или «перетекают» друг вдруга, превращаясь в свою противоположность. Вработе «Наука логика» он рассматривает вопрос остановлении ивзаимосвязи наиболее общих понятий —фи- лософских категорий; «бытие», «ничто», «становление», «качество», «ко- личество», «мера» ит.д.
Но решается эта проблема Гегелем крайне формально —путем по- строения триад различного уровня. Все эти триады имеют одинаковую структуру: тезис — антитезис —синтез, повторяющую общую струк- туру Абсолюта.
Философия природы. Поскольку Природа есть инобытие Абсолют- ной идеи, то Природе, по Гегелю, свойственны те же общие законы, что и Абсолютной идее. Поэтому философия природы строится по тому же принципу триад исостоит из механики, физики иорганики. Вмеханике Гегель рассматривает понятия пространства, времени, материи, движе- ния ит.д., вфизике —понятия теплоты, звука, стихии ит.д., аворгани- ке —понятия геологической ирастительной природы, организма ит.д.
Философия природы —наименее удачный раздел философии Геге- ля. Она мало идовольно плохо разработана,многиеее идеи не прини- мались даже последовательными гегельянцами.
Философия духа. Философия Духа —наиболее интересный раз- дел философии Гегеля, оказавший особое влияние на дальнейшее раз- витие философии и, в частности, философии культуры.
Гегель трактует Дух как Абсолютную идею, вернувшуюся ксебе после пребывания всвоем инобытие, вплену материальности, т.е. в Природе. Тем самым Дух оказывается высшим этапом развития Абсо- люта, он есть синтез Абсолютной идеи иПрироды. Ипоскольку имен- но вДухе Абсолют осознает себя (хотя ине сразу), то Дух есть одно- временно иконечный, иначальный этап развития,,проходящего по замкнутому кругу
Так же как иранее, Дух и, соответственно, учение онем составляют триаду, в данном случае это: Дух —Объективный дух Субъективный дух Абсолютный дух.
Дух характеризуется Гегелем как Абсолютная идея, уже вернув- исаясяксебе, только начиная со стадии самосознания вфеноменоло- гии. На конечной стадии развития Субъективного духа рождается сво- бода, или свободный дух, деятельность которого проявляется в развертывании Объективного иАбсолютного духа.
|