Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия Г. Гегеля (тождество бытия и мышления «Феноменология духа», учение о логическом




Процессе «Наука логики», философия природы и диалектика, философия истории).

Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(l770— 1831) —немецкий философ, родился вШтутгарте всемье круп-
ного чиновника. Основные труды. «Различия между философскими системами
Фихте и Шеллинга» (1801), «Феноменология духа» (1807), «Наука ло-
гики» (1812 — 1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Фило-
софия права» (1822). Гегель —создатель последовательной
и развернутой системы объективного идеализма, причем постро-
ение этой системы ведется им посредством метода идеалистической
диалектики. Как впостроении своей системы, так ивразработке диа-
лектического метода, Гегель взначительной степени опирался на ряд
фундаментальных идей Шеллинга (прежде всего, периода натурфило-
софии последнего).

Логика. Во времена Гегеля логика считалась наукой озаконах и
формах только человеческого мышления. Признавая значение этой
научной дисциплины (классической, аристотелевской или формальной
логики), Гегель отмечал ее недостатки: во-первых, формальная логика
имеет дело сзаконами иформами только человеческого мышления
(рассудка), тогда как, принимая исходное тождество бытия имышления,
необходимо поставить вопрос озаконах иформах мышления как тако-
вого, мышления, представляющего собой деятельность Абсолюта; во-
вторых,
формальная логика имеет дело только сзастывшими формами
мышления, тогда как сущностью Абсолюта является движение, разви-
тие.

Отсюда возникает задача создания новой диалектической логи-
ки,
которая стала бы наукой осущности всех вещей, т.е. наукой озако-
нах развития Абсолюта. И всилу исходного тождества бытия имыш-
ления вфилософии Гегеля эта диалектическая логика оказывается
одновременно онтологией (учением о развитии бытия), гносеологией
(учением оразвитии познания') илогикой (учением озаконах ифор-
мах мышления):

логика =онтология =гносеология.

С точки зрения Гегеля, понятия, которыми оперирует мышление, на-
ходятся в непрерывном движении ивзаимосвязи; они постоянно изме-
няются, «переходят» или «перетекают» друг вдруга, превращаясь в
свою противоположность. Вработе «Наука логика» он рассматривает
вопрос остановлении ивзаимосвязи наиболее общих понятий —фи-
лософских категорий; «бытие», «ничто», «становление», «качество», «ко-
личество», «мера» ит.д.

Но решается эта проблема Гегелем крайне формально —путем по-
строения триад различного уровня. Все эти триады имеют одинаковую
структуру: тезис — антитезис —синтез, повторяющую общую струк-
туру Абсолюта.

Философия природы. Поскольку Природа есть инобытие Абсолют-
ной идеи, то Природе, по Гегелю, свойственны те же общие законы, что и
Абсолютной идее. Поэтому философия природы строится по тому же
принципу триад исостоит из механики, физики иорганики. Вмеханике
Гегель рассматривает понятия пространства, времени, материи, движе-
ния ит.д., вфизике —понятия теплоты, звука, стихии ит.д., аворгани-
ке —понятия геологической ирастительной природы, организма ит.д.

Философия природы —наименее удачный раздел философии Геге-
ля. Она мало идовольно плохо разработана,многиеее идеи не прини-
мались даже последовательными гегельянцами.

Философия духа. Философия Духа —наиболее интересный раз-
дел философии Гегеля, оказавший особое влияние на дальнейшее раз-
витие философии и, в частности, философии культуры.

Гегель трактует Дух как Абсолютную идею, вернувшуюся ксебе
после пребывания всвоем инобытие, вплену материальности, т.е. в
Природе. Тем самым Дух оказывается высшим этапом развития Абсо-
люта, он есть синтез Абсолютной идеи иПрироды. Ипоскольку имен-
но вДухе Абсолют осознает себя (хотя ине сразу), то Дух есть одно-
временно иконечный, иначальный этап развития,,проходящего по
замкнутому кругу

Так же как иранее, Дух и, соответственно, учение онем составляют
триаду, в данном случае это:
Дух —Объективный дух Субъективный дух Абсолютный дух.

Дух характеризуется Гегелем как Абсолютная идея, уже вернув-
исаяся
ксебе, только начиная со стадии самосознания вфеноменоло-
гии. На конечной стадии развития Субъективного духа рождается сво-
бода, или свободный дух, деятельность которого
проявляется в развертывании Объективного иАбсолютного духа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...