Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия Ф.В.И. Шеллинга (натурфилософия и трансцендентальный идеализм, эстетика).




Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
(1775 —1854) —немецкий философ, родом из семьи пастора. Основные труды.«Система трансцендентального идеализма»
(1800), «Философия искусства» (1802 —1803)

В твор-
честве Шеллинга принято выделять пять периодов развития: натурфи-
лософия, трансцендентальный идеализм, философию тождества, фило-
софию свободы, философию откровения.

Период натурфилософии (1797 —1799). Начиная свои философ-
ские исследования как фихтеанец,Шеллинг скоро пришел квыводу о
том, что сведение всей природы к«не-Я» (имевшее место уФихте), при-
водит к тому, что природа утрачивает всякую специфику. Но что же в
таком случае представляет собой природа? Оставаясь взначительной
степени еще под влиянием Фихте, Шеллинг тем не менее делает шаг,
уводящий его от философии Фихте, всторону более последовательно-
го объективного идеализма.

Шеллинг предлагает следующее решение этой проблемы: Природа
и Дух (разум, Абсолютное «Я») представляют собой определенное
единство. Азначит, для понимания Природы можно использовать ту
же модель, что идля Духа. Ипринимая тезис Фихте о«чистой актив-
ности» как «сущности» Духа, Шеллинг эту идею «чистой активности»
Духа переносит на Природу. Она становится унего деятельной иразвивающейся-тем самым Шеллинг закладывает основы учения одиа-
лектике Природы, или объективной диалектике.

Природа реально иобъективно существует, она есть нечто единое и
целое, продукт «бессознательного разума»„«некийзастывший разум вбы-
тии». Этот разум действует внутри Природы ипроследить его можно бла-
годаря целесообразности его действия-". Причем высшей целью ее разви-
тия является порождение сознания, итем самым пробуждение разума.Диалектика природы Шеллинга оказала значительное влияние на
дальнейшее развитие философии, ипрежде всего на философию Геге-
ля, а через него —Маркса идр. Однако конкретное построение его на-
турфилософии скоро было забыто, поскольку было опровергнуто даль-
нейшим развитием естествознания.

Период трансцендентального идеализма (1800 —1801). Вэтот
период Шеллинг приходит квыводу, что проделанная им ранее работа,
в которой было показано то, как развитие Природы приводит кпоявле-
нию Духа (Разума), только наполовину решает задачу построения фи-
лософской системы. Вторая половина работы состоит втом, чтобы по-
казать, как из Духа появляется Природа или, иначе говоря, каким путем
кПрироде может прийти Разум.

Шеллинг рассуждает следующим образом. «Я» (Дух, Разум) есть
изначальная активность, воля, располагающая себя вбесконечности.
Деятельность «Я» состоит вмышлении, но, поскольку единственно су-
ществующим является только это «Я», то ипредметом мышления для
него может быть только оно же само. Но для того, чтобы возник про-
дукт такой деятельности, «Я» должно что-то себе противопоставить,
положив тем самым себе пределы. Сталкиваясь стаким пределом, активность становится сознательной; ее Шеллинг называет «идеальной
деятельностью» вотличие от изначальной «реальной деятельности».

Построение философии , исходящей из деятельности субъекта, исходного «я», которое порождает себе противоположность, свой предел («не-Я>), приводит нас ксубъективному идеализму (фило-
софия Фихте). Построение философии, исходящей из реального суще-
ствования Природы, т.е. «не-Я», заставляет нас сделать вывод онезави-
симости «не-Я» от «Я» иприводит кфилософии, которую Шеллинг на-
зывает «реализмом». Если же мы учитываем обе возможности, то тогда
возникает синтез субъективного идеализма среализмом, т.е. «идеал-
реализм», или «трансцендентальный идеализм».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...