Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия И.Г. Фихте (наукоучение как теоретическая философия, этико-социальная философия).




Иоганн ГотлибФихте (1762 —1814)—
немецкий общественный деятель ифилософ. В творчестве Фихте выделяются два основных периода: до ипосле
1800 г. В первый период философия Фихте ближе ксубъективному
идеализму, во второй — кобъективному идеализму. Основные труды. «Опыт критики всяческого откровения» (1792),
«Основы общего наукоучения»(первая версия опубликована в1794 г.,
доработка и переработка этой книги шла на протяжении всей жизни
Фихте, известно более 15 ее редакций), «Рассуждения оназначении
ученого» (1794), «Основы естественного права» (1796), «Система уче-
ния онравственности» (1798), «Назначение человека» (1800), «Основ-
ные черты настоящей эпохи» (1806), «Путь к жизни блаженной»
(1806), «Речи к.немецкойнации» (1808).

Наукоучение.Философия, как считал Фихте, должна быть основой,
фундаментом для всех остальных наук, т.е. «наукой онауке», поэтому
главный трактат Фихте «Основы общего наукоучения»посвящен
именно проблемам науки. Принципиальная особенность науки состоит втом, что она систематична:вней одни идеи выводятся из других,
любой вновь вводимый тезис должен обосновываться спомощью других—ранее доказанных. Следовательно, воснове науки должен находиться единый набор истинных исамоочевидных положений или даже
какое-то одно исходное положение. Но что более очевидно для чело-
века, нежели его собственное сознание, его «я»? Существование идеятельность нашего сознания («я») для каждого из нас несомненны; при-
чем, делая свое «я» объектом размышления, мы всегда остаемся вграницах этого «я». Поэтому именно сизучения сознания и должна
начинаться философия. Однако, ставя перед собой эту задачу, можно
по-разному подходить квыбору объекта исследования. И исходным объектом исследования вфилософии Фихте оказыва-
ется как раз не его личное «я», не произвольное человеческое «я» или
множество всех человеческих «я», аАбсолютное сознание —«Я».

Центральное мес-
то в этическом учении Фихте занимает понятие «свобода». Иглавная
проблема этики —это противоречие между свободой инеобходимостью
.

Если втеоретико-познавательной деятельности «не-Я» воздейству-
ет на «Я» как объект познания, то вморально-практическом плане «не-
Я» производит на «Я» определенный толчок, который вызывает проти-
водействие со стороны «Я». При этом «не-Я» играет роль препятствия, которое «Я» стремится преодолеть: деятельность «не-Я»
оказывается стимулом для деятельности «Я», которое стремится рас-
ширить свои границы за счет области «не-Я». Но поскольку и«Я», и
«не-Я» являются бесконечными, то возможно только бесконечное расширение области «Я», но не завершение этого процесса.

Для человека быть свободным —это значит сделать себя сво-
бодным, т.е. всвоем эмпирическом «я» (индивидуальном человече-
ском сознании) отодвинуть границы «не-Я». И данная деятельность че-
ловека (конечного существа) есть необходимая составляющая дея-
тельности бесконечного Абсолюта вего процессе самопознания.
Отсюда свобода оказывается уФихте деятельностью «Я» по познанию
необходимости иуменьшению области «не-Я».

Поэтому худшей формой человеческого поведения является бездея-
тельность, так как при этом человек остается на уровне вещи, «не-Я», и
отказывается от реализации своего высшего предназначения. Существу-
ет множество людей (эмпирических «я»), каждый из которых имеет свои
личные цели иидеалы, что неизбежно ведет кконфликту между ними. В
этом конфликте неизбежна победа лучшего, более морального, так как это
соответствует положению дел вбожественном мире (в Абсолюте).

Прогресс вразвитии человеческого общества состоит вувеличе-
нии свободы, ив различные исторические эпохи существуют разные
степени свободы.













































Философия Ф.В.И. Шеллинга (натурфилософия и трансцендентальный идеализм, эстетика).

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
(1775 —1854) —немецкий философ, родом из семьи пастора. Основные труды.«Система трансцендентального идеализма»
(1800), «Философия искусства» (1802 —1803)

В твор-
честве Шеллинга принято выделять пять периодов развития: натурфи-
лософия, трансцендентальный идеализм, философию тождества, фило-
софию свободы, философию откровения.

Период натурфилософии (1797 —1799). Начиная свои философ-
ские исследования как фихтеанец,Шеллинг скоро пришел квыводу о
том, что сведение всей природы к«не-Я» (имевшее место уФихте), при-
водит к тому, что природа утрачивает всякую специфику. Но что же в
таком случае представляет собой природа? Оставаясь взначительной
степени еще под влиянием Фихте, Шеллинг тем не менее делает шаг,
уводящий его от философии Фихте, всторону более последовательно-
го объективного идеализма.

Шеллинг предлагает следующее решение этой проблемы: Природа
и Дух (разум, Абсолютное «Я») представляют собой определенное
единство. Азначит, для понимания Природы можно использовать ту
же модель, что идля Духа. Ипринимая тезис Фихте о«чистой актив-
ности» как «сущности» Духа, Шеллинг эту идею «чистой активности»
Духа переносит на Природу. Она становится унего деятельной иразвивающейся-тем самым Шеллинг закладывает основы учения одиа-
лектике Природы, или объективной диалектике.

Природа реально иобъективно существует, она есть нечто единое и
целое, продукт «бессознательного разума»„«некийзастывший разум вбы-
тии». Этот разум действует внутри Природы ипроследить его можно бла-
годаря целесообразности его действия-". Причем высшей целью ее разви-
тия является порождение сознания, итем самым пробуждение разума.Диалектика природы Шеллинга оказала значительное влияние на
дальнейшее развитие философии, ипрежде всего на философию Геге-
ля, а через него —Маркса идр. Однако конкретное построение его на-
турфилософии скоро было забыто, поскольку было опровергнуто даль-
нейшим развитием естествознания.

Период трансцендентального идеализма (1800 —1801). Вэтот
период Шеллинг приходит квыводу, что проделанная им ранее работа,
в которой было показано то, как развитие Природы приводит кпоявле-
нию Духа (Разума), только наполовину решает задачу построения фи-
лософской системы. Вторая половина работы состоит втом, чтобы по-
казать, как из Духа появляется Природа или, иначе говоря, каким путем
кПрироде может прийти Разум.

Шеллинг рассуждает следующим образом. «Я» (Дух, Разум) есть
изначальная активность, воля, располагающая себя вбесконечности.
Деятельность «Я» состоит вмышлении, но, поскольку единственно су-
ществующим является только это «Я», то ипредметом мышления для
него может быть только оно же само. Но для того, чтобы возник про-
дукт такой деятельности, «Я» должно что-то себе противопоставить,
положив тем самым себе пределы. Сталкиваясь стаким пределом, активность становится сознательной; ее Шеллинг называет «идеальной
деятельностью» вотличие от изначальной «реальной деятельности».

Построение философии , исходящей из деятельности субъекта, исходного «я», которое порождает себе противоположность, свой предел («не-Я>), приводит нас ксубъективному идеализму (фило-
софия Фихте). Построение философии, исходящей из реального суще-
ствования Природы, т.е. «не-Я», заставляет нас сделать вывод онезави-
симости «не-Я» от «Я» иприводит кфилософии, которую Шеллинг на-
зывает «реализмом». Если же мы учитываем обе возможности, то тогда
возникает синтез субъективного идеализма среализмом, т.е. «идеал-
реализм», или «трансцендентальный идеализм».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...