Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психоаналитическая антропология З. Фрейда. Структура психики человека по Фрейду. Анализ культуры и цивилизации. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга.




Психоанализ —особый метод терапии впрактике лечения невро-
зов, основы которого были заложены 3. Фрейдом. На базе психоана-
лиза возник ряд научных течений впсихологии ипсихиатрии ХХ в.

 

Основным объектом исследования впсихоаналитической философии
является психика человека. Она рассматривается как имеющая собствен-
ную природу, закономерности функционирования иразвития, не сводимые
ксвойствам физического мира. Психика при этом понимается как состоящая из различных
слоев, важнейшие из которых —сознание ибессознательное. Централь-
ное место впсихоаналитической философии занимает учение обессозна-
тельном: оего природе ипроисхождении, о взаимодействии ссознанием и
ороли бессознательного вжизни отдельных людей иобщества вцелом.

Зигмунд Фрейд(1856-1939) —австрийский психиатр ипсихолог.

Основные труды. «Толкование сновидений» (1899), «Литератур-
ное творчество иожившее сновидение» (1907), «Леонардо да Винчи.
Воспоминания детства» (1910), «Тотем итабу» (1913), «Моисей иМи-
келанджело» (1914), «Гете: воспоминания детства ввымысле иреаль-
ности»
(1917), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Пси-
хология масс ианализ человеческого Я» (1921), «"Я" и"Оно"» (1923),
«Будущее одной иллюзии» (1927), «Достоевский иотцеубийство»
(1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей имонотеи-
стическая религия» (1939).

Философские воззрения. Учение обессознательном. До Фрей-
да сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного, поэтому одним из важнейших его достижений можно считать
введение вобласть научного рассмотрения понятия «бессознатель-
ного» (в более поздних работах Фрейд называет его «Оно»). Сточки
зрения Фрейда, бессознательное стоит за множеством наших действий,
и, прежде всего, за такими, как фантазии, сны, оговорки, за забытыми впе-
чатлениями (вытесненными из сферы сознательного).

Первым шагом кпониманию бессознательного стал для Фрейда
анализ сновидений, когда сознательное «Я» наименее активно, азначит,
деятельность бессознательного проявляется особенно свободно. В
снах Фрейд различал два основных слоя. Первый из них —это явное,
открытое содержание, именно его пересказывает человек, увидевший
сон. Но за ним стоит второй —скрытый —слой, представляющий под-
линное содержание сна, иего правильное понимание требует специ-
альных усилий, применение метода психоанализа. Это связано стем,
что наше сознательное «Я» устанавливает цензуру на целый ряд жела-
ний и влечений, поэтому, проявляясь во сне, эти желания ивлечения
обретают причудливую, символическую, зашифрованную форму.

Человеческая психика хранит всебе следы всех событий, всех же-
ланий человека, которые он имел за свою жизнь. Однако на поверхно-
сти психики, всознании, остаются далеко не все. Напротив, большая
часть их уходит, аточнее, вытесняется вобласть подсознания. Там ока-
зываются все желания ивлечения, которые не прошли «цензуру» на-
шего «Я», т.е. оказались несовместимыми сэтическими требованиями,
которые человек осваивает впроцессе своей социализации'. Наиболее
активно социализация протекает вдетстве июности, иименно вэтот
период происходит особенно сильное и«массированное» вытеснение в
область подсознательного различных произвольных импульсов ипо-
буждений, идущих от инстинктов самосохранения, продолжения рода и
т.п. Особое место среди них занимает сексуальное влечение (либидо),
которое общество оценивает как постыдное игреховное', поэтому такого рода влечения вытесняются из области сознательного «Я» воб-
ласть подсознания; при этом они заменяются чем-то
более «пристойным» сточки зрения общества. Отсюда «невинные», на
первый взгляд, образы, посещающие нас во время сновидении, интер-
претировались Фрейдом как символы «постыдных» эротических вле-
чений. Специфическими видами сублимации он считал религию иис-
кусство.

Структура психики. Вразвитии представлений Фрейда острук-
туре личности четко выделяются два этапа. На раннем этапе впсихике человека выделяются три основных составляющих: бессознатель-
ное, предсознание,сознание. К 1920 г. уФрейда формируется представление об иной структуре че-
ловеческой психики (схема 164), вней выделяются следующие области.

• «Оно» (Ид) —сфера бессознательного, наполненная различными
вытесненными из области сознательного («Я») желаниями ивлечени-
ями, главное место среди которых занимают сексуальные. Это амо-
ральное и эгоистическое начало вчеловеке. Господствует внем
«принцип удовольствия».

• «Сверх-Я» (Супер-Эго) —сфера моральных иповеденческих ус-
тановок изапретов, налагаемых обществом на своих членов, это сфера
долга исовести, внутренний цензор, которые формируются за счет пе-
реноса «внутрь» различных внешних авторитетов (например, авторите-
та отца). «Сверх-Я» формируется кпяти годам, когда уребенка появля-
ется чувство вины истыда. «Сверх-Я» «перехватывает» агрессивные и
сексуальные импульсы, идущие из «Оно», трансформируя их вугрызе-
ния совести из-за несоответствия этих стремлений требованиям авто-
ритетов.

• «Я» (Эго) —сфера сознательного, находящаяся «между двух ог-
ней»: с одной стороны, на нее давит «Оно», асдругой —«Сверх-Я».
Именно «Я» направляет импульсы, идущие из «Оно» вприемлемые для
общества рамки, позволяет их реализовывать цивилизованным путем.
Если же это не удается, то тогда ивозникают различные неврозы-
какуличности, так и всего общества вцелом. Для фрейдизма харак-
терна трактовка социальных катаклизмов (войн, революций ит.п.) как
проявлений общественных неврозов. Постижение спомощью психо-
анализа тайн «Оно» позволяет «Я» взять над ним вверх, усмирить его.
Отсюда лозунг Фрейда: «Там, где было «Оно», должно стать
«Я»».

Если в«Оно» господствовал «принцип удовольствия», то в«Я» име-
ет место «принцип реальности».

«Оно», «Я» и«Сверх-Я» понимается Фрейдом не только как результат
личного опыта человека, но икак «архаическое наследие индивида» от
предков. Свое проявление они находят как в«комплексах» индивидов, так
ина социальном уровне врелигиях, искусстве исоциальных чувствах.

Учение об росе иТанатосе.Воснове человеческой природы, по
Фрейду, лежит ряд «влечений», «энергий» или инстинктов. Суть этих
«влечений» иих источник остаются уФрейда неопределенными, ион
сам пишет оних как о «мифических существах». Фрейд среди всех этих влечений вкаче-
стве основных выделил два: инстинкт жизни (влечение Эроса) иин-
стинкт смерти (влечение Танатоса). Понятия «влечение Эроса» и«влечение Танатоса» Фрейд применял
не только к отдельным людям, но икцелым обществам икультурам,
классифицируя их по доминирующему вних влечению.

Карл Густав Юнг (1875 —1961) —швейцарский психолог ипсихиатр.

 

Основные труды. «Очерки ассоциативной психологии» (1906),
«Психология DementiaРгаесох»(1907), «Метаморфозы исимволы ли-
бидо» (1912), «Психологические типы» (1921), «Отношение между Я
и бессознательным» (1928), «Проблемы души внаше время» (1931),
«Психология иалхимия» (1944), «Символика духа» (1948), «Ответ
Иову» (1952), «Комментарий к"Тайне Золотого Цветка"» (1929), «Пси-
хологический комментарий к"БардоТходол"»(1935)».

Философские воззрения. Критика Фрейда. Высоко оценивания
идеи и достижения Фрейда вцелом, Юнг был принципиально не согла-
сен со сведением всех явлений культуры исознания кфизиологиче-
ским факторам, вчастности ксексуальным. Полагая, что Фрейд пере-
оценивал роль сексуальности вжизни людей, Юнг считал необходи-
мым «поставить сексуальность на место», считая сексуальные
комплексы важными, но далеко не единственными: их значение не сто-
ит преуменьшать, но не стоит ипреувеличивать.

Учение околлективном бессознательном.

Человеческая психика понимается Юнгом как некая энергети-
ческая система, вкоторой постоянно взаимодействуют сознание-
индивидуальное человеческое «я» («эго»), наполненное различными
комплексами, иколлективное бессознательное, представляющая со-
бой систему архетипов'. Эта система является общей для всех лю-
дей, это сверхличностныйпсихический субстрат, присутствующий в
каждом человеке инаследуемый им от предков'. Истановление ин-
дивидуального сознания есть процесс обособления личного «я» от
коллективного бессознательного, т.е. родовой человеческой сущнос-
ти.

Учение об архетипах. Архетипы, составляющие человеческую
сущность, есть «автопортреты инстинктов», иони определяют схемы
инстинктивного поведения, присущие всем людям. Реализуются архе-
типы в образах конкретной культуры ивнутреннего опыта конкрет-
ных людей, т.е. каждый раз по-разному.

«Великая Мать» (Анима) есть архетип женственности, связанный
с эмоциональным началом, «Великий Отец» (Анимус) —архетип му-
жественности, связанный срациональным началом. Оба эти архетипа
могут проявляться вразличной степени как вженщинах, так ивмуж-
чинах, влияя на их поведение.

Персона —это совокупность социальных ролей, которые мы игра-
ем всвоей жизни, тех масок, которые носим вразличных ситуациях, но
даже совокупность этих масок не есть еще подлинное «я» человека.
Тень —это «низший человек в нас», т.е. совокупность наших комп-
лексов (в том числе сексуальных), страхов, инфантильных желаний и
агрессивных влечений. Обычно человек не хочет признать за собой
эти неприятные качества (осуждаемые во всех культурах), поэтому
проецирует их на других людей. Устранить Тень невозможно, выдер-
жать сней встречу очень трудно. Но единственный способ избавиться
от неврозов истраданий, связанных сТенью, состоит втом, чтобы на-
учиться принимать ее как данность, научиться сосуществовать сней.
И только это позволяет прекратить приписывание другим людям соб-
ственных негативных качеств.

Важнейший из архетипов, по Юнгу, —Самость. Это психологиче-
ский образ Бога, центр всеобщей личности, всеобщая основа всякой
индивидуальности. Именно кпониманию инепосредственному вос-
приятию Самости стремятся адепты большинства восточных религи-
озно-философских учений, отвлекаясь от собственной личности, свое-
го индивидуального «я» впроцессе медитации иЛогической практи-
ки. Постижение Самости происходит всостоянии самадхи. Этот
процесс интеграции Самости, т.е. родового человеческого «Я», винди-
видуальное «я» (индивидуация) позволяет излечиваться от неврозов,
разрешать внутренние противоречия ипроблемы, позволяет человеку
обрести внутреннюю целостность. Путь этот практически бесконе-
чен, поэтому символом его может служить круг, вписанный вквад-
рат'.














































































































































Билет 16










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...