Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разработка гносеологических доктрин в английской философии 18 века. Сенсуалистическая теория




Д. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д. Юма.

Джон Локк (1632-1704). Сенсуализм - теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящие все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения.Своим известным положением ”нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве” Джон Локк обосновал принцип материалистического сенсуализма - происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Единственным источником всех идей, по Локку, может быть только опыт (внешний и внутренний). Опытные источники наших идей: ощущение (возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас) и рефлексия (возникают, когда наш ум рассматривает внутренние состояния и деятельность нашей души). Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей (первичные и вторичные).Джордж Беркли(1684-1753) отбрасывает материалистический исходный пункт учения Локка (источник ощущений - внешний мир, существующий независимо от сознания) и объявляет ощущения (“идеи”) единственной воспринимаемой человеком реальностью. Философия Беркли пред-
ставляет собой оригинальную комбинацию объективного исубъек-
тивного идеализма:
объективного, поскольку творцом реальности
признается Бог, исубъективного, поскольку реальным признается су-
ществование только множества человеческих сознаний (душ). Про-
должая идущее от античной философии деление бытия на реальный
умопостигаемый мир ииллюзорный, чувственно воспринимаемый, Берк-
ли (как иЛейбниц) отрицает действительное существование матери-
ального телесного мира. По утверждению Беркли: «Существовать-
значит быть воспринимаемым». Поэтому онто-
логии как таковой, т.е. учения обытии, уБеркли, строго говоря, вообще
нет.

Концепцию Беркли можно оценить как идеалистический сенсуа-
лизм, противопоставленный материалистическому сенсуализму
Локка.

Давид Юм(1711 —1776) —англий-
ский историк, публицист, экономист ифилософ. Родился всемье небо-
гатого шотландского дворянина вЭдинбурге. Основные труды. «Трактат очеловеческой природе» (1739-
1740), «Опыты моральные иполитические (Эссе)» (1741),'«История
Англии: В8 т.» (1753 —1762).. Признавая (в отличие от
Беркли) существование внешнего мира, Юм утверждал, что мы ничего
об этом мире не знаем, ивпринципе знать не можем. Юм является ос-
новоположником новоевропейского скептицизмаиагностицизма.

Центральное место вучении занимают проблемы
гносеологии. Первый том «Трактата» носил сначала название «Опыт о
человеческом разуме», оно весьма символично, поскольку знаменитый
трактат Локка (1690) назывался точно так же, атрактат Лейбница
(1704) носил название «Новые опыты очеловеческом разуме».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...