Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия Платона (теория познания, учение об идеальном государстве).




Платон (427 —347 ггдо н.э)—ве-
личайший древнегреческий философ. Родом из афинской аристократи-
ческой семьи. Подлинное имя Платона —Аристокл, «Платон» —про-
звище,означающее «широкоплечий»; висторию философии иисторию
культуры он вошел под прозвищем. Своим главным учителем Платон
считал Сократа. После смерти Сократа, которую Платон тяжело пере-
живал, он несколько лет странствовал, побывал вЕгипте, Финикии, Ва-
вилоне, Персии иАссирии. В399 г, до н.э. приехал вСиракузы, надеясь
осуществить там свой проект по преобразованию государства. Прави-
тель Сиракуз Дионисий Старший сначала обласкал Платона, азатем,
рассердившись на него (возможно, после ряда доносов), приказал про-
дать Платона врабство. Один из поклонников Платона выкупил его.

До нас дошли почти все сочинения Платона,
хотя относительна некоторых имеются сомнения: действительно ли они
 описаны Платоном. Платону приписываются один монолог (Апология
Сократа), 34 диалога (23 подлинных, llсомнительных), 13 писем (боль-
шинство считаются подложными). Кчислу важнейших философских
гроизведенийотносятся «Протагор»,«Федр», «Государ-
ство», «Законы». Все произведения написаны вхудожественной форме, в
большинстве диалогов главным действующим лицом является Сократ.

Платон —основоположник объек-
тивного идеализма.Центральное место вфилософии Платона зани-
мает учение об идеях.

Вслед за элеатами Платон отличает истинный
мир — царство идей —от кажущегося инереального чувственного,
телесного мира. Но вотличие от парменидовскогобытия =мышления,
являющегося цельным инерасчлененным,платоновское идеальное
царства есть духовное множество, состоящее из идей.

Каждая идея вечна инеизменна; число идей очень велико, но не
бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, со-
баки, человека), идеи свойств иотношений (идея белизны, красоты),
идеи математических объектов инравственных явлений (идея едини-
цы, идея мужества), идеи четырех стихий. Но царство идей —это
мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или
идеи преступления.

Учение одуше. Человеческие души созданы из остатков Мировой
души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в цар-
ство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю и вселяется
в тело новорожденного ребенка и т.д.

Гносеология. Подлинное знаниевозможно только относительно
царства идей, что касается чувственного мира, то возможно только
мнение.Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает
все, что знала ранее (об истинном идеальном мире). Но некоторые
люди способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание — это при-
поминание того, что душа знала ранее.

Учение о государстве. Платон создал одну их первых в истории
человечества моделей идеального государства. Это государство суще-
ствует не ради людей, а ради самого себя.

Платон усматривает причину возникновения государства в обще-
ственном разделении труда между людьми. Лучше работает тот, кто зани-
мается только одним делом, отсюда необходимость координировать чело-
веческую деятельность. При этом каждый человек от природы предназ-
начен к выполнению определенной работы. В идеальном государстве
существует три основные группы граждан: правители-философы, стражи
(воины) и ремесленники с земледельцами. Принадлежность к сословию
определяется не происхождением, а личными способностями.

Стражи и правители не обладают никакой частной или личной соб-
ственностью, они живут все вместе в общественных помещениях, вместе
питаются (за счет налогов с ремесленников и земледельцев) и не получа-
ют никакого иного вознаграждения. У них даже нет семей, так как жены и
дети у них общие (сексуальные связи при этом регламентируются, чтобы
«лучшие сходились с лучшими» — для получения лучшего потомства).
Новорожденные дети сразу поступают к воспитателям, так что родители
даже не знают своих детей. Платон наивно надеялся, что в таком случае
все взрослые будут относиться ко всем детям, как к родным.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...