Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Джайнизм, чарвака-локаята) и ортодоксальных (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта) 




Философских школах Древней Индии.

Философия зародилась вИндии всередине 1тыс. до н.э. на базе
ведийской мифологии, запечатленной всвященных книгах —ведах.
Веды формировались во второй половине П—начале 1тыс.
до н.э. исуществовали сначала только вустной форме. В первой половине 1тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесен-
ных к священным (литература шрути),все эти книги считались «бого-
откровенными», т.е. полученными людьми от богов.

Отдельные философские идеи можно встретить уже вРигведе, осо-
бенно вее последней части.Но оформировании
собственно философии можно говорить только всвязи сдревнейшими
упанишадами.

К числу важнейших философских понятий иидей, присутствующих
в Ригведе, необходимо отнести понятия:

Пуруша—вчисто мифологическом плане выступает как первоче-
ловек, зародившийся из хаоса, принесение его вжертву привело квоз-
никновению мира (из его дыхания возник ветер, из одного глаза -
Солнце, из другого —Луна ит.п.). В философской трактовке пуру-
ша—это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.

Рита —это некий космический порядок, закон или закономерный
ход вещей. Рита предшествовала возникновению чувственного мира,
телесный мир —это всего лишь проявление риты. При этом рита-
это не только физический закон, но и моральный, которому подчиняют-
ся живые существа.

Сансара буквально означает «прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение». Это понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело — человека, животного, растения или даже бога.

Школы индийской философии.Примерно сV! в. до н.э. начина-
ется процесс развития древнеиндийской философии истановления
различных школ инаправлений. Вкачестве основных принято выде-
лять девять; они делятся на ортодоксальные инеортодоксальные.

 

Ортодоксальными называются те школы индийской философии,
которые признают веды священными книгами ибазируются на них.
Среди ортодоксальных выделяют школы, которые базируются только
на ведах —миманса иведанта, атакже школы, которые кроме вед при-
знают еще ииные источники знания: ньяя, вайшешика, санкхьяийога.

Необходимо отметить, что веданта как самостоятельная школа
сформировалась значительно позднее других ортодоксальных школ-
кVII — VIIIвв. н.э., т.е. вэпоху Средневековья.

Неортодоксальными называются те школы индийской философии,
которые не признают веды священными ибазируются на иных источ-
никах; это буддизм, джайнизм ичарвака.





























Миманса.

Буквальное значение термина «миманса» —размыш-
ление, исследование, т.е. решение некоторой пробле-
мы путем рассуждения икритического исследования.

 

Основные труди. Джаймини.«Миманса-сутра», или «Джаймини-
сутра» (ок. 2ООг. до н.э.).

Философские воззрения. Отношение кведам. Первоначальной
целью мимансы было рациональное обоснование традиционного веди-
ческого ритуала, вкотором произносились гимны Ригведыисоверша-
лись жертвоприношения богам.

Как идля всех ортодоксальных школ индийской философии, для
мимансыхарактерна вера всвятость инепогрешимость вед. Вдругих
ортодоксальных школах святость иавторитет вед обосновываются тем,
что они являются словами Бога (или богов), но миманса не признает
существование Бога-Творца (или Бога-Разрушителя). Веды вмимансе считаются существующими вечно, они никем не написаны, их можно

только узнать, но не создать. Взащиту этого тезиса приводятся, напри-
мер, следующие аргументы:

если бы веды были кем-нибудь созданы, то имя их создателя со-
хранилось бы, как сохранились сами веды. Но даже те, кто считает, что
веды были кем-то сочинены, расходятся ввопросе отом, кто именно
был их автором или авторами;

введах говорится освязи ритуала снебесным вознаграждением,
но сами люди (в их земной жизни) не могут этого наблюдать, следова-
тельно, никто из людей не мог об этом рассказать.

Физический, чувственно воспринимаемый мир реаль-
но существует. Но этот мир не является результатом деятельности
Бога-Творца. Все объекты, существующие вмире, образовались из ма-
терии всоответствии скармамидуш. Закон кармы является высшим
законом мира; он есть одновременно физический иморальный закон
бытия. Душа является бессмертной, вечной
субстанцией. Если бы душа погибала при смерти тела, то выполнение
ведических обрядов было бы бессмысленно.
























Ньяя

Термин «ньяя» означает «правило», «рассуждение», «аналитическое исследование», «логика».

Центральное место вфилософии ньяязанимают вопросы теории по-
знания и логики; логика ньяяпринималась ииспользовалась во всех
системах индийской философии, признающих логический вывод вка-
честве достоверного источника познания. Онтология ньяяблизка к
онтологии школы вайшешика.

Основоположником философского учения ньяясчитается великий
мудрец Готама(Гаутама),живший не позже 1в.

Основные труды.Готама.«Ньяя-сутра».

Главной целью челове-
ческого существования является достижение состояния освобожде-
ния, т.е. полного избавления от всех страданий. Для этого необходимо
освободить человеческое «я» от привязанности ктелу и любым вещам.
Это возможно только благодаря познанию реальности, в которой пре-
бывает человеческое «я». Но чтобы быть уверенным втом, что мы име-
ем дело справильным познанием этой реальности, необходимо иссле-
довать имеющиеся унас способы иметоды познания, выделить среди
них достоверные инедостоверные.














Вайшешика

Название «вайшешика» происходит от слова «вишеша»,
т.е. «различие», «особенность». Свое название данная
система получила потому, что вней особое внимание
уделяется категории «различие».

Вайшешика близка кфилософии ньяя, разделяя теорию познания
последней. Главной целью обеих этих систем является освобождение
индивидуального «я».

Основоположником вайшешикисчитается мудрец Улукапо про-
звищу Канада, живший примерно вIVв. до н.э.

Основные труды.Канада. «Вайшешика-сутра»; различные ком-
ментарии на эту работу.

Главная цель челове-
ческого существования состоит вполном освобождении индивидуаль-
ного «я» от любой боли истрадания. Причина страданий состоит в
незнании, поэтому освобождение может быть достигнуто

Реальность понимается как все то, что может быть на-
звано, т.е. обозначено словами. Все эти объекты делятся на два класса:

1) объекты, которые могут быть обозначены словом «бытие, т.е. все
существующие объекты (предметы, души, умы ит.p.);

2) объекты, которые могут быть обозначены словом «небытие», т.е.
все не существующие объекты.














Санкхья

Термин «санкхья» может быть переведен как «число»,
«перечисление», «расчет».

Философия санкхьястроится как перечис-
ление основных элементов бытия впорядке их становления: от перво-
начал —ко всему многообразию мира.

Основоположником санкхьипо традиции считается мудрец Капи-
ла,живший в VIIв. до н.э.

Основные труды. Капила.«Санкхья-сутра» и«Санкхья-правача-
на-сутра».

Философия санк-
хьястроится на базе теории причинности, где рассматривается взаимо-
связь материальной причины иее следствия. Одной из центральных
проблем теории причинности,широко обсуждавшейсявдревнеиндийской философии, была следующая: пребывает ли следствие впричине
еще до того, как оно появляется как таковое?

Представители санкхьиположительно отвечали на этот вопрос.
Причина и следствие трактовались ими как явное инеявное состояние
одной итой же субстанции, аследствие рассматривалось как резуль-
тат реального превращения одного объекта (причины) вдругой (след-
ствие). Так, например, творог появляется в результате превращения
молока, но это превращение возможно только всилу того, что потенци-
ально творог уже содержался вмолоке. Если бы такой взаимосвязи
между творогом имолоком не было, то молоко могло бы превратиться
вмед или глину, или тот же творог мог бы возникнуть из меда, глины
ит.п.

Признание причинно-следственных зависимостей вмире ведет нас
к признанию существования материальной первопричины всех суще-
ствующих предметов. Такой первопричиной они считают пракрити
(материю).






















Йога

Термин «йога» переводится как «соединение», «учас-
тие», «порядок», «глубокое размышление», «созерцание».
Важнейшей особенностью йоги является разработка сис-
темы специальных приемов для достижения особого духовного со-
стояния, вкотором достигается освобождение от физического мира
ипроисходит осознание высшего «Я» (пуруши—Космического со-
знания). Этой цели служат как аскетизм, так и медитация (глубокое
размышление).

Основоположником классической йоги считается великий мудрец
Патанджали, живший около Ив. до н.э.

Основные труды. Патанджали.«Иога-сутра>(«Патанджали-сут-
ра»); Вьяса. «Йога-бхашья»(«Вьяса-бхашья»)—комментарии к
«Иога-сутре»;Вачаспати.«Таттвавайшаради»—комментарии к
«Иога-бхашья».Йога идругие школы индийской фи-
лософии.

Значение йоги как метода постижения высшей истины при-
знается почти во всех школах индийской философии —как ортодок-
сальных так и неортодоксальных. Применение йоги считалось лучшим

способом очищения тела иума, что необходимо для практическойреа-
лизации философии. Приемы, выработанные вйоге, используются во
всех остальных течениях индийской философии, кроме мимансыичар-
ваки.

Как философское учение йога во многом смыкается сучением санк-
хьи,принимая ее теорию познания ионтологию. Вэтом смысле иогу
можно считать практическим применением теории санкхьи.

Но вотличие от санкхьийога признает существование Бога как
высшего «Я», отличного от всех остальных «я».





















Буддизм

Основоположником буддизма был Сиддхартха Гаутама,
получивший прозвище Будда, т.е. «просветленный»,
«постигший истину». По преданию Гаутамажил вVIв. до н.э.
Он был сыном царя (раджи), рос вроскоши и, не зная забот, женился на
любимой девушке, уних родился сын. Но однажды при возвращении во
дворец произошли четыре встречи, которые перевернули всю его жизнь. Он увидел больного иузнал осуществовании вмире болезней
и связанных сними страданий;
увидел дряхлого старика иузнал о
существованиивжизни старости исвязанных сней страданий;
увидел похороны иузнал осуществовании смерти истраданий, связан-
ных снею. И наконец, встретил аскета-отшельника иузнал осуще-
ствовании людей, которые путем аскетизма пытаются изменить свою
судь-
бу —выйти из под власти своей кармы. ИГаутамапокидает дво-
рец исемью став аскетом-отшельником

Семь летпрожив влесу, он пришел квыводу, что ижизнь
аскета не позволяет окончательно избавиться от страданий, иуходит с
этого пути. Освободив свой ум от тревожащих его мыслей истрастей,
Шакьямуни сосредоточился на тайне земных страданий, и, наконец,
после долгих размышлений постиг ее, став Буддой. Оставшуюся жизнь
он провел в странствиях, проповедуя свое учение.

Философские воззрения. Вфокусе внимания буддизма находит-
ся человек. А центральной проблемой философии буддизма является
радикальное решение жизненно важной, практической задачи —ос-
вобождения от страдания,что возможно только при уходе из обыч-
ной жизни (сансары)внирвану, поэтому традиционные философские
вопросы омире (его происхождении, устройстве, вечности ит.п.), со-
знательно оставлялись Буддой за пределами рассмотрения: ведь мир
(сансара), это как раз то, из чего необходимо вырваться.

В ортодоксальной индийской философии считалось, что человек -
это единство вечной души исменяемого тела'. Будда сэтим не согла-
сен. По его учению, человек состоит из пяти групп элементов -
дхарм,которые иобразуют все явления телесного ипсихического.
Дхармы в буддизме нельзя трактовать как некие самостоятельные «духовные
атомы», они не имеют никакого значения по отдельности, они значимы
только «в потоке», в сочетании сдругими. Все изменения в потоке дхарм происходят не хаотически, а подчиняясь определенному закону взаимозависимого возникновения (кармы). Теоретический фундамент буддийской философии составляет учение о колесе причинности.

Двенадцать звеньев цепи страдания

(колесо причинности, порождаемое кармой)

1. Страдания жизни (обусловлены рождением).

2. Рождение (обусловлено стремлением кжизни).

3. Стремление кжизни (обусловлено привязанностью кобъектам).

4. Привязанность (обусловлена жаждой, желанием вещей).

5. Жажда (обусловлена чувственным восприятием (опытом)).

6. Чувственный опыт (обусловлен чувственным соприкосновением с
объектами).

7. Чувственное соприкосновение (обусловлено шестью органами
познания).

8. Несть органов познания (обусловлены эмбриональным перио-
дом развития организма (состоящего из тела иразума)).

9. Развитие эмбриона (обусловлено первоначальным сознанием).

10. Первоначальное сознание (обусловлено впечатлениями прош-
лой жизни).

11. Впечатления прошлой жизни (обусловлены неведением истины).

12. Неведение четырех благородных истин, т.е. буддийского учения.




































Джайнизм

Джайнизм —это религиозно-философское учение, воз-
никшее в Древней Индии вVI—Vвв. до н.э. исуще-
ствующее вИндии до сих пор. Основоположником
джайнизма считается Вардхамана(VIв. до н.э.), известный также под
именами Махавира(«Великий герой») иДжина («Победитель», по-
скольку он победил свои страсти идостиг освобождения).

Основные труды.«Канон шветамбаров»(включающий всебя
произведения Махавиры),сложившийся вIVв. до н.э. Дигамбарыпри-
знают лишь наиболее древние части этого канона.

Джайнистыне верят всуществование
бога. Они признают реальное существование внешнего мира имноже-
ства объектов внем. Существуют два вечных (несотворенныеинераз-
рушимые) начала или сущности: живое —дживы(души) инежи-
вое —адживы,выступающее ввиде материи, пространства, времени,
эфира. Возможны два способа существования душ: во-первых, они мо-
гут быть связаны сматерией —это несовершенное бытие, при котором
душа теряет свои потенциальные качества иввергаетсявсостояние страдания; и, во-вторых, душа может освободиться от материи —это
совершенное бытие, при котором душа находится всостоянии блажен-
ства (нирвана, или мокша). Достижение этого состояния возможно
только за счет аскетического поведения истрогого выполнения нрав-
ственных норм, важнейшая из которых —не причинять даже малей-
шее зло любому живому существу.

Соответственно, возможны идва вида познания мира: опосредован-
ное, доступное душам, связанным сматерией, инепосредственное, интуи-
тивное — для освободившихся душ.






















Чарвака

Термин «чарвака» можно считать синонимом термина
материалист. Ряд индийских авторов считают основоположником учения чарва-
ка легендарного мудреца Брихаспати,которому приписывается сочине-
ние наиболее мятежных ведийскихгимнов ивуста которого вклады-
ваются речи в материалистическом духе вМахабхарате идругих эпи-
ческих поэмах.

Чарвака —это единственная материалистическая школа вфилософии
Древней Индии; на ранней стадии развития это учение называлось «локая-
та» (от «лока»—«этот мир»); возникло оно всередине 1тыс. до н.э.

Основные труды Сохранилось только несколько фрагментов.

Философские воззрения. Теория познания. Достоверным источ-
ником познания является только непосредственное чувственное вос-
приятие, все опосредованные источники познания (вывод, свидетель-
ство других лиц ит.п.) ненадежны ичасто приводят к заблуждением.
Наш опыт, основанный на чувственном восприятии, говорит осуще-
ствовании только одного мира — материального ителесного.

Бога (или богов) нельзя воспринять спомощью органов чувств, по-
этому унас нет никаких оснований говорить оего существовании.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 461.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...