Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия Н.А. Бердяева (религиозный экзистенциализм).




Николай Александрович Бердяев
( 4—1948) —русский религиозный философ, писатель ипублицист.
(1874—1948)— Его можно отнести кчислу крупнейших русских мыслителей ХХ в. и,
пожалуй, назвать наиболее известным вмире из всех русских фило-
софов.

Основные труды. «Субъективизм ииндивидуализм вобществен-
ной философии. Критический этюд оН.К. Михайловском»;
Философская истина иинтеллигентская правда; «Философия свободы» , «Смысл творчества. Опыт оправ-
дания человека» , «Смысл истории. Опыт философии человече-
ской судьбы» , «Новое средневековье. Размышление о
судьбе России иЕвропы» , «Философия свободного
духа.

На протяжении всей жизни Бердяева цент-
ральными вего творчестве были этические проблемы, рассматрива-
емые им сквозь призму религиозного сознания: смысл человеческого
существования, отношения Бога ичеловека, сущность свободы, творче-
ства илюбви.

Название Сфера бытия Характеристика человеческого бытия
«Царство телесный «мир»' как эмпири- вражда, рабство, разъеди-
Кесаря» ческая действительность, как ненность, разорванность
  условие деятельности человека;  
  «царство необходимости»;  
  «царство природы»;  
  «мир объективации»'  
«Царство мир подлинный, идеальное любовь, свобода,
Божье» бытие или «космос»,' творчество
  «царство свободы»  

Существенным моментом философии Бердяева является дифференци-
ация бытия на две основные сферы (восходящая еще кэлеатам,Платону,
неоплатоникам,гностикам ихристианской философии).

 

Человек (в духе традиционной христианской философии) понима-
ется Бердяевым как двойственное существо, состоящее из тела идуши,
причем, всилу первородного греха, душа находится вплену утела'.
Главная цель человека состоит втрансцендировании,втом, чтобы осво-
бодить душу из этого плена, «выйти из рабства всвободу, из вражды
«мира» вкосмическую любовь». Основное средство для
этого — творчество, аспособностью ктворчеству человеческая душа
наделена изначально, поскольку человек создан по образу иподобию
Бога-Творца«. Творчество исвобода неразрывно связаны: «тайна твор-
чества иесть тайна свободы».

С творчеством исвободой неразрывно связана илюбовь, причем
любовь понимается уБердяева не только как духовная. Бердяев
утверждает, что мужчина иженщина, взятые вотдельности, сами по
себе не являются в полном смысле слова подобием Бога. Итолько со-
единяясь влюбви (и духовной, иплотской), они образуют целостную
личность, подобную божественной. Любовь —это всегда творчество,
она создает иную, новую жизнь, благодаря любви происходит выход
человека из «царства необходимости» в«царство свободы». При этом
для любящего раскрывается итворческая сущность любимого.

Личность иобщество. Творчество, свобода, любовь —это, по Бер-
дяеву, достояние каждого человека, ане особо избранных мудрецов, об-
ладающих гнозисом,как сказали бы гностики, или святых. Поэтому
каждый человек способен открыть, обнаружить образ Божий внутри
себя и выйти всферу истинного бытия или «царства Божьего». Этот
процесс сугубо индивидуален, икаждый человек проходит этот путь
сам. Никакие изменения вобщественно-политической жизни не ока-
зывают на него принципиального влияния, ведь вся социальная жизнь
относится к «царству Кесаря». Поэтому никакой общественный про-
гресс (ставший главной целью всоциальной европейской философии
начиная сэпохи Просвещения) не имеет никакого реального значе-
ния. Сэтой позиции в ряде своих работ ипрежде всего вкниге
«Смысл истории» Бердяев обрушивается на тех философов (марксис-
тов, социалистов ит.д.), у которых человек понимался исключительно
как социальное существо, а предназначение человека сводилось кра-
боте по созданию достойных человека условий жизни в«царстве Кеса-
ря» —причем часто только для последующих поколений. При таком
подходе все ныне живущие люди оказываются всего лишь средством для построения «лучшего будущего» (воззрение, характерное для со-
ветской философии). Для Бердяева же такая позиция впринципе не
приемлема'.

Свобода для индивида имеет исвою оборотную сторону —ответ-
ственность, причем не только за все свершенное, но также иза несвер-
шенное. Человек ответствен за нереализациюсобственных творче-
ских возможностей, за самоуничижение, за пренебрежение ксобствен-
ной судьбе.

























































Билет 5










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...