Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Атомистическая школа, учение Гераклита. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.




Древнегреческая философия, зародившись на основе мифологии
долго сохраняла сней связь. Вчастности, на протяжении всей истории
античной философии взначительной степени сохранилась терминоло-
гия, пришедшая из мифологии. Так, имена богов использовались для
обозначения различных природных исоциальных сил; любовь имено-
валась Эросом или Афродитой (земной или небесной), мудрость-
Афиной, поддержание космического порядка связывалось сЭриния-
ми—богинями мщения ит.д.

Первой философской школой Древней Греции стала Милетская школа. Милет — город в Ионии (западный район Малой Азии), находящийся на перекрестке дорог между Западом и Востоком.

Фалес-древнегреческий мудрец, которого многие ав-
торы называют первым философом Древней Греции. Первым вГреции предсказал полное солнечное затмение (для Ионии),
ввел календарь из 365 дней. разделенных на 12 тридцатидневных месяцев,
оставшиеся 5дней были помещены вконец года (такой же календарь был
вЕгипте). Именно Фалесу
принадлежит знаменитое изречение: «Познай самого себя».

Основные труды. «О началах», «О солнцестоянии», «О равноден-
ствия», «Морская астрология» —ни одна из работ не сохранилась.

Философские воззрения,. Фалес был стихийным
материалистом, первоначалом бытия считал воду. Вода —разумна и «божественна». Мир полон богов, все существующее является одушев-
ленным, именно боги идуши —источники движения и
самодвижения тел, например магнит имеет душу потому, что он притя-
гивает железо.

Все возникло из воды, из нее все начи-
нается ивнее все возвращается. Земля —плоская иплавает на воде,
Солнце идругие небесные тела питаются испарениями воды.

Божеством космоса является разум (логос) —сын Зевса.

Анаксимандр.(ок. 610-
546 гг. до н.э.) —древнегреческий мудрец, Ученик Фа-
леса.
Анаксимандр изобрел солнечные часы (гномон), первым вГреции со-
ставил географическую карту исоорудил модель небесной сферы {гло-
бус), он занимался математикой идал общий очерк геометрии.

Основные труды. «О природе», «Карта земли», «Глобус» —ни
одна из работ не сохранилась.

Первоначало. Первоосновой мира
Анаксимандр считал апейрон—вечное («не знающее старости»),
неопределенное и беспредельное материальное начало.

Космогония икосмология. Из апейронавыделяются две пары про-
тивоположностей: горячее ихолодное, влажное исухое; их комбина-
ции порождают четыре основные стихии, из которых состоит все в
мире: Воздух, Вода, Огонь, Земля.

Пифагорейский союз ,созданный Пифагором, был научно-
философской школой иполитическим объединением. Это была закры-
тая организация, аучение его —тайным. В него принимали только свободных людей, причем имужчин, и
женщин, но только тех, кто прошел многолетнюю проверку иподготов-
ку (в том числе испытание длительным молчанием). Имущество упи-
фагорейцев было общим. Существовали многочисленные требования к
образу жизни, ограничения веде ит.п. Пифагорейцы стремились кпо-
беде над низменными страстями, высоко ценили дружбу.

У пифагорейцев много время уделялось психотренингу, развитию
памяти иумственных способностей. Важнейшее место вих жизни за-
нимали занятия наукой. Философские воззрения пифагорейцев весьма разнообразны. Об-
щим для большинства из них является понимание числа как первоос-
новы мира. Для многих пифагорейцев характерна мистика чисел.

Элейская школа. Школа получила свое название от г. Элея,где восновном жили и работали ее крупнейшие представители: Ксенофан, Парменид, Зенон. Элеаты первыми попытались рационально объяснить мир, исполь-
зуя философские понятия предельной общности, такие как бытие,
небытие, движение. Если все предшествующие философы всего
лишь декларировали свои взгляды на мир, то элеаты (особенно Парме-
ниди Зенон) первыми попытались рационально обосновать идаже до-
казать свои идеи. Уэлеатов первых появилась оценка чувственного
телесного мира как неистинного и иллюзорного ему был проти-
вопоставлен «истинный», умопостигаемый мир.
Атомизм.Основоположником атомизмасчитается Левкипп, но онем почти ничего не известно. Поэтому под древнегреческим атомизмомпрежде всего имеется ввиду учение Демокрита. Известно, что Демокритнаписал около 70 сочи-
нений по различным областям знаний, но ни одно из них до нас не до-
шло. Проблемы атомизмаизлагались втрудах «Большой домострой.,
«Малый домострой» идр.

Первоначалами бытия
являются атомы ипустота, вкоторой находятся идвижутся атомы.
Атомы (букв. «неделимые») —это мельчайшие, неделимые частицы
вещества. Каждый атом вечен инеизменен, атомы не возникают ине
исчезают. Количество атомов бесконечно. Они различаются величи-
ной, формой и
положением впространстве. Атомы подвижны, парят и«пляшут» в
пустоте, подобно пылинкам, видимым всолнечном луче.

Все существующие вмире вещи состоят из атомов ипустоты. Воз-
никновение иуничтожение вещей —результат сцепления и разделения
атомов. Все вещи со временем погибают, асоставляющие их атомы про-
должают существовать. Четыре традиционные стихии Демокрит считал
«средними ступенями», из которых складывается все остальное. Воздух, вода иземля состоят из атомов различных форм, аогонь —только из
шарообразных.

Сами по себе атомы
лишены таких качеств, как цвет, запах, тепло ит.п. Все эти качества-
результат восприятия атомов нашими органами чувств. Ведь то, гово-
рит Демокрит, «то один человек воспринимает как сладкое, другой мо-
жет воспринимать как горькое. Отсюда необходимо проводить разли-
чие между первичными, т.е. объективно существующими, свойствами
атомов (форма, величина, положение в пространстве) ивторичными-
нашим субъективным восприятием этих первичных свойств.

Демокритбыл основоположником механистическо-
го детерминизма.Ничто, происходящее вмире., не возникает беспри-
чинно, все появляется всилу необходимости (ведь все происходящее в
мире —это результат движения, столкновения, сцепления ит.п. ато-
мов). Случайность придумали люди для оправдания собственного не-
вежества.

Живое возникает из неживого
без вмешательства богов ибез какой-то цели. Из земли ивлаги заро-
дились сначала земноводные животные, апотом —сухопутные. Не-
жизнеспособные существа (слепые иглухие, безногие ибезрукие) по-
гибали, уцелели только жизнеспособные; они дали потомство; среди
этих последних существ оказались и люди.

Источник движения для людей иживотных —душа; она, как ивсе
остальное. состоит из атомов (шарообразных, как обладающих наи-
большей подвижностью). Со смертью тела душа распадается ипоги-
бает.

Гераклит. (ок. 544 —480 гг.
до н.э.) —древнегреческий мудрец. Родился ижил в г. Эфесе, поэтому его часто называют Гераклит Эфес-
ский. Несмотря на то что он принадлежал кцарско-жреческому роду,
жил бедно,и одиноко.

Основные труды. «О природе» —сохранилось около 130 фраг-
ментов.

Первоначалом всего су-
щего Гераклит считал огонь. Огонь является материальным, вечным и
живым,более того —он разумен, ему присущ Логос.
Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону, «мерой
вспыхивая имерой угасая».

Принципиальная особенность мира состоит вего по-
стоянной изменчивости: «все течет», «нельзя дважды войти водну
иту же реку».
Вэтом Гераклит противостоит большинству античных
философов, которые считали, что «истинное бытие» является вечным и
неизменным (пифагорейцы, элеаты идр.). Существенное изменение по
Гераклиту —это изменение всвою противоположность (холодное на-
гревается, горячее остывает). Противоположности существуют ведин-
стве иввечной борьбе («борьба —отец всего ицарь над всем»).

Все вмире возникает из огня, иэто
«путь вниз» и недостаток огня. По мнению Гераклита,
космос не вечен, «путь вниз» сменяется «путем наверх», итогда весь
мир сгорает вмировом пожаре, который есть одновременно имировой
(так как огонь живой иразумный).








































































































Сократ.

Первый философ-афинянин Сократ — младший современник Де­мокрита. Сократ интересен не только своим учением, но и своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. Сократ оказал огромное влияние на античную и мировую философию.

Основные труды. Сократ за свою жизнь не написал ни одного
произведения (из принципа).

Учение Сократа известно нам только
из работ его учеников, но они излагали его по-разному. Кчислу досто-
верных сведений могут быть отнесены следующие.

Сократ первым стал утверждать, что основная задача философии
состоит впознании человека, ане природы. Сократ —сторонник учения опереселении душ.

На основании имеющихся данных невозможно точно определить,
был ли сам Сократ идеалистом. Но вметоде Сократа заложена воз-
можность идеализма, которая была реализована его учеником Пла-
тоном. Сократ разработал учение одобродетели, согласно которому людей
делает добродетельными знание того, что есть добро иесть зло:

храбрость —это знание того, как преодолевать свой страх;

справедливость —это знание того того, как выполнять законы:
божественные ичеловеческие;

умеренность —это знание того, как обуздывать свои страсти.

Эта учение подверглось критике уже вантичности (Аристотель идр.).

Сократ оказал громадное влияние на всю последу-
ющую философию, став образцом «мудреца» и«гражданина». Ряд eroучени-
ков стали основателями собственных философских школ, относящихся кразличным философским направлениям










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...