Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 12. Советское государство и право в период НЭПа (1921 – 1929 гг.)




План семинарского занятия:

1. Принципы НЭПа.

2. Перестройка государственного аппарата:

а) реорганизация управления народным хозяйством,

б) реформа органов государственной безопасности,

в) судебная реформа,

г) учреждение прокуратуры и адвокатуры,

д) создание ЦКК-РКИ.

3. Кодификация и развитие советского права.

4. Образование СССР.

5. Подготовка, принятие и основные особенности Конституции СССР 1924 года.

6. Национально-государственное размежевание в Средней Азии.

В первом вопросе темы необходимо раскрыть сущность нэпа, закрепление в законодательных актах его основных принципов: замена продразверстки продналогом, развитие товарооборота, допущение капиталистических производственных отношений, развитие кооперации в торговле и производстве, и сельском хозяйстве, частичная денационализация, развитие аренды и концессий. В связи с переходом к мирному строительству социализма и нэпу встала задача укрепления социалистической законности. Необходимо было, с одной стороны, расширить гарантии прав граждан, в том числе и права частной собственности, а с другой стороны, предотвратить реставрацию капитализма и пресекать злоупотребления нэпом. В борьбе с контрреволюцией можно было перейти от методов “военного коммунизма” (внесудебная расправа, судебные функции ВЧК, отсутствие законодательной регламентации деятельности правоохранительных органов) к судебному преследованию, основанному на законе.

Следует показать, каким образом изменение задач и методов социалистического государственного аппарата отразилось на его системе, привело к перестройке многих его звеньев. В частности, нужно обратить внимание на изменения в структуре и функциях ВСНХ и других органов управления народным хозяйством в связи с переходом отоперативного управления всей промышленностью к методу хозрасчета государственных предприятий.

Не меньшее значение для укрепления социалистической законности имели реформы органов государственной безопасности и юстиции. Необходимо объяснить причины ликвидации ВЧК, различий в функциях ВЧК и ГПУ, а при изучениисудебной реформы 1922 г. – обратить внимание на упразднение системыреволюционных трибуналов. При рассмотрении вопроса об организации прокуратуры желательно ознакомиться с работой В.И. Ленина “О “двойном” подчинении и законности”, а по вопросу о создании органов ЦКК-РКИ - “Как нам реорганизовать Рабкрин”2

При ответе на второй вопрос следует показать причины и условия кодификации российского законодательства в 1922 - 1923 гг., рассмотреть подготовку и принятие кодексов, их основные особенности. Особое внимание следует уделить ГК и УК РСФСР 1922 г., УК РСФСР 1926 г.

Приступая к вопросу обобразовании СССР, следует уяснить, какие фактические отношения сложились между советскими республиками в начале 20-х годов и как они были юридически оформлены, попытаться понять, почему окончание гражданской войны и переход к нэпу потребовали более прочного дальнейшего объединения республик, показать те трудности и разногласия, которые возникли в компартии при решении этого вопроса. Затем нужно перейти к освещению непосредственной подготовки проекта образования союза, которая началась весной 1922 г.; рассказать о работе комиссии, созданной оргбюро ЦК РКП (б), сталинском плане “автономизации” и роли В.И. Ленина в образовании СССР, его работами по этому вопросу:”Письмо к членам Политбюро от26 сентября 1922 г.” и “К “вопросу о национальностях или об “автономизации”.3 Не оставьте без внимания дальнейший ход подготовки к образованию Союза ССР и проанализируйте принятые Первым Всесоюзным съездом Советов Декларацию и Договор об образовании СССР. Говоря о подготовке и принятииКонституции СССР 1924 г., следует рассмотреть, когда и как она готовилась и четко уяснить, какой орган и когда принял первую Конституцию СССР, и кем она была утверждена.

Национально-государственным размежеванием называют процесс образования советских союзных и автономных республик в Средней Азии в 20-е годы. Трудность решения этой проблемы заключалась не только в том, что народы этого региона, находясь на гораздо более низком уровне экономического и политического развития по сравнению с центральной Россией, вовлекались в Советский Союз, но и в том, что они не имели мест компактного проживания, и поэтому проведение межреспубликанских границ создавало опасность межнациональных конфликтов. И все же размежевание завершилось достаточно быстро и не привело к катастрофическим последствиям. Уже в 1925 г. в состав СССР были приняты Узбекская и Туркменская ССР. Посмотрите, когда в СССР вошли остальные азиатские республики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...