Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 11. Советское государство и право в период гражданской войны и иностранной интервенции (1918 – 1920 гг.)




План семинарского занятия:

1. Политика “военного коммунизма” и развитие советского права.

2. Создание чрезвычайных органов власти и перестройка правоохранительных органов.

3. Военно-политический союз советских республик. Развитие РСФСР.

4. Первые попытки кодификации права. Развитие права в условиях гражданского противостояния

Под политикой “военного коммунизма” обычно понимают политику Советского государства в период гражданской войны и иностранной интервенции (весна 1918 г. - весна 1921 г.), которая характеризуется продразверсткой и установлением продуктообмена на основе не рыночных, а командно-административных отношений, практически полной национализацией промышленности и торговли, централизацией планирования и управления народным хозяйством (система главкизма), всеобщей трудовой повинностью, красным террором и пренебрежением законности. Естественно, что в последние годы в отечественной исторической литературе изменились оценки причин и значения и гражданской войны в целом, и “военного коммунизма” в частности. Можно спорить, например, по вопросу о том, в какой мере эта политика была обусловлена войной и интервенцией, а в какой сама порождала обострение классовой борьбы и отражала коммунистические идеалы правившей элиты. Но в любом случае надо показать, каким образом “военный коммунизм” повлиял на развитие права. Пожалуй, именно в этот период наиболее откровенно проявляется нигилистическое отношение большевиков к праву, имевшее под собой идеологическую основу. Следуя ленинскому прочтению положений К. Маркса о неизбежности отмирания государства и права при коммунизме и рассматривая диктатуру пролетариата как “власть, опирающуюся непосредственно на насилие, не связанную никакими законами”1, большевики в годы гражданской войны отдают предпочтение не законодательству и законности, а революционному правосознанию, которое трудно отличить от произвола. Отказ от законодательства “свергнутых правительств” уже 30 ноября 1918 г., в условиях практически полного отсутствия уголовного, гражданского и других отраслей советского законодательства, создавший “вакуум права”, вряд ли может быть объясним только условиями военного времени.

Гражданское право в период “военного коммунизма” не могло получить развития в связи с сужением сферы товарно-денежных отношений, введением государственной монополии на торговлю хлебом и многими другими товарами, продразверстку, отмену оплаты услуг, распределение продуктов по карточкам. В этот период создается советское семейное право, основой для его развития становится Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Проанализируйте его основные положения. Требуют внимательного изучения и основные положения Кодекса законов о труде 1918 г., в особенности те его нормы, в которых закреплялись права трудящихся. Постарайтесь объяснить, почему КЗоТ 1918 г. устанавливал социальное обеспечение, а не социальное страхование.

При изучении развития советского уголовного и уголовно-процессуального праваследует показать их источники, остановившись прежде всего на “революционном правосознании”, выяснить причины, которые препятствовали кодификации этих отраслей права. Говоря о значении “Руководящих начал по уголовному праву РСФСР”, надо остановиться на понятии преступления и наказания, целях и видах наказания в этот период.

Раскрывая сутьи значение техизменений, которые произошли в государственном аппарате в годы гражданской войны, необходимо показать, чторешающую роль вэтот период начинают играть не конституционные органы: Съезды Советов, ВЦИК, местные Советы (Совнарком, возглавляемый В.И. Лениным, представлял исключение), а партийные и чрезвычайные органы власти: Совет Рабоче-крестьянской обороны, преобразованный в Совет Труда и Обороны, Реввоенсовет Республики, ВЧК, ревкомы и комбеды. Нужно также уяснить, какие .изменения претерпели в этотпериод отдельные наркоматы, ВСНХ, суды, органы государственного контроля.

При характеристике военно-политического союза, сложившегося во время гражданской войны между советскими республиками, необходимо прежде всего уточнить, между какими республиками и в какое время он существовал. К сожалению, этот простой вопрос иногда у студентов вызывает затруднения. Рассматривая отношения между республиками, студенты должны не только отметить их военно-политический, а также социально-экономический аспект, но и показать правовое закрепление союза сначала Декретом ВЦИК от 1 июня 1919 г., а затем договорами, заключенными РСФСР с УССР, БССР, Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Грузинской ССР. При этом следует показать, какие отрасли народного хозяйства и государственного управления объединялись. Продолжалось национальное строительство внутри РСФСР, в ряду различных форм национальных автономий нужно больше внимания уделить автономным республикам.

При изучении о первых попытках кодификации советского права следует указать, что осенью 1918 г. были запрещены ссылки на старое законодательство. Во главе корпуса правовых норм стоят правила, принимающиеся высшими партийными инстанциями. Развивается ведомственное правотворчество. Пробелы в праве восполняются “революционным правосознанием”. Кодификационные работы начаты успешно и были выражены в разработке Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве и Кодекса законов о труде. Продолжена лишь систематизация уголовного права, завершившаяся изданием Руководящих начал. Начата разработка отдельных глав Уголовного кодекса. Проведение кодификационных работ затруднялось господством парткомовского и ведомственного законотворчества










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...