Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Государство и право России в период сословно – представительной монархии (середина XVI – середина XVII вв.)




План семинарского занятия:

1. Государственный аппарат сословно-представительной монархии:

а) царь, б) Боярская дума, в) Земские соборы, г) приказы, д) губные и земские органы.

2. Соборное Уложение 1649 г.:

а) особенности правового положения боярства и дворянства, б) поместное и вотчинное землевладение, в) завершение закрепощения крестьянства, г) обязательственное право, д) уголовное право, е) суд и процесс.

В середине 16 в. в России изменяется форма монархии, она становится сословно-представительной. Для изучения характерных черт сословно-представительной монархии рекомендуем обратиться работам, указанным в учебной программе. Студенты должны понять, почему происходит изменение формы правления, какова роль различных сословий в сословно-представительной монархии. Особое внимание надо обратить на органы сословного представительства: Земские соборы, а также губные и земские органы. Требуется показать их роль в государственном аппарате, устройство, порядок формирования и функции.

Большое и заслуженное внимание в исторической и историко-правовой литературе уделяется такому своеобразному явлению в жизни русского государства во второй половине 16 в., как “опричнина”. В последние годы некоторые исследователи связывают опричнину с начальными этапами самодержавия в России. Но существуют и другие взгляды по этому вопросу. В частности, Г.Б. Гальперин высказал мысль о том, что опричнина была своеобразным политическим режимом военной диктатуры в условиях сословно-представительной монархии. Но для того, чтобы разобраться в сущности этого явления студенты должны сначала изучить историю опричнины.

В период правления Ивана Грозного завершается переход от дворцово-вотчинной кприказной системе управления. Обращаясь к приказам, необходимо показать их структуру и функции, выявить преимущества по сравнению с предыдущей системой управления и отметить недостатки. Нужно показать развитие приказов на протяжении второй половины 16 - 17 веков.

Соборное уложение 1649 г. является памятником права не только сословно-представительной, но и абсолютной монархии. Это собрание законов оставалось действующим на протяжении почти полутора веков. При знакомстве с этим актом необходимо обратить внимание на следующие вопросы: история создания и источники Уложения, отражение в нем процесса закрепощения крестьянства, правовое положение помещиков и вотчинников.

Необходимо раскрыть причины и условия возникновения большой новой группы господствующего класса - дворянства и показать возрастание его роли в централизованном государстве. При этом не следует отождествлять бояр и вотчинников, а также, соответственно, дворян и помещиков. В основной своей массе, действительно, бояре владели вотчинами, а дворяне - поместьями, но уже в 15 в. появляются бояре-помещики в последующем их становится все больше и, напротив, немало дворян получают вотчины. Студенты должны показать, как в 16 - 17 вв., в период сословно-представительной монархии происходит сближение правового режима поместья и вотчины, а в результате этого и правового положения дворянства и боярства, и какие различия все же сохраняются между ними по Уложению 1649 г.

При изучении данного вопроса темы следует выяснить, каким образом усиление централизации, а также рост поместного землевладения способствовали дальнейшему закрепощению крестьян. Необходимо обратить внимание на следующие этапы процесса закрепощения: 1) Судебник 1550 г.; 2) отмена “Юрьева дня”, которая приходится на 80-9О-е годы 16 в. Вопрос об отмене “Юрьева дня” представляет определенную сложность для студентов в связи с тем, что в науке и по сей день существуют две версии закрепощения: “указное” и “безуказное закрепощение”. Сторонники первой полагают, что “Юрьев день” отменен специальным указом, изданным в 1592 г. Сторонники второй версии считают, что такого специального общего указа не было, а отмена “Юрьева дня” происходила путем установления “заповедных лет”, которые постепенно были распространены на всю территорию страны. Следующим этапом закрепощения стал указ 1597 г., установивший “урочные лета”, т.е. срок давности по искам о возврате беглых крестьян. Необходимо показать, как и почему на протяжении первой половины 17 в. неоднократно изменялся этот срок. И, наконец, окончательное закрепощение крестьян было подтверждено Уложением 1649 г., отменившим “урочные лета”.

Переходя к изучению уголовного права, необходимо показать изменение понятия преступления, увеличение числа уголовно-наказуемых деяний и ужесточение наказаний. При характеристике процесса следует показать, почему и каким образом розыскной процесс начинает вытеснять состязательный.

Тема 6. Государство и право Российской империи в период становления абсолютной монархии (середина XVII – XVIII вв.) и в период “просвещенного абсолютизма (вторая половина XVIII – конец XVIII вв.)

План семинарского занятия:

1. Сословные реформы Петра 1: дворянство, крестьянство, горожане.

2. Государственные реформы Петра 1:

а) император,

б) Сенат и Синод,

в) коллегии,

г) суды и органы надзора,

д) военная реформа,

е) реформа местного управления.

3. Воинские артикулы.

4. “Краткое изображение процессов”, Указ о форме суда.

5. Верховный тайный совет, “Кондиции” Верховного тайного совета 1730 г., Кабинет министров, Сенат и Конференция при высочайшем дворе при Елизавете Петровне.

6. Манифест о вольности дворянству, Сенатская реформа 1763 г., Губернская реформа 1775 г., Жалованная грамота дворянству 1785 г., Жалованная грамота городам 1785 г.

Сословные реформы Петра Первого способствовали юридическому оформлению единого сословия господствующего класса – дворянства, вернее, “шляхетства”, ибо этот польский термин был принят Петром Первым для обозначения всех слоев светских феодалов. Наибольшее внимание следует уделить указу 1714 г. о единонаследии и “Табели о рангах” 1722 г. В этот период завершается оформление и других сословий. Для знакомства с правовым положением городского населения следует ознакомиться прежде всего с Регламентом главного магистрата. Говоря о развитии крепостного права, необходимо показать значение установленной в 1719 г. подушной подати, которой облагались не только крестьяне, но и холопы. Требуют характеристики различные категории крестьянства того времени: крепостные (помещичьи), государственные, дворцовые, экономические (монастырские), посессионные (заводские) и однодворцы. Нужно остановиться также на изменении положения Церкви в государстве и, соответственно, духовенства.

Рассмотрение вопроса о реформах в области государственного управления целесообразно начать с тех изменений, которые произошли в положении самого монарха. Следует обратить внимание, что уже во второй половине 17 в. роль Боярской думы, с которой некогда царь делил власть, существенно снизилась. При Петре Первом она постепенно ликвидируется. В ХVIII в. царь становится единственном носителем и олицетворением верховной государственной власти. Его неограниченная власть в этот период впервые получает обоснование и закрепление в законе. В связи с этим необходимо указать также на превращение России в империю и присвоение царю титула императора.

Вследствие отмирания Боярской думы в конце ХVII - начале ХVIII в. возникают органы, призванные выполнять совещательные и распорядительные функции при монархе; сначала Ближняя канцелярия, затем Консилия министров и, наконец, Сенат. Министрами при Петре именовались начальники приказов. При характеристике выше названных органов наибольшее внимание следует уделить Сенату, обратившись по возможности к законодательству Петра Первого. В частности, следует отметить изменение его функций, состава и компетенции. Необходимо остановится также на причинах учреждения Святейшего Синода и его правовом положении.

Затем можно обратиться к рассмотрению причин и условий перехода от приказной к коллегиальной системе управления, рассмотреть устройство и функции коллегий, порядок делопроизводства, преимущества коллегиальной системы управления над приказной и ее недостатки.

Студенты должны попытаться раскрыть причины ликвидации губных и земских органов самоуправления, учреждения губерний, создания органов городского самоуправления.

В период царствования Петра Первого в России создаются органы негласного надзора (фискалы) и гласного надзора (прокуратура). Рассмотрите причины их учреждения, структуру и функции. Затем следует перейти к характеристике судебной системы, которую следует начать с высших органов: императора и Сената. Требуют освещения также положение, надворных и нижних судов, специальных судов: Преображенского приказа, военных судов, церковных судов, магистратов.

Ответ на третий вопрос этой темы можно начать с классификации источников права рассматриваемого периода: Соборное уложение 1649 г. занимало в законодательстве ведущее место, кроме того необходимо отметить появление в период правления Петра Первого значительного числа указов, уставов, регламентов и инструкций. Характеризуя гражданское право, покажите развитие института права собственности на землю и обязательственного права. Наибольшее внимание следует уделять развитию уголовного и процессуального права, основываясь при этом на знакомстве с Воинским артикулом, Кратким изображением процессов и Указом о форме суда. Требуют рассмотрения вопросы общей и особенной части уголовного права: понятие преступления, состав преступления, цели и принципы назначения наказания, его виды, а также виды преступлений. Обращаясь к процессуальному праву, следует объяснить, почему от запрещения (в 1697 г.) состязательного процесса по всем делам, как уголовным, так и гражданским, Петр Первый в Указе о форме суда вынужден вновь вернуться от розыска к суду по большей части гражданских дел и мелким уголовным делам. Кроме того требует изучения система доказательств и, в частности, теория формальных доказательств.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...