Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль закона в «социалистических» (индустро-политарных странах) Восточной Европы.




Возникает законный вопрос: Почему псевдосоциалистического или социалистического, но в кавычках? И почему это право названо социалистическим? Объясняется это следующим:

в течение мпогих десятилетий в нашей стране считали, что СССР стоит во главе социалистического лагеря, социалистической системы. Соответственно право этой системы объявлялось социалистическим, и ядром этого права выступало право нашей страны. И вот с высоты сегодняшнего дня мы видим, что и государство, и право, и общество в советском союзе, странах восточной Европы (в Корее, Китае, но Кубе)является такими образцами, которые принято называть псевдомарксистскими. Т.е. мы видим, что так называемый реальный социализм, так называемое общенародное государство, общенародное право, то, что существовало в нашей стране до 1985 года то, что имело место быть в странах народной демократии, т. е. в Восточной Европе, Латинской Америке, В странах Азии – все это создавалось таким путем, что этот путь имеет мало общего с марксизмом. Так как социализм по Марксу это общественный строй, основанный на господстве общественной собственности на средства производств. Это такой строй, который не знает эксплуатации человека человеком. На деле вместо общественной собственности господствовалагосударственная собственность, и главным эксплуататором высту4пало государство. И так мы видим, сто никакого социализма не было и не могло быть.

Англосаксонская правовая семья

Англо-саксонская правовая система принадлежит к старейшим правовым системам западной европы

Традиционный характер англо-саксонского права проявляется в свою очередь в следующихъ признаках:

А) в англо-саксонском праве нет деления права на частное и публичное, на привычные для континентального юриста отрасли права. Зато здесь формировалось свое собственное фундаментальное деление права на общее право и право справедливости.

Б)Те же исторические факторы обусловили формирование своеобразного понятийно-категориального фонда в англии. Этот фонд настолько своеобразен, что термины английского права подобно терминам флоры и фауны непереводимы на другие яязыки. (треспас, эстапель, траст). Это обхясняется тем, что эти термины самобытны т.е. сформировались автономно.

В) англо-саксонское право не знало сколько-нибудь значительного влияния римского права. Влияние римского права в англии было крайне незначительным.

Г) англо-саксонское право представляетс собой по своему происхождению судейское право. Т.е. творцом англо-саксонского права выступали и выступают судьи.

Д) англо саксонское право являет собой пример права казуального (право процессуалистов и практиков). Практики же имеют дело с конкретными фактами- казусами. Для англо-саксонского права характерен империзм- конкретика.

Е) для англии характерно наличие независимой судебной власти.

Кратко:

Англо-саксонская система:

· не знает деления на частное и публичное

· нет разграничения материального и процессуального права

· структурно не выделяются отрасли права

· нет кодификации

· основной источник права – судебный прецедент

· суд творит право, но создает казуистические нормы

· понятие права и закона не совпадает

· парламентский закон становится правом, если он истолкован и применяется судом

· огромную роль, как источники права, играют обычаи и конституционные соглашения

 

Англо-саксонское право- продукт судейской деятельности т.е. имеет судебное происхождение. Английские суды не просто принимали и реализовывали право, они веками занимались нормотворчеством. В результате этого нормотворчества появилась целая система судебных прецеденто. Судебные прецеденты создаются высшими судами страны, которые выносят решение по конкретному делу, обладающее общеобязательным характером.

Источники:

1)судебные прецеденты. Судебное решение складывается из двух составляющих: рацио дисиденди (собственно правило поведения, суть решения) и обитур диктум (попутно сказанное- размышления судьи в области морали и др.). все рассуждения изучаются учеными и в дальнейшем используются для развития доктрины.

2)закон. В течении длительного времени закон в англии рассматривался как инородное тело. И приобретал юридическоое значение, когда он адаптировался с судебной практикой. Сегодня происходит сближение правовых систем и закон в анклии уже не второстепенный источник права.

правовой обычай. В юридической литературе распространено заблуждение, что англия- страна неписанного обычного права. На самом деле согласно закону от 1265 года для англии юридически значимы только те местные обычаи, которые сформировались здесь до 1189 года. Это правило распространяется только на местные обычаи и не включает в себя обычаи торговли. На деле роль обычного права в англии малоизучена

Законы Ману.

В источниках права Древней Индии особое место принадлежит сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.

Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права. ЗМ принадлежит особое место среди дхармашастр. ЗМ закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в ЗМ выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). В ЗМ прослеживается определенная логика изложения материала, но нет выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма. В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...