Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Источники и специфика пожаров на летательных аппаратах. Состав, классификация и принцип действия типовых систем сигнализации и тушения пожара.
Возникновение пожара на летательном аппарате в полете представляет исключительную опасность и при непринятии мер может иметь катастрофические последствия. Это обусловлено наличием на борту десятков и даже сотен тонн топлива, масел, гидросмесей и других горючих жидкостей и их транспортировкой по трубопроводам, общая протяженность которых достигает сотни метров. Кроме того, на борту боевого самолета или вертолета могут находиться в большом количестве боеприпасы в виде бомб, снарядов и ракет, что в случае возникновения пожара ведет к их детонации и взрыву. Пожар в полете опасен тем, что невозможно немедленно прекратить полет для принятия экстренных мер по его тушению. Кроме того, как правило, очаг пожара недоступен для экипажа, а интенсивный воздушный поток в зоне пожара способствует его лавинообразному распространению. Наиболее пожароопасными на самолете являются отсеки: - силовых установок, так как в них расположены наиболее горячие части двигателя, топливные и масляные магистрали высокого давления, электрогенераторы и стартеры; - вспомогательных силовых установок; - крыльевых топливных баков; - шасси, некоторые агрегатные и грузовые отсеки. Таким образом, пожар в полете обладает рядом характерных особенностей: - невозможностью внезапного прекращения полета для принятия экстренных мер тушения; - интенсивным продувом и обилием воздуха, раздувающего пламя; - невозможностью непосредственного доступа в зону пожара. Все это приводит к тому, что возникший пожар за несколько секунд превращается в очаг большой интенсивности, температура в котором достигает более 1000 °С, и ликвидация его представляет уже весьма большие трудности. Вывод: перечисленные особенности определяют, в свою очередь, жесткие требования к самолетным системам пожарной сигнализации и пожаротушения, основными из которых являются: - высокая достоверность информации о пожаре; - указание места возникновения пожара; - минимальная инерционность срабатывания систем; - высокая эффективность средств пожаротушения; - большая степень автоматизации систем; - дистанционное управление средствами пожаротушения; - высокая надежность.
Состав, классификация и принцип действия систем сигнализации и тушения пожара. На современных самолетах и вертолетах необходимый уровень пожарной и взрывной безопасности обеспечивается широким применением пассивных и активных средств защиты от пожара и взрыва. Средства пожаротушения предназначены для надежного тушения пламени в минимально короткое время с целью предотвращения его распространения. Бортовые средства пожарной защиты должны обеспечивать не только локализацию и ликвидацию очага пожара при его возникновении, но и предотвращение возникновения пожара. Предотвращение пожара обеспечивается пассивными средствами, а локализация и ликвидация очага пожара активными средствами пожарной защиты. Пассивные средства пожарной защиты представляют собой ряд конструктивных мер, таких, как установка противопожарных перегородок, размещение двигателей силовой установки на подвесных пилонах с возможностью их отделения в случае возгорания, надежная герметизация всех видов магистралей, использование системы нейтральных газов и др. Нейтральный газ может храниться на борту в сжатом состоянии в специальных баллонах или вырабатываться в генераторах нейтрального газа при сжигании в них основного топлива, т.е. авиационного керосина. По мере выработки топлива из топливных баков освобождающееся в них пространство заполняется нейтральным газом, что исключает возможность накопления и взрыва в баках паров топлива. Активные средства пожаротушения – это системы, состоящие из: - системы сигнализации о пожаре (ССП); - системы пожapoтушения. Исходя из вышесказанного, противопожарное оборудование самолёта предназначено для обнаружения, сигнализации и ликвидации пожара, возникшего на его борту. Различают следующие типы противопожарных систем: - автоматические; - ручные. В системах автоматического управления система сигнализации о пожаре и система пожаротушения включаются одновременно, без вмешательства летчика, по сигналам с датчиков – сигнализаторов (ДС) пламени. В системах ручного управления система сигнализации о пожаре срабатывает автоматически по сигналам с датчиков-сигнализаторов пламени, а средства тушения пожара включаются летчиком вручную. Система сигнализации о пожаре предназначена для современного и достоверного определения места пожара и автоматической выдачи светового и звукового сигналов. Она включает в себя: - сигнализаторы (датчики пожара), расположенные в пожароопасных местах и отсеках самолёта; - усилительно - преобразовательные блоки; - блоки сигнализации – для выдачи светового или звукового сигнала. Для гашения пожара используются огнегасящие жидкости или чаще нейтральные газы (азот, гелий, аргон, углекислота), хранящиеся на борту самолета в баллонах под давлением (100 - 150)105 Па. Таких баллонов может быть несколько. Средства пожаротушения состоят из: - пожарных баллонов; - магистралей с коллекторами, снабжёнными большим числом отверстий для разбрызгивания огнегасящего состава; - кранов разгерметизации баллонов с электропиротехническими приводами; - магистральных кранов с электромагнитным приводом, осуществляющие пропуск газа к нужному коллектору. При ручном управлении включение электромагнитных кранов осуществляется летчиком вручную путем нажатия на соответствующую кнопку или включением выключателя. Кроме того, в случае возникновения пожара на двигателе его топливная магистраль перекрывается с помощью специальных электромеханических кранов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 232. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |