Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дифференциация звуков (х), (ж) и букв х, ж в словах




Задачи.

1. Развивать зрительное восприятие и зрительный гнозис, оптико-простран­ственные и кинетические представления.

2. Закреплять навыки звукобуквенного анализа и анализа предложений на слова, совершенствовать знания о правописании парных звонких согласных в конце слов.

3. Формировать грамматически правильную речь детей (умение согласовы­вать прилагательные и существительные в роде и числе).

4. Совершенствовать навык чтения и письма.

5. Способствовать развитию двигательных функций руки, мелкой моторики пальцев рук.

Материал:

игра «Буквенные цепочки» (ж—> х —»с —»а —»л);

• игра «Разбежались кто — куда»;

• карточки со словами, в которых пропущена последняя буква;

• карточки для подбора существительных к прилагательным;

• игра «Филлворд» (буквы ж, х);

предложения для чтения;

• рисунок по клеткам (буквы ж, х).

План занятия.

I. Организационный момент.

II. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [х], [ж] и написания букв х, ж.

2. Развитие навыков звукобуквенного анализа, закрепление знаний о право­писании парных звонких согласных в конце слов.

3. Развитие кинетических и оптико-пространственных представлений, на­выка чтения.

4. Анализ предложений, развитие интонационной выразительности.

IV. Лексико-грамматическая часть занятия.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса

Используется игра «Разбежались кто — куда» (вариант 3) (рис. 28).

34

Детям предлагается распределить изображенные предметы по их реальной величине. Подобрав картинки в правильном порядке, дети выписывают в тет­радь буквы, с которых начинаются их названия.

Например. На рисунке изображены жираф, улитка, петух, гриб и топор.

Дети записывают буквы: Ж (жираф самый большой по размеру), п (петух), т (топор), г (грибы), у (улитка). ,-,-.- .^ - - -,

III. Логопедическая часть занятия

1 Повторение артикуляции и характеристики звуков(х), (ж) инаписания букв х, ж

— Как произносятся звуки [х], [ж]? (оба звука — согласные, то есть в их произношении участвует шум. В произношении звука [х] участвует задняя часть языка, поднимающаяся к мягкому нёбу. А при произношении звука [ж] — язык похож на чашку, и губы выпячиваются, образуя «коридор», через который идет теплый воздух. Они отличаются тем, что звук [х] может быть и твер дым, и мягким, а звук [ж] только твердый. Звук [х] — глухой, звук [ж] — звонкий и имеет пару)

Что общего в написании букв х, ж? (в их состав входят «полуовалы», на­правленные в левую и правую стороны)

— Чем различается написание этих букв? (у буквы «х» два элемента, а у буквы «ж» ~ три. В состав буквы «ж» входит элемент «вертикальная палочка с соединениями» — «молния»)

Напишите в воздухе букву, состоящую из двух элементов. Теперь из трех. Какую букву мы рисовали первый раз? (х) Во второй раз? (ж)

2. Развитие навыков звукобуквенного анализа, закрепление знаний о правописании парных звонких согласных в конце слов

Логопед раздает карточки.

— Каждый из вас получил карточки, в которых написаны слова. В этих сло­вах не хватает конечных букв. Нам нужно определить, какая буква должна сто­ять в конце каждого слова: х или ж. -

Логопед напоминает детям о правописании парных согласных в конце слова и о необходимости их проверки путем подбора родственных однокоренных слов.

Например; морж (пишу ж — проверочное слово «моржи», звук [ж] слышится чётко)

Уточняется лексическое значение слова «ворох» (куча чего-то, куча каких-то вещей). , . ; ,

— Запишите эти слова, выделите букву х зеленым цветом, букву ж — синим.

Дети записывают: мох, морж, ворох, гараж, сторож, горох, пух, ёж, чиж, смех.

3. Развитие кинетических и оптико-пространственных представлений, навыка чте­ния

Логопед выставляет на стенд карточку с игрой «Буквенные цепочки» (рис. 29).

— На этой карточке написаны буквы. Назовите их (ж, х, с, а, л). Объясни­те, как одну букву можно превратить в другую. Что для этого нужно сделать? (убрать какой-либо элемент или добавить)

Используется материал игры «Филлворд» (буквы,Я, .ж) (рис. 30 а, б).

Мо...

Мор...

Воро...

Гара...

Сторо...

Горо...

Пу...

Ё…

Чи...

Сме...

— А сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получил «Филлворд», внутри которого спрятались слова. Все слова включают в свой состав буквы х, ж, чтобы вам было проще выполнить задание, предлагается список этих слов. Попробуйте отыскать слова в таблице филлворда. _.«..„«-

— Какие слова спрятались в первой строчке? (хижина, хищник)

Во второй? (первая буква от слова «живот») (хрящ, жилище) " мы"

— В третьей строчке? (первая буква от слова «пружина», первая буква от слова «хор», «жук», рыжик)

В четвертой строчке?

X   и   ж   и   н   а   X   и   т   н  
ж   X   р   я   Щ   ж   и   л   и   и  
и   л   X   ж   Р   ы   ж   и   Щ   к  
в   р   о   У   Ж   д   л   к   е   X  
о   У   р   к   ь   А   У   р   я   о  
т   ж   и   н   а   л   о   п   ж   л  
к   л   У   ж   А   У   X   У   е   о  
р   У   X   а   У   ж   а   к   н   А  
ы   ж   а   ж   а   Р   а   а   п   е  
ж   о   в   н   и   к   X   Р   ы   ц  

Примечание: В филлворде можно использовать печатный и рукописный шрифт, '.- •-•- • —

1 -;-.1\.--(. 4. Анализ предложений, развитие интонационной выразительности

Логопед предлагает детям прочитать предложения, написанные на карточках. Дети по очереди читают каждое предложение с повествовательной, вопроситель­ной и восклицательной интонацией.

1 . Жёлтый цыплёнок бегал по двору

2. Уже наступила зима

3. Художник хорошо рисует

4. Пожар

5. Жалко, что я не успел на передачу

;.>т*, я

36

 

6. Хижина лесника стояла на опушке леса

7. Уходишь

— А теперь запишем эти предложения. Выписывать мы их будем необычно. Запишите из предложения только первое слово, после него поставьте тот знак, который должен стоять в конце предложения.

Например.

Желтый цыплёнок бегал по двору.

Логопед пишет на доске слово «Жёлтый» с заглавной буквы и объясняет по­становку знака препинания в конце предложения: повествовательного.

— Аналогично работаем со всеми предложениями. Дети записывают.

Образец записи: Желтый. Уже? Художник. (?) Пожар! Жалко. Хижина. Ухо­дишь?

IV. Лексико-грамматическая часть занятия

Логопед раздает карточки.

— На карточке приведены слова разных частей речи.

холодная

жгучий

жалобный

жёлтое

гороховый

походная

дождевой

желейная

железное

тяжёлый

вода

песня

солнце

суп

крапива

конфета

ведро

писк

червяк

день

— Прочитайте слова первого столбика. Слова какой части речи здесь нахо­дятся? (прилагательные)

Что такое прилагательное? (часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы «Какая?» «Какое?» «Какой?» «Какие?»)

Прочитайте слова второго столбика. Слова какой части речи здесь нахо­дятся? (существительное, т. е. часть речи, обозначающая предмет и отвечаю­щая на вопросы «Кто?» «Что?»)

Определите род каждого прилагательного, подберите для него существи­тельное из второго столбика.

— Уточняется лексическое значение слова «желейная»: желейная конфета, внутри этой конфеты — желе.

— Запишите полученные словосочетания, подчеркните букву х зеленым цве­том, букву ж •— синим.

Дети пишут: холодная вода, жгучая крапива, жалобный писк, жёлтое солнце, гороховый суп, походная песня, дождевой червяк, желейная конфета, железное ведро, тяжёлый день.

V. Развитие двигательных навыков пальцев рук

Логопед предлагает составить рисунок по клеткам (рис. 31).

 

— На листочке в клетку мы с вами можем создать рисунок. Будьте вни­мательны.

— Что у вас получилось? (буква ж) Попробуйте аналогично нарисовать букву х.

VI. Итог занятия

лапали на сегодняшнем занятии.

 

Й и 4-й классы

Дифференциация звуков (6), (д) и букв б, а в словах и предложениях

Задачи.

1. Развивать зрительное восприятие, оптико-пространственные и кинетиче­ские представления, слухоречевую память.

2. Совершенствовать фонематические представления, навыки фонематиче­ского анализа и синтеза, слогового синтеза, анализа предложений на слова.

3. Формировать грамматически правильную речь, способствовать развитию фразовой речи.

4. Совершенствовать двигательные функции руки, мелкую моторику паль­цев рук.

Материал:

• стилизованный рисунок белкн,

• наложенные изображения «Птицы и животные» (для каждого ребенка),

• рисунок «Буквенные кружева» и маркеры (для каждого ребенка),

• игра «Паутинка» («Слова»),

• игра «Змейка»,

• игра «Собери предложения» (вариант 2),

• карточка со стилизованными изображениями букв б, д.

План занятия.

I. Организационный момент.

II. Развитие зрительного восприятия.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Развитие слухоречевой памяти.

2. Повторение артикуляции и характеристики звуков [б], [д] и написания букв б, д.

3. Развитие кинетических и оптико-пространственных представлений.

4. Работа над слоговым синтезом.

5. Анализ предложений.

IV. Лексико-грамматическая часть занятия:

Работа с деформированными предложениями по графическому образцу.

V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.

^' •'

Ход занятия

I. Организационный момент










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...