Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Логопедическая часть занятия




1. Повторение артикуляции и характеристики звуков (л), (м), написания букв л, м

Что общего в произношении звуков [л], [м]? (они являются звонкими со­гласными, т. е. в их произношении участвуют голос и шум. Эти звуки могут быть твердыми и мягкими)

Чем различаются эти звуки? (при произнесении звука [л] язык касается основания верхних зубов, а при произнесении звука [м] смыкаются губы, это носовой звук, потому что воздушная струя выходит через нос)

Что общего в написании букв л, м? (в их состав входят одинаковые эле­менты: «крючок», смотрящий влево, «палочка с закруглением внизу»)

Чем различается написание этих букв? (в состав буквы «м» входят три элемента, а в состав буквы «л» — два)

2. Формирование оптико-пространственных представлений, навыков слогового ана­лиза синтеза

На стенд выставляется карточка из игры «Паутинка» (рис. 9).

— Перед вами «паутинка», прочитайте слова, соединив слоги в паутине, ориен­тируясь на линию. Выходите по очереди к доске и записывайте слоги в нужной последовательности.

— Какие слова у вас получились? (лимон, лама, малина, лемур, мыльница, мель, самолёт, молния)

Запишите эти слова, подчеркните буквы л, м. Букву, у которой меньше элементов, — одной чертой, а у которой больше — двумя чертами. Сколько чер­точек должно быть под буквой л? (одна) А под буквой ж? (две)

Анализ предложений

Логопед раздает карточки для игры «Улитка» (рис. 10).

— К нам на занятие пришел гость — улитка. Улитка решила загадать для вас загадки. В ее раковине находятся предложения, все слова в них соединены меж­ду собой. Отделите слова друг от друга, найдите предложения.

— Помните, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, после последнего слова ставится точка.

Например: Ребята слепили снеговика. Он весело улыбался зимнему небу.

— Сколько предложений получилось? (два)

Назовите первое предложение (ответ детей). Какое слово первое? Второе? Третье? После какого слова в первом предложении вы поставили точку? (отве­ты детей)

Аналогичная работа проводится со вторым предложением.

— А теперь возьмите в руки простой карандаш. Добавим к этим предложе­ниям еще несколько предложений. Начертите схемы каждого предложения, уточняя, где первое слово, где предлог, а где союз, где заканчивается предло­жение.

Например.

1. Ребята слепили снеговика.

2. Он весело улыбался зимнему небу.

3. Маша и Лена сделали для снеговика бусы из ягод рябины.

4. Митя и Максим нашли старую метлу.

5. Мальчики вставили метлу в руку снеговику.

6. Красивый получился снеговик!

 

— Какой знак мы должны поставить в последнем предложении? (восклица­тельный)

Вставьте в слова буквы л, м.

 

рис

 

Формирование звукобуквенного анализа

— А сейчас приготовимся к новому заданию. Внимательно послушайте, как звучат следующие слова. Выделите в каждом слове первый звук, составьте из этих звуков слово.

Например.

Мак, осень, рыба, шуба — что получилось? ([морш]). Назовите все звуки в этом слове (м, о, р, ш). Какими буквами мы будем писать это слово? (м, о, р, ж) Почему следует писать букву ж, а не ш? (ответ детей) Запишите это слово.

Жук, ария, лама, оса (а) — что получилось? ([жала]) Какие звуки в этом сло­ве? Какие буквы? (ответы детей) Запишите это слово.

Кошка, лак, озеро, ум, нога — ([клоун]). Назовите все звуки, буквы. Запиши­те это слово.

Паук, актёр, лето ([л']), ток, ослик ([пал'то]). Назовите все звуки, все бук­вы. Запишите это слово.

Мир ([м']), имя, скала, класс, акула ([м'иска]). Назовите все звуки, все бук­вы. Запишите это слово.

Лопата, облако, магазин ([лом]). Назовите все звуки, все буквы. Запишите это слово.

— Выделите буквы л, м, подчеркните их. Под какой буквой будет больше черточек? (под буквой «м»)

Устно составьте предложение с любым из записанных слов.

 

IV. Лексико-грамматическая часть занятия

1. Образование субъективно-оценочных форм слов с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов

— Вы любите, когда вас называют ласково? (ответ детей)

Следующий предмет, назовите ласково (с помощью уменьшительно-ласка­тельных суффиксов). За правильный ответ вы получаете жетончик. Например. Мыло — мыльце.

 

Й и 3-й классы

 

Дифференциация звуков (б), (д)

И букв б, д в слогах и словах

Задачи.

1. Совершенствовать оптико-пространственные представления, умение объяс­нять.

2. Развивать навыки чтения и письма; мелкую моторику пальцев рук.

3. Формировать навыки звукобуквенного анализа, слогового анализа слов.

4. Способствовать развитию грамматически правильной речи.

5. Закреплять знания о написании предложений, развивать умение ана­лизировать предложения по словам.

Материал:

игра «Буквенные цепочки» (б —> д —> в —> о —> с —> х),

карточка со словами (в прозрачном файле), маркеры с рукописными слога­ми (для каждого ребенка),

• таблица с рукописными слогами,

• игра «Предметные картинки»,

• игра «Алфавит»,

• игра «Путешествие по предложениям»,

• игра «Лабиринт», маркер (для каждого ребенка),

• цветные кружки.

План занятия.

I. Организационный момент.

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [б], [д], написания букв б, д.

2. Развитие навыков чтения и письма, двигательных способностей кисти руки.

3. Формирование навыков слогового анализа.

4. Развитие навыков звукобуквенного анализа.

IV. Лексико-грамматическая часть занятия.

1. Формирование оптико-пространственных представлений, работа с дефор­мированными предложениями.

2. Анализ предложений с ориентацией на координаты.

V. Развитие мелкой моторики.

VI. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять

На стенд выставляется карточка из игры «Буквенные цепочки» (рис. 12). Логопед предлагает детям назвать буквы, написанные на карточке. Далее дети должны объяснить, как из одной буквы получить другую.

— Что для этого нужно сделать? (убрать верхний или нижний, правый или левый элементы, добавить ... элемент с правой или левой стороны, сверху или снизу)

III, Логопедическая часть занятия

1.Повторение артикуляции и характеристики звуков [б],[д], написания букв б, д

— Наше занятие посвящено двум звукам. Это звуки [б], [д].

— Что общего у звуков [б], [д]? (это звонкие согласные, т. е. в их произношении участвуют голос и шум. Эти звуки могут быть твердыми или мягкими)

Чем различаются звуки [б], [д]? (при произнесении звука [б] воздух встре­чает на своем пути преграду — губы, а при произнесении звука [д] — язык, поднимающийся к твердому нёбу)

Чем похожи буквы б, д? (в их состав входит элемент «овал», обе буквы состоят из двух элементов)

Чем различается написание этих букв? (у буквы «б» второй элемент смот­рит вверх, а у буквы «д» — вниз. У буквы «б» второй элемент — «вертикальная палочка, смотрящая вправо», а у буквы «д» «палка с длинной петлей внизу»)

2. Развитие навыка чтения и письма, двигательных способностей кисти руки Логопед раздает карточки со словами (рис. 13). 

— Перед каждым из вас карточка в прозрачном файле. Прочитайте слова. Обведите те слова, в состав которых входит буква б. Куда смотрит второй элемент у буквы б (вверх)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...