Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа с деформированными предложениями




— Прошел дождь. Выглянуло солнце, на небе появилась разноцветная радуга. Помогите мне вспомнить цветовую гамму радуги. Логопед записывает на доске:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Каждому слову в этом предложении соответствует цвет радуги. Назовите эти цвета. (Красный — оранжевый — желтый — зеленый — голубой — синий фиолетовый)

— А теперь посмотрите на игру, которая называется «Загадки времен года».

Логопед раздает каждому ребенку карточку из игры «Загадки времен года» (рис. 21) и предлагает раскрасить квадраты в соответствии с данными на образце рекомендациями.

— Если мы правильно назовем цветовую гамму радуги, то у нас получится текст о каком-то времени года. Давайте попробуем отгадать.

Дети выбирают квадраты красного цвета, составляют предложение со слова­ми. Далее следует аналогичная работа со всеми цветными квадратами игры.

— Назовите первое предложение. (Наступила золотая осень.)

Второе. (Окрасилась листва на деревьях.)

Третье. (Красным цветом горит клён.)

Четвертое. (Не страшна осень ёлкам и соснам.)

Пятое. (В сосновом бору спрятался последний гриб.)

Шестое. (Отцвели цветы.)

Седьмое. (Часто льют дожди, всюду лужи.)

(Учащиеся 2-го класса делают запись предложений с помощью схем, учащиеся 3-го класса пишут предложения под диктовку логопеда.)

— Найдите все буквы о, а в словах, выделите их.

(Учащиеся 2-го класса находят место букв о, а в схемах, учащиеся 3-го клас­са — выделяют буквы шифровкой.)

Поиск прилагательных, выделение окончаний

Логопед раздает карточки.

 

ЗОЛОТАЯДОЖДЛИВЫЙХМУРОЕПАСМУРНОЕ

КРАСНЫЕПОЗДНЯЯОСЕННИЙСЕРОЕДОЛГИЕ

ГЛУБОКАЯЛИСТВЕННЫЙХВОЙНЫЙРАННЯЯ

 

— На карточках спрятались прилагательные.

— Что такое прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак пред­мета, изменяется по родам, числам, падежам и отвечает на вопросы «Какой?» кКакая?» «Какое?» «Какие?»)

Прочитайте слова, найдите все прилагательные.

— Назовите все слова, которые у вас получились.

— Определите род каждого прилагательного, выделите окончание (окончания выделяют учащиеся 3-го класса). В каком числе нельзя определить род прилагательного? (во множественном числе)

Она какая? (золотая, глубокая, поздняя, ранняя)

— Оно какое? (хмурое, пасмурное, серое)

— Он какой? (дождливый, осенний, лиственный, хвойный)

Они какие? (красные, долгие)

V. Итог занятия

— Какие задания мы сегодня выполняли?

 

Закрепление знаний о составе слова.

Развитие оптико-пространственных представлений

Задачи.

1. Развивать оптико-пространственные представления, формировать буквенный гнозис.

2. Закреплять знания о составе слова, о сложных словах (с двумя корнями), учить подбирать проверочные слова, закреплять знания о частях речи, о правописании безударных гласных.

3. Формировать навыки аналитико-синтетической деятельности (умение отделять слова друг от друга, составлять предложения с заданными словами, определять количество слов в предложении).

4. Расширять словарь (знания о перелетных птицах),

5. Развивать грамматически правильную речь.

Материал;

наложенные изображения («Письменные буквы»).

• игра «Родственники» (для каждого ребенка).

• игра «Зимующие и перелетные птицы» («Весна»).

• рисунок по клеткам («Лебедь»).

План занятия.

I. Организационный момент.

П. Формирование буквенного гнозиса.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Закрепление знаний о составе слова.

2. Развитие аналитике -синтетической деятельности: определение родственных (однокоренных) слов, анализ предложений по словам, запись предложений.

IV. Лексико- грамматическая часть занятия;

1. Подбор родственных (однокоренных) слов к заданным словам.

2. Работа над обогащением словаря: закрепление названий перелётных птиц; согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент

П. Формирование буквенного гнозиса

Логопед выставляет на доске карточку «Письменные буквы» (рис. 22).

— На карточке расположены буквы. Они наложены одна на другую. Назовите эти буквы (с, э, ю; в, д, к; ш, щ, и; п, т, а; с, ж, х; м, л, о)

Есть ли общие элементы у этих букв? (у букв «с», «э» общий элемент — «полуовалы»; у букв «в», «д» общие элементы «овал» и «палочка с петлей.» у букв «ш», «щ», «и» ~ «палочка с закруглением внизу»; у букв «п», «т» — «наклонная вертикальная палочка и, рыболовный крючок»; у букв «с», «ж», «х» — «полуовалы»; у букв «м», «л» — «крючок, смотрящий влево и вправо»)

III. Логопедическая часть занятия

1. Закрепление знанийо составе слова.

— Что вы знаете о составе слова? (оно может состоять из корня, окончания, суффикса, приставки)

Что обязательно присутствует в слове? (корень)

2. Развитие аналитика-синтетической деятельности Логопед раздает карточки из игры «Родственники».

 

Карточка № 1

Лес — лесничийлесниклесоводлесорублесная

лесистыйперелесоклесостепьлесничествоподлесок

лесотундра

Карточка М 2 ' '                             л-

Вода—водицаводопадводостокводянойводопровод

водичкаводныйподводникподводнаянаводнение

паводокводолазводянистыйбезводныйводоросли

водопойтемноводный

— Перед каждым из вас карточка 1 , определите родственников для выделен­ных слов (родственные, или однокоренные слова). Отделите их друг от друга.

— Какие слова у вас получились? (лес, лесничий, лесник, лесовод, лесоруб, лесная, лесистый, перелесок, лесостепь, лесничество, подлесок, лесотундра)

— Запишите эти слова через запятую. =•>••-.^пя-.икт^ гшгг---

— Выделите общий корень в этих словах. Какой он? (лес) Какая гласная на­ходится в корне слова? (е)

Посмотрите на карточку 2. Это задание труднее. Отделите родственные, или однокоренные, слова для слова «вода». -Ц4 - ,-3

— Какие слова у вас получились? (вода, водица, водопад, водосток, водяной, водопровод, водичка, водный, подводник, подводная, наводнение, паводок, водо­лаз, водянистый, безводный, водоросли, водопой, темноводный) >:

— Какой корень во всех словах? (вод) Какая гласная находится в этом корне? (о)

— В каких словах присутствуют сразу два корня? (водопад, водосток, водо­провод, водолаз, водоросли, водопой, темноводный)

Какая соединительная гласная может быть между двумя корнями? (о или е)

Составьте предложения с родственными, или однокоренными, словами для слова «вода», (варианты ответов детей) Например.

Весной произошло сильное наводнение. ...                   . .: -

Володя босыми ногами зацепился за водоросли. ,-.г ••-,».. . ,г •, -,

Вокруг была безводная пустыня.            «*>,••-    •                        •

Звери по узкой тропке шли на водопой.                                             ,

Ты умыла личико водичкой1?

— Запишите предложения сначала в виде схем. --> * vi., :, н.>. •-.- < . ••

— Запишите предложения под диктовку. !•."•.-• ^'-' у.ч^»*ш ^,>.1>."-л.< *

— Найдите родственные, или од но коренные, слова для слова «вода», сделайте их разбор по составу. „_ .,. ,,.

(При составлении своего предложения дети также называют использованное родственное слово, определяют количество слов в предложении.)

|'".'> тмт*.тм "'.т" ,'.'•' •" '

 

IV. Лексико-грамматическая часть занятия > ~

1. Подбор родственных (однокоренных) слов к заданным словам

— Вы знаете, что есть разные части речи. Попробуйте подобрать родственное, или однокоренное, слово к заданному слову из каждой предложенной части речи.

 

Логопед на доске записывает:



Существительное

бег

пробежка

забег

Прилагательное

беговая

беговые

 

 

Глагол

пробежать

бежал


Слова для подбора: берег, река, птица, звон, зима.

 

2. Работа над обогащением словаря: закрепление названий перелетных птиц; согла­сование прилагательных с существительными в роде и числе

Используется игра «Зимующие и перелетные птицы. Весна».

— Какая из названных птиц — лишняя? Синица, журавль, утка? (синица — зимующая птица, а остальные перелетные)

Мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы».

— На этом круге находится изображение весны. В это время года перелетные птицы возвращаются в родные края

— В круге есть отверстия для названий перелетных птиц. На лепестках — их изображения, но есть среди них и лишние, зимующие. По внешнему виду отбе­рите перелетных птиц, назовите их. ;«!'-. (=•.•..-.и -,". гм» -;>>, -*т:-.

Дети подбирают лепестки, называют птиц.

— Охарактеризуйте названия перелетных птиц, подберите для них прилага­тельное (варианты ответов детей). Например:

Грач — черный, если он ходит по пашне с важным видом — он какой? (важный)

Лебедь — если у него голова черного цвета, то он — какой? (черноголовый)

Ласточка — если она быстро летает, то она — какая? (быстрая)

Аист — если он белого цвета, то он — какой? (белый)

Утка — если она живет в дикой природе, то она — какая? (дикая)

Иволга — если она желтого цвета, то она — какая? (желтая)

Кукушка — если она звонко кукует, то она — какая? (звонкая) (

Журавль — если он серого цвета, то он — какой? (серый) '

Жаворонок — если он живет в степи, то он — какой? (степной)

Запишите следующие словосочетания, следя за правописанием окончаний прилагательных и существительных (они согласуются в роде и числе):

Дети пишут: важный грач (пишем мягкий знак? почему нет?), черный (сло­варное слово) лебедь (правописание парных звонких согласных в конце слова, подбор проверочного — «лебеди»), быстрая ласточка, белый аист, дикая утка, желтая (словарное слово) иволга, звонкая кукушка, серый журавль (слышим «жураваль», пишем без второй буквы «а», это только звук), степной жаво­ронок. - '• .!, -

— Выделите все гласные в словах а (о) у [ы] я_ ё_ ю^ и е_ (э) :     РИС

! V. Развитие двигательных навыков пальцев рук п. ,,_,,,,

Логопед предлагает сделать рисунок по клеткам (рис. 23).

— Откройте тетради в клетку. Начинаем рисовать с ориентировкой на сторо­ны: вправо — влево, вверху — внизу. Срисуйте изображение лебедя.

— Кто у вас получился? (лебедь)

••41, -                 г

VI. Итог занятия ' «-..••

— Какой теме было посвящено наше сегодняшнее занятие? Что входит в со­став слова?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...