Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Работа с деформированными предложениями
— Прошел дождь. Выглянуло солнце, на небе появилась разноцветная радуга. Помогите мне вспомнить цветовую гамму радуги. Логопед записывает на доске: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. — Каждому слову в этом предложении соответствует цвет радуги. Назовите эти цвета. (Красный — оранжевый — желтый — зеленый — голубой — синий — фиолетовый) — А теперь посмотрите на игру, которая называется «Загадки времен года». Логопед раздает каждому ребенку карточку из игры «Загадки времен года» (рис. 21) и предлагает раскрасить квадраты в соответствии с данными на образце рекомендациями. — Если мы правильно назовем цветовую гамму радуги, то у нас получится текст о каком-то времени года. Давайте попробуем отгадать. Дети выбирают квадраты красного цвета, составляют предложение со словами. Далее следует аналогичная работа со всеми цветными квадратами игры. — Назовите первое предложение. (Наступила золотая осень.) — Второе. (Окрасилась листва на деревьях.) — Третье. (Красным цветом горит клён.) — Четвертое. (Не страшна осень ёлкам и соснам.) — Пятое. (В сосновом бору спрятался последний гриб.) — Шестое. (Отцвели цветы.) — Седьмое. (Часто льют дожди, всюду лужи.) (Учащиеся 2-го класса делают запись предложений с помощью схем, учащиеся 3-го класса пишут предложения под диктовку логопеда.) — Найдите все буквы о, а в словах, выделите их. (Учащиеся 2-го класса находят место букв о, а в схемах, учащиеся 3-го класса — выделяют буквы шифровкой.) Поиск прилагательных, выделение окончаний Логопед раздает карточки.
ЗОЛОТАЯДОЖДЛИВЫЙХМУРОЕПАСМУРНОЕ КРАСНЫЕПОЗДНЯЯОСЕННИЙСЕРОЕДОЛГИЕ ГЛУБОКАЯЛИСТВЕННЫЙХВОЙНЫЙРАННЯЯ
— На карточках спрятались прилагательные. — Что такое прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак предмета, изменяется по родам, числам, падежам и отвечает на вопросы «Какой?» кКакая?» «Какое?» «Какие?») — Прочитайте слова, найдите все прилагательные. — Назовите все слова, которые у вас получились. — Определите род каждого прилагательного, выделите окончание (окончания выделяют учащиеся 3-го класса). В каком числе нельзя определить род прилагательного? (во множественном числе) — Она какая? (золотая, глубокая, поздняя, ранняя) — Оно какое? (хмурое, пасмурное, серое) — Он какой? (дождливый, осенний, лиственный, хвойный) — Они какие? (красные, долгие) V. Итог занятия — Какие задания мы сегодня выполняли?
Закрепление знаний о составе слова. Развитие оптико-пространственных представлений Задачи. 1. Развивать оптико-пространственные представления, формировать буквенный гнозис. 2. Закреплять знания о составе слова, о сложных словах (с двумя корнями), учить подбирать проверочные слова, закреплять знания о частях речи, о правописании безударных гласных. 3. Формировать навыки аналитико-синтетической деятельности (умение отделять слова друг от друга, составлять предложения с заданными словами, определять количество слов в предложении). 4. Расширять словарь (знания о перелетных птицах), 5. Развивать грамматически правильную речь. Материал; • наложенные изображения («Письменные буквы»). • игра «Родственники» (для каждого ребенка). • игра «Зимующие и перелетные птицы» («Весна»). • рисунок по клеткам («Лебедь»). План занятия. I. Организационный момент. П. Формирование буквенного гнозиса. III. Логопедическая часть занятия: 1. Закрепление знаний о составе слова. 2. Развитие аналитике -синтетической деятельности: определение родственных (однокоренных) слов, анализ предложений по словам, запись предложений. IV. Лексико- грамматическая часть занятия; 1. Подбор родственных (однокоренных) слов к заданным словам. 2. Работа над обогащением словаря: закрепление названий перелётных птиц; согласование прилагательных с существительными в роде и числе. V. Развитие двигательных навыков пальцев рук. VI. Итог занятия. Ход занятия I. Организационный момент П. Формирование буквенного гнозиса Логопед выставляет на доске карточку «Письменные буквы» (рис. 22). — На карточке расположены буквы. Они наложены одна на другую. Назовите эти буквы (с, э, ю; в, д, к; ш, щ, и; п, т, а; с, ж, х; м, л, о) — Есть ли общие элементы у этих букв? (у букв «с», «э» общий элемент — «полуовалы»; у букв «в», «д» общие элементы «овал» и «палочка с петлей.» у букв «ш», «щ», «и» ~ «палочка с закруглением внизу»; у букв «п», «т» — «наклонная вертикальная палочка и, рыболовный крючок»; у букв «с», «ж», «х» — «полуовалы»; у букв «м», «л» — «крючок, смотрящий влево и вправо») III. Логопедическая часть занятия 1. Закрепление знанийо составе слова. — Что вы знаете о составе слова? (оно может состоять из корня, окончания, суффикса, приставки) — Что обязательно присутствует в слове? (корень) 2. Развитие аналитика-синтетической деятельности Логопед раздает карточки из игры «Родственники».
Карточка № 1 Лес — лесничийлесниклесоводлесорублесная лесистыйперелесоклесостепьлесничествоподлесок лесотундра Карточка М 2 ' ' л- Вода—водицаводопадводостокводянойводопровод водичкаводныйподводникподводнаянаводнение паводокводолазводянистыйбезводныйводоросли водопойтемноводный — Перед каждым из вас карточка 1 , определите родственников для выделенных слов (родственные, или однокоренные слова). Отделите их друг от друга. — Какие слова у вас получились? (лес, лесничий, лесник, лесовод, лесоруб, лесная, лесистый, перелесок, лесостепь, лесничество, подлесок, лесотундра) — Запишите эти слова через запятую. =•>••-.^пя-.икт^ гшгг--- — Выделите общий корень в этих словах. Какой он? (лес) Какая гласная находится в корне слова? (е) — Посмотрите на карточку 2. Это задание труднее. Отделите родственные, или однокоренные, слова для слова «вода». -Ц4 - ,-3 — Какие слова у вас получились? (вода, водица, водопад, водосток, водяной, водопровод, водичка, водный, подводник, подводная, наводнение, паводок, водолаз, водянистый, безводный, водоросли, водопой, темноводный) >: — Какой корень во всех словах? (вод) Какая гласная находится в этом корне? (о) — В каких словах присутствуют сразу два корня? (водопад, водосток, водопровод, водолаз, водоросли, водопой, темноводный) — Какая соединительная гласная может быть между двумя корнями? (о или е) — Составьте предложения с родственными, или однокоренными, словами для слова «вода», (варианты ответов детей) Например. Весной произошло сильное наводнение. ... . .: - Володя босыми ногами зацепился за водоросли. ,-.г ••-,».. . ,г •, -, Вокруг была безводная пустыня. «*>,••- • • Звери по узкой тропке шли на водопой. , Ты умыла личико водичкой1? — Запишите предложения сначала в виде схем. --> * vi., :, н.>. •-.- < . •• — Запишите предложения под диктовку. !•."•.-• ^'-' у.ч^»*ш ^,>.1>."-л.< * — Найдите родственные, или од но коренные, слова для слова «вода», сделайте их разбор по составу. „_ .,. ,,. (При составлении своего предложения дети также называют использованное родственное слово, определяют количество слов в предложении.) |'".'> тмт*.тм "'.т" ,'.'•' •" '
IV. Лексико-грамматическая часть занятия > ~ 1. Подбор родственных (однокоренных) слов к заданным словам — Вы знаете, что есть разные части речи. Попробуйте подобрать родственное, или однокоренное, слово к заданному слову из каждой предложенной части речи.
Логопед на доске записывает: Существительное бег пробежка забег Прилагательное беговая беговые
Глагол пробежать бежал Слова для подбора: берег, река, птица, звон, зима.
2. Работа над обогащением словаря: закрепление названий перелетных птиц; согласование прилагательных с существительными в роде и числе Используется игра «Зимующие и перелетные птицы. Весна». — Какая из названных птиц — лишняя? Синица, журавль, утка? (синица — зимующая птица, а остальные перелетные) — Мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы». — На этом круге находится изображение весны. В это время года перелетные птицы возвращаются в родные края — В круге есть отверстия для названий перелетных птиц. На лепестках — их изображения, но есть среди них и лишние, зимующие. По внешнему виду отберите перелетных птиц, назовите их. ;«!'-. (=•.•..-.и -,". гм» -;>>, -*т:-. Дети подбирают лепестки, называют птиц. — Охарактеризуйте названия перелетных птиц, подберите для них прилагательное (варианты ответов детей). Например: Грач — черный, если он ходит по пашне с важным видом — он какой? (важный) Лебедь — если у него голова черного цвета, то он — какой? (черноголовый) Ласточка — если она быстро летает, то она — какая? (быстрая) Аист — если он белого цвета, то он — какой? (белый) Утка — если она живет в дикой природе, то она — какая? (дикая) Иволга — если она желтого цвета, то она — какая? (желтая) Кукушка — если она звонко кукует, то она — какая? (звонкая) ( Журавль — если он серого цвета, то он — какой? (серый) ' Жаворонок — если он живет в степи, то он — какой? (степной) — Запишите следующие словосочетания, следя за правописанием окончаний прилагательных и существительных (они согласуются в роде и числе): Дети пишут: важный грач (пишем мягкий знак? почему нет?), черный (словарное слово) лебедь (правописание парных звонких согласных в конце слова, подбор проверочного — «лебеди»), быстрая ласточка, белый аист, дикая утка, желтая (словарное слово) иволга, звонкая кукушка, серый журавль (слышим «жураваль», пишем без второй буквы «а», это только звук), степной жаворонок. - '• .!, - — Выделите все гласные в словах а (о) у [ы] я_ ё_ ю^ и е_ (э) : РИС ! V. Развитие двигательных навыков пальцев рук п. ,,_,,,, Логопед предлагает сделать рисунок по клеткам (рис. 23). — Откройте тетради в клетку. Начинаем рисовать с ориентировкой на стороны: вправо — влево, вверху — внизу. Срисуйте изображение лебедя. — Кто у вас получился? (лебедь) ••41, - г VI. Итог занятия ' «-..•• — Какой теме было посвящено наше сегодняшнее занятие? Что входит в состав слова? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 187. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |