Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формирование навыков слогового анализа
На доске находится таблица с рукописными слогами (рис. 14). — Что написано в таблице? (слоги с буквами «б», «д») — Что такое слог? (часть слова, в которой обязательно присутствует гласная) Дети хором читают слоги, определяют в каком из них находятся буквы б, д. Логопед выставляет на стенд карточку «Предметные картинки» (рис. 15). — Назовите картинки (рыба, бабочка, жеребенок, шуба, звезда, арбуз, автобус, карандаш, дерево, удочка). — Выделите в названиях этих слов слоги с буквами б, д. (дети называют). — Разделите тетрадный лист пополам. В первый столбик запишите слоги, а во второй — слова. Ба боч бё ба да буз бус даш де доч рыба бабочка жеребёнок шуба звезда арбуз автобус карандаш дерево удочка — Подчеркните буквы б, д. Букву, у которой второй элемент смотрит вверх, — одной чертой, букву, у которой второй элемент смотрит вниз, — двумя чертами. — Сколько черточек будет под буквой б (1) Под буквой д? (2)
Развитие звукобуквенного анализа Логопед выставляет на стенд карточку с игрой «Алфавит» (рис. 16). — Атеперь поиграем. Перед вами игра «Алфавит». Посмотрите, каждой букве алфавита соответствует какая-то цифра или число. Назовите цифру, которая соответствует букве а (1), букве б (2), букве д (5) и т. д. — Разгадайте слово, ориентируясь на числа в таблице «Алфавита». Например: 2, 1, 18, 19 (барс) 5, 16, 4 (дог) 5, 33, 20, 6, 13 (дятел) 2, 21, 19, 29 (бусы) 5, 33, 5, 33 (дядя) 2, 16, 18 (бор) 18, 29, 2, 1 (рыба) 5, 16, 14 (дом) 21, 5, 1, 3 (удав) 5, 29, 15, 33 (дыня) ~ А теперь вы сами загадайте слова. Помните, что в них обязательно должны быть звуки [б], [д] или [б'], [д'] (варианты ответов детей). VI. Лексико-грамматическая часть занятия Формирование оптико-пространственных представлений, работа с деформированными предложениями с ориентацией на координаты Логопед раздает детям таблицы (рис. 17), обращает внимание на координаты слева и сверху таблицы. — Сейчас мы отправимся в путешествие по предложениям, вам будут названы координаты, на месте их пересечения положите цветные кружки. Прочитайте найденные слова, составьте из них предложение. Например. 1. Г 1, Б 6, В 6, Б 2, В 5, А 5 — Бурый медведь осенью ходит по лесу. 2. Г 2, А 1, В 2, В1, БЗ, Б 5, Г 6 — Еще рано ложиться спать в теплую берлогу. 3. В 3, А 3, Б 1, В 4, А 6, Г 3 — Медведь хочет запасти под шкурой жир. 4. Г 4, А 4, Г 5, А 2, Б 4 — Косолапый ест ягоды, ищет корешки. Анализ предложений — Играя в «Путешествие по предложениям», про кого мы узнали? (про медведя) Что делал медведь? Почему он не ложился спать? Как называется место, где зимует медведь? — Попробуйте на слух определить количество предложений. Например. Поздняя осень. Бродит по лесу бурый медведь. Косолапый ищет ягоды, корешки. Мишке необходимо подкопить жиру. Всю зиму будет спать медведь в теплой берлоге. Без запаса жира он проснется. Голодный медведь опасен и для человека, и для зверей. — Сколько предложений в тексте? (7) — Сделайте схемы для каждого предложения. — Впишите буквы б, д в те слова, в которых они встречаются. Помните, что у буквы б второй элемент смотрит вверх, а у буквы д — вниз. Уточняется наличие буквы д в слове поздняя. Уточняется правописание буквы д в конце слова.
2 Рис V. Развитие мелкой моторики Логопед раздает листы с игрой «Лабиринт» (рис. 18). — У каждого из вас лабиринт. Пройдите путь по лабиринту. Сначала зрительно определите путь прохождения, а потом обозначьте его с помощью маркера. VI. Итог занятия — Какие звуки и буквы мы изучали на занятии? Какие задания мы сегодня выполняли? Дифференциация звуков (о), (а) И букв о, а в словах и предложениях Задачи. 1. Развивать зрительное восприятие. 2. Совершенствовать оптико-пространственные и кинетические представления. 3. Формировать навыки слогового анализа и синтеза, навыки анализа предложений по словам. 4. Закреплять знания о частях речи, правописании сложных слов, составных частях слова (корне, окончании, приставке, суффиксе), развивать грамматически правильную речь. Материал: • карточка «Найди 2 одинаковых изображения», • игра «Паутинка» («Загадка»), • карточки для работы с предложением (для каждого ребенка), • игра «Загадки времен года», • карточки для поиска прилагательных. План занятия. I. Организационный момент. II. . Развитие зрительного восприятия. III. Логопедическая часть занятия: 1. Закрепление знаний об артикуляции и характеристике звуков [о], [а], о написании букв о, а. 2. Формирование навыков слогового анализа и синтеза, анализа предложений по словам. 3. Работа с деформированными предложениями. IV. Лексико-грамматическая часть занятия: 1. Развитие зрительного восприятия, работа с деформированными предложениями. 2. Поиск прилагательных (отделение прилагательных друг от друга). V. Итог занятия.
Ход занятия I. Организационный момент П. Развитие зрительного восприятия Логопед раздает по листочку на каждую парту (рис. 19). — Посмотрите на карточку. Попробуйте определять, какие из двух изображений абсолютно одинаковые, а какие отличаются. Назовите эти отличия. III. Логопедическая часть занятия Закрепление знаний об артикуляции и характеристике звуков (о), (а), о написании букв о, а — Что общего в артикуляции звуков [о], [а]? (они гласные, относятся к первому ряду, при произнесении поются) — Чем же они различаются? (у них разное произношение: при звуке [о] губы округлены, при звуке [а] — рот широко открыт) — Чем сходно написание этих букв? (в их состав входит овал) — У какой буквы в составе больше элементов? (у буквы «а»). Какие это элементы? (овал и палочка с закруглением внизу) — Напишите в воздухе букву о, а теперь букву а. Формирование навыков слогового анализа и синтеза Логопед выставляет на стенд карточку из игры «Паутинка» (рис. 20). — Посмотрите на карточку на доске. Перед вами «Паутинка». Начиная с выделенного слога, двигаясь от слога к слогу по линии, прочитайте слоги, соедините их в слова. Из прочитанных слов вы сможете составить текст загадки. — По очереди подходите к доске и записывайте слоги. — Какой текст загадки у вас получился? (Через океан плывет великан, а ус во рту скрывает.) — Как вы думаете, о ком эта загадка? (о ките) — Запишите текст загадки и ответ на нее. Выделите шифровкой буквы о, а (о шифруем овалом, букву а подчеркиваем одной чертой). 3. Работа с деформированными предложениями Логопед каждому ребенку раздает карточку. К Северному полюсу отправился _______. Я с детства мечтал стать______________ и плавать по морям. Виктория — один из крупнейших ___________________в мире. Осенью мы собираем листья с земли, потому что из-за _________ они опадают. В лесу работали ________. Слова для справок: мореплаватель, водопад, ледокол, листопад, лесоруб. — Прочитайте предложения, обратите внимание, что в предложениях не хватает каких-то слов. Их нужно вставить, используйте слова для справок. — Прочитайте слова для справок. — Перед вами сложные слова. Что это значит? (в состав слов входят 2 корня) (Данная тема обсуждается только с учащимися 3-го класса.) — Запишите предложения. (учащиеся 2-го класса шифровкой выделяют гласные о, а; учащиеся 3-го класса — выделяют в сложных словах приставку, корни, суффикс, окончание и соединительные гласные.) IV. Лексико-грамматическая часть занятия |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 181. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |