Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обобщенная оценка чрезвычайных ситуаций




Прогнозирование ЧС обычно имеет цель установить возможный факт ее появления и возможные последствия. Но масштабы и тяжесть последствий таких ситуаций можно определить только после их оценки.

Оценку ЧС можно проводить как до появления ее источников, так и после их появления. Во втором случае оценка будет более точная, в то время как в первом случае оценка носит вероятностный характер. Если оценка последствий ЧС проводится до их появления, то результаты используются для принятия мер по предупреждению ЧС. Если оценка последствий ЧС проводится после появления ее источников, то результаты оценки используются для определения мероприятий, сил и средств, которые необходимы для ликвидации последствий.

Обобщенная оценка годится для всех ЧС, так как обычно определяются обобщенные показатели. Но конкретную оценку проводят по частным методикам, с помощью которых определяют специфические параметры и последствия. Во всех случаях для проведения оценки должны быть известны: необходимые исходные данные; критерии оценки; величины и параметры, которые необходимо определить.

При обобщенной оценке обычно определяют:

· величину социального риска;

· величину экономического риска;

· величину экологического риска;

· экономический ущерб различным отраслям народного хозяйства;

· социальный ущерб, в частности касающийся жизни и здоровья человека;

· ущерб природной среде.

Оценка риска

Риск– вероятность реализации негативного воздействия на жизнь и здоровье человека, на работу хозяйственного объекта и экологической системы.

Вероятность возникновения ЧС различного характера оценивают по различным методикам, но общим для всех методик является сравнение полученных результатов с принятыми критериями. Выбор критериев – одна из важных проблем оценки риска. В качестве критериев риска могут быть приняты:

· величина допустимого риска;

· величина приемлемого риска;

· величина недопустимого риска.

Вероятность возникновения ЧС применительно к техническим объектам и технологиям оценивают на основе статистических данных или теоретических исследований. При использовании статистических данных величину риска определяют по формуле:

R = (Nчс/N0)£Rдоп,                               (4.1)

где R – риск; Nчсчисло чрезвычайных событий в год; N0 – общее число событий в год; Rдопдопустимый риск. При этом качестве допустимого риска может быть выбран один из трех ранее названных. Чаще всего используется приемлемый риск, хотя в ряде случаев могут быть применены и другие.

 

Пассажиры различных видов транспорта часто являются также причиной аварий и катастроф. Для предупреждения железнодорожных аварий и катастроф и предупреждения гибели самих пассажиров, последние должны соблюдать следующие правила: не открывать при движении поезда наружные двери, не стоять во время движения на подножках и не высовываться из окон; не срывать при крайней необходимости стоп-кран; необходимо помнить, что даже при пожаре останавливать поезд нельзя на мосту и в других местах, где осложнится эвакуация; не возить с собой горючие и взрывоопасные вещества; при запахе горелой резины или появления дыма необходимо поставить в известность проводника; курить только в установленных местах.

Для предупреждения автомобильных аварий и катастроф, обеспечения своей безопасности и выживания в случае катастрофы пассажиры должны предпринять следующие меры предосторожности:

· по возможности сесть на заднее сидение;

· по возможности сесть на середину заднего сидения;

· сидя на переднем сиденье обязательно пристегнуть ремень безопасности;

· не отвлекать водителя во время движения;

· во время движения постоянно следить за дорожной обстановкой, чтобы катастрофа не оказалась для вас внезапной;

· если вы сели в автомобиль в головном уборе, то не снимайте его, а натяните потуже, это может уменьшить при катастрофе травму головы;

· нельзя садиться боком по направлению движения, так как при резком торможении можете получить травму;

· детям нельзя вставать на колени и смотреть в заднее окно, при торможении можно разбить голову;

· не садитесь в автомобиль с пьяным водителем.

Пассажир автобуса, троллейбуса, трамвая после посадки должен принять следующие меры безопасности, помня, что:

· середина салона – самое безопасное место;

· лучше сидеть спиной вперед: меньше риска в случае резкого торможения;

· если сидите на сидении лицом вперед, то держитесь руками за спинку переднего кресла;

· сидеть по правому борту безопаснее, чем по левому - подальше от встречного потока автотранспорта;

· если стоите, то размещайте точки опоры (две ноги, руку на поручне) так, чтобы их вертикальная проекция на пол образовала треугольник большей площади;

· заранее посмотрите, куда вы будете падать в случае резкого торможения, и кто будет падать на вас;

· держаться за поручни требуется всегда обязательно.

Пассажир самолета после посадки в самолет должен принять следующие меры безопасности: быть в верхней одежде (она может спасти вас от ожогов); оставайтесь в обуви (возможно, вам придется идти по осколкам); необходимо снять галстук, шарф, очки, заколки, не держать в карманах авторучки; тщательно подогнать ремень безопасности; поинтересуйтесь, где находится кислородная маска.

Оценка радиационной обстановки

 

Оценка химической обстановки

 

Тема 1 Физическая природа и источники радиационной опасности для человека, объектов и природной среды

Вопросы:

1. Общие сведения.

2. Изотопы и радионуклиды. Радиоактивность.

3. Виды радиоактивных излучений.

4. Единицы активности радионуклидов.

 

Общие сведения

Одним из основных вопросов, представляющим научный практический интерес, является вопрос о действии радиации на человека и окружающую среду.

 К сожалению, достоверная научная информация по этому вопросу часто не доходит до населения, которое пользуется по этому поводу всевозможными слухами.

Радиация действительно смертельно опасна. При больших дозах оказывает серьезнейшие поражения тканей а при малых может вызвать рак и инициировать генетические дефекты, которые возможно появятся у детей и внуков человека, подвергшегося облучению или у его более отдаленных потомков. Но для основной массы населения самые опасные источники радиации – это не те, о которых больше всего говорят. Наибольшую дозу человек получает от естественных источников радиации. Радиация, связанная с развитием атомной энергетики, составляет лишь малую долю радиации порождаемой деятельностью человека, значительно большие дозы мы получаем от других, вызываемых гораздо меньше нареканий, форм этой деятельности (например: применение рентгеновских лучей в медицине). Кроме того, такие формы повседневной деятельности, как сжигание угля и использование воздушного транспорта, в особенности же постоянное пребывание в хорошо герметезированных помещениях могут привести к значительному увеличению уровня облучения за счет естественной радиации. Резерв уменьшения радиационного облучения – уменьшение этой деятельности, а не огульная радиофобия.

1.1. Историческая справка

Рентгеновское излучение было открыто в 1895 году немецким ученым Вильямом Рентгеном.

В 1896г. французский ученый Анри Беккерель открыл излучение урана( положил в ящик стола фотопластинки и придавил их породой, содержащей уран, затем проявил.

В 1898г. польские ученые Мария Складовская-Кюри и ее муж Пьер Кюри установили, что уран после излучения превращается в другие элементы: полоний и радий («испускающий лучи»). Этими учеными и было введено понятие радиоактивности.

Радиоактивность – самопроизвольное превращение ядер изотопов одного химического элемента в другие, при этом происходит испускание определенных частиц или электромагнитного излучения. Иначе, это процесс самопроизвольного превращения одних радионуклидов в другие нуклиды, который сопровождается излучением.

В 1911г. – Э.Резерфорд установил строение атома ( «атамос» - по гр. неделимый). До XIX века атом считался неделимым. Однако, строение атома подобно строению солнечной системы: вокруг ядра, состоящего из протонов и нейтронов движутся электроны. Резерфорд считал ядро неделимым, однако в последствии было установлено, что не только ядро состоит из протонов и нейтронов, но и они в свою очередь делятся на более мелкие частицы – кварки.

Общее название протонов и нейтронов – нуклоны. Ядро размещается в центре атома и в 100 000 раз меньше размеров самого атома, но rядра значительно больше общей плотности атома, поэтому Mядра»Mатома, хотя dядра=10-15м, а dатома=10-10м. Протоны и нейтроны относятся к разряду элементарных частиц, их основные характеристики: q, m, устойчивость. Mя и элементарных частиц измеряют в атомных единицах массы (а.е.м.). Принято, что 1а.е.м.= 1/12MизотопаС12=1,667×10-27кг. (ранее эталоном был О8).

Протоны – принадлежат к классу устойчивых стабильных частиц. Число протонов в ядре определяет к какому химическому элементу относится данный атом: Н - 1; О – 8; U –92. В каждом атоме число электронов в точности равно числу протонов в ядре. Каждый электрон несет отрицательный заряд, равный по абсолютной величине заряду протона, так что в целом атом нейтрален.

Нейтроны – незаряженные частицы в свободном состоянии неустойчивы (существуют 11-16сек). В ядре делаются устойчивыми, число их может быть различно ( в отличии от протонов ядре). MN=1,00897 а.е.м. »MР=1,00758 а.е.м. и в 1840 раз больше Mе (массы электрона).

Сумма всех протонов и нейтронов в ядре – это целое число и называется – массовое число. Массовое число записывают слева вверху, а заряд ядра слева внизу Пример: 1122Na – это значит у натрия массовое число 22, а заряд 11, т.е. в нем 11 протонов и 11 нейтонов.

92238U – массовое число 238, заряд 92Þ 92 протона и 146 нейтронов.

92235U – массовое число 235, заряд 92Þ 92 протона и 235-92=143 нейтрона.

Ядерные протоны и нейтроны мощно связаны один с одним ядерными силами притяжения, удерживающие нуклоны в ядрах. Энергия связи частиц в ядрах составляет несколько Мега Э-в. Установлено, что ядерные силы, действующие в парах ядерных частиц (протон-протон, протон-нейтрон, нейтрон-протон) - равны и не зависят от заряда частиц. Характерная особенность ядерных сил заключается в том, что они достигают очень большой величины на малых удалениях от ядра (размер 9×10-15м). При увеличении расстояния ядерные силы резко уменьшаются. При этом, одноименно заряженные протоны отталкиваются, однако, в большинстве элементов силы притяжения больше сил отталкивания.

Однако, у тяжелых элементов, например торий-234 (90234Тh – 90 протонов, 144 нейтрона) - электростатические силы отталкивания больше сил притяжения. В этом случае начинаются процессы самопроизвольного распада ядер с менее устойчивого положения в более устойчивое: - это и есть радиоактивность.

 Вокруг ядра по замкнутым орбитам движутся электроны, которые имеют отрицательный заряд. Возможные орбиты электронов объединяются в систему оболочек, каждая из которых удерживает определенное количество орбит: 1. К – 2 орбиты (2 электрона); 2. L – 8; 3.М – 18; N – 32 и т.д. (N=2n2, где n – номер уровня, N–число электронов).

Электроны внешней оболочки наименее связаны с ядром – их называют валентными. Размеры электронных оболочек определяются размерами атома. ½Sqвсех электронов½=½Sqядра½, т.е. Nэл=Nпр, т.е. порядковый номер элемента обозначает количество электронов (или протонов). Электроны вращаются по круговым эллиптическим орбитам вокруг ядра. 

Итак: атом – это наимельчайшая частица химического элемента, которая сохраняет все его свойства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...