Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ (ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Как уже говорилось, одно из теоретических «пониманий» воспитания включает в себя трактовку его как управление развитием личности. Цикл любого управления заканчивается анализом характера свершившихся процессов, а также результатов действий управляющих. Обычно правильным вариантом такого анализа считается хорошая диагностика, измерение результатов и процессов с соответствующими итоговыми числами, позволяющими увидеть, какова динамика явления — позитивная или негативная, стагнация или, может быть, какой-нибудь более сложный вариант. Однако в практике воспитания тема анализа его результатов выглядит гораздо более сложной и запутанной. Первая группа вопросов, которые возникают в связи с этим, относится к собственно диагностике: что, как, кто, кого, сколько раз и зачем будет диагностировать(ся). Вторая группа ставит под сомнение или ограничивает саму идею количественной диагностики: не является ли более важной фиксация фактов тех или
221
иных процессов, их качественного изменения без введения соответствующей цифири? Нельзя лиограничиться «ощущениями самих организаторов воспитания? Ведь их интуиция, восприятие ощущение (особенно если воспитатели — люди опытные) делают иногда более глубоким и быстрым процесс анализа. Начнем с интуитивного ощущения воспитательного результата — можно ли на него опираться? Чтобы ответить на этот вопрос, напомним основные характеристики интуиции. Интуитивные выводы — результат бессознательной активности человека. Интуиция рождается, существует как результат «свернутого» в бессознание опыта человека. Опыт становится источником интуиции, если он проживается, переживается человеком как значимый, эмоциональный процесс. След опыта в бессознательном порождает интуитивные выводы, если эмоциональная «дорожка» от прошлого к настоящему «протоптана». Если между прошлым опытом и настоящим — барьер, то интуиция не срабатывает. Механизмы сворачивания опыта в бессознательное и его включения в ситуации анализа настоящего у разных людей различны. Можно, следовательно, говорить о различиях полноты и точности интуиции у разных людей. Вообще говоря, больший опыт предрасполагает к лучшей интуиции. (Это отражено в замечательном афоризме: «Научиться художественному вкусу просто — надо просмотреть 10 тысяч картин, и вкус появится». Воспитательная интуиция — это эмоционально воспринятые «10 тысяч» воспитательных ситуаций.) Интуитивные выводы — важная реальность. Их точность — в определенной мере результат опыта. Но эту точность необходимо подтверждать рациональными средствами, если руководитель хочет сделать выводы фактом не личного, а общего действия и размышления. На уровне же индивидуального действия проверка выводов интуиции «внешними» средствами нужна прежде всего для укрепления собственной веры в правильность понимания конкретной ситуации и ее перспектив. Методическая подсказка. Схема работы руководителя со своей интуицией: - запишите свои интуитивные выводы; - уберите со стола подальше, не обращая на них внимания; - проведите соответствующую диагностическую и (или) рефлексивную работу; - сравните те и другие выводы и поверьте тому, чему хочется поверить (иногда это могут быть и первоначальные интуитивные суждения — любая диагностика тоже неточна по своей природе, любая рефлексия многозначна). Можно назвать небольшое количество необходимых условий подготовки, организации, проведения диагностических мероприятий, без работы с которыми «диагностический выстрел» может
222 оказаться холостым, не даст нужных для организации воспитания данных. Условие повторяемости. Смысл любого измерения в контексте управления процессом — сравнение двух и более срезов. В противном случае диагностика не носит управленческого характера. Условие соответствия содержания и формы диагностических заданий возрастным и социальным особенностям школьников. Особенно серьезные проблемы возникают с диагностическим материалом для младших школьников. Впрочем, и в диагностической работе с подростками есть свои проблемы. Так, в одном пробном исследовании выяснилось, что в задании «Оцените творческую атмосферу в вашем классе» слово «творческую» не поняли дне трети восьмиклассников. Условие мотивированности заданий. Диагностические задания должны быть в той или иной мере интересны для школьников и иметь для них смысл, значение, цель. Условие достоверности и валидности применяемых методик. Руководитель и реализаторы диагностики должны быть уверены, что их диагностический инструментарий измеряет именно то качество, те особенности, что были заявлены в целях.
Анекдотический пример: школа, на уровне целеполагания заявив о воспитании патриотизма, в качестве диагностического показателя использовала отношение школьников к работе на пришкольном участке, воспринимавшейся детьми как чисто учебная повинность. Никакого патриотического смысла в эту деятельность никто из педагогов не вносил (да и вряд ли это было нужно), но предполагалось, что работа на пользу школы автоматически ведет к воспитанию «местного» школьного патриотизма, а от него к патриотизму большому. Условия объективности. Уменьшение, насколько это возможно, влияния вольных и невольных подсказок педагогов на ответы, мнения, суждения школьников; проведение диагностической работы в обычные, рабочие дни; отказ от ее проведения в экстремальных ситуациях (вдруг возникших конфликтов, положительных или отрицательных эмоциональных взрывов и т.п.). Условие защищенности ситуации и результатов диагностики для конкретных школьников. Для этого специальными приемами (анонимностью ответов, использованием заданий, требующих минимальных «письменных усилий», разъяснением общей пользы) следует постараться уменьшить недоверие школьников к диагностированию. Создание этих условий свидетельствует о необходимой культуре диагностической работы.
1 В описании условий эффективной диагностики мы опираемся на разработки В.Р. Ясницкой. 223 При проведении школьных диагностик чаще всего нарушает условие объективности. иллюстрацией может служить знаменитая фраза - возмущение учителя: «Что они пишут! Они же пишут неправильно. Я же знаю (!?), как было в действительности».
Приведем в качестве модели вариант диагностики, который может быть модифицирован под широкий спектр целей и задач воспитательной деятельности1. Предметом диагностики в данном случае является вовлеченность школьников в воспитательные ситуации (в общешкольные коллективные дела) и их отношение к ним. Соответственно используются два критерия результата: «критерий факта» и «критерий отношения». Критерий факта. В качестве показателей на уровне факта в этой модели используется мера включенности учащихся в конкретные школьные дела, мероприятия, акции. Градация меры участия осуществляется как фиксация позиций: - не участвовавший в деле, мероприятии (символ «Н»); - пассивный участник (слушатель, зритель — символ «У»); - активный участник («говорил», «бежал», «выступал», «красил» и пр. — символ «А»); - организатор (символ «Ор»). Психологический подтекст такой градации очевиден: деятельность влияет на личность в меру включенности человека в ее свершение. Соответствующими индексами (численными показателями) по критерию факта в данном случае являются процент участников от всех школьников, занимающих названные позиции в конкретном деле, и средний процент ко всем делам, мероприятиям, если подводятся итоги какого-то промежутка времени: полугодия, года и т.д. Критерий отношения. В данной модели он дробится на два частных критерия: отношение учащихся к школьным делам, мероприятиям, акциям и восприятие ими школы, класса в целом (точнее, атмосферы, отношений в школе, классе). Показателем по первому параметру будет школьная оценка, по второму — характер и количество различных вариантов ответов — оснований. Соответствующие индексы по первому показателю — средний балл и разброс оценок (если применять статистику — дисперсия или среднеквадратичное отклонение показателей). Оценка разброса — очень важный показатель. Один и тот же средний балл при разных разбросах говорит о разном. Если разброс большой — это означает поляризацию участников опроса. Такие же методические приемы можно использовать для расшифровки второго параметра — восприятие школы, класса.
1 Модель была опробована в деятельности заместителей директоров по воспитательной работе Ульяновской области. См. подробнее: Директор школы. — 1997.-№ 2. 224
Сам ход диагностики в этом случае таков, школьникампредлагают оценить по семибалльной (варианты полярной, графическо-символической или даже семипозиционной цветовой — «радуге») шкале атмосферу, отношения, образ школы, класса. При этом конкретные параметры задаются в полярной форме в соответствии с целями воспитания в школе. Например: «доброжелательная — недоброжелательная школа», «творческая — нетворческая», «трудолюбивая — нетрудолюбивая», «заботящаяся о природе — не заботящаяся о природе», «патриотическая — непатриотическая», «справедливая — несправедливая» и т.д. Так же как и в первом параметре, возможен добавочный вопрос, требующий аргументации, обоснования ответа. Кстати, сами ни добавочные вопросы об основаниях оценивания могут быть и в открытом виде, когда возможны любые ответы, и в закрытой форме, когда дается перечень версий ответов и задание требует выбрать свою версию. Сам перечень также имеет смысл увязывать с предполагаемыми результатами и версиями эффектов. Методическая подсказка. Вариант оценки результативности воспитательной работы1.
Цель воспитания в школе: создание опыта доброжелательного, заботливого общения. Задание: «Оцени по семибалльной шкале доброжелательность — недоброжелательность общения в нашей школе. Выбери причину обоснования своей оценки из предложенных ниже. Можно указать не более трех ответов». Приведем версию списка таких ответов-оснований: - потому чтоу нас заботятся друг о друге; - потому что люди у нас вежливые; - потому что школа у нас справедливая; - потому что у нас много грубостей; - потому что бывают несправедливости; - если хочешь, напиши здесь другой ответ. Подчеркнуты ответы, корреспондирующие с целью. Другие ответы скорее говорят о наличии некоторых педагогических эффектов, чем о целенаправленно достигнутых результатах. Для самооценки логики деятельности по измерению результатов воспитания может быть использован следующий опросник. 1. Перед тем как измерить результаты воспитания, обратите внимание, конкретизирована ли вами цель воспитания как образ его результата; ограничено ли число критериев достижения этой цели? 2. Какие критерии — факта, отношения или другие характеристики, отражающие цель, вы использовали?
1 В приложениях 1 — 3 дано несколько вариантов анкет, с помощью которых можно оценить результативность и эффективность воспитательной работы в условиях школы. 225
3. Конкретизировали ли вы отобранные критерии на эмпирических показателей, которые и станут предметом измерения с помощью определенных методов? 4. Какова численная мера выраженности отобранных вами показателей (средний балл, процент, ранг-место среди анализируемых воспитательных феноменов)? 5. Какие методы и методики измерения вы будете использовать и почему именно эти (их преимущества в вашей ситуации) ? 1. Определите, в чем для вас как педагога проявляется воспитанность человека. Он всегда действует в рамках закона? (Но существуют разные законодательства.) Его поведение соответствует требованиям морали? (В мире много моральных кодексов.) Он знает соблюдает этические правила и принципы? (Этические максимы различные.) Руководствуется в поступках и их оценке совестью? (Совесть всех одна?) Руководствуется положительными мотивами, относится «по-человечески» к людям, природе, животным и др.? Обратите внимание, что круг личностных качеств, необходимых, каждого из названных вариантов, будет различным. 2. Согласны ли вы с утверждением В. Франкла, который заметил, что чем более специфичен человек, тем менее он соответствует норме, тем больше личность «соответствует некому стандартному среднему ниже она в нравственном отношении»1? Свой ответ мотивируйте.
ЛИТЕРАТУРА
Байбородова Л. В., Паладьев С.Л., Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы: Учебно-методическое пособие. - Псков, 1994. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод, рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. — М., 2003. Данилов С.В., Казакова Е.И. Концепция эффективного воспитания. Теоретические тезисы, практические жизненные принципы и реальные житейские истории воспитательной службы гимназии № 56. — СП 1996. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 772. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |