Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выбор критериев оценки
Выбор глубины проработки критериев и показателей оценки воспитательной деятельности осуществляется в практике по-разному: 1) на глазок, интуитивно; 2) с помощью целенаправленного накопления и сравнения фактов; 3) на основе научного исследования (проведение замеров, экспериментальная работа); 4) на основании выбранной системы показателей; 5) на уровне устойчивой тенденции (стал лучше себя вести, перестал драться, больше не обманывает); 6) на уровне ситуативных проявлений (добрые поступки, проявления самостоятельности, факты внимания к другим людям, неожиданные зрелые оценочные суждения).
Обобщая сказанное, вероятно, следует признать, что критерии результата воспитания делятся на две группы: а) критерии факта, или состояния (т.е. качества), и б) критерии уровня (количественные). В первую группу должны войти критерии с двухбалльной оценкой (наличие, отсутствие), во вторую — критерии, отражающие степень выраженности определенных параметров результата. Предложенная классификация критериев результативности способна существенно упростить как анализ воспитательной практики, так и решение исследовательских задач (табл. 1). Однако открытым остается еще один важный вопрос — о показателях результата воспитания как деятельности. Одним из таких показателей является воспитанность.
216
Анализируя научные подходы к пониманию результативности воспитательной деятельности, не стоит забывать, что «в быту» на уровне здравого смысла наиболее общим показателем результативности воспитания принято считать воспитанность. Действительно, каждый родитель и педагог мечтает, чтобы его подопечные были хорошо воспитаны. Результатом воспитания, по мнению В. И.Гинецинского, являются устойчивые механизмы регулирования активности. Но какие? Внешние или внутренние? Или те и другие? Для окружающих людей воспитанность проявляется прежде всего во внешней реакции человека на социальные требования, которые диктует ему определенная среда, в формах самопрезентации, в доминирующих поступках. Таким образом, начинает вырисовываться общий круг показателей воспитанности: - поведение (поступки, действия, личностные проявления); - мотивы деятельности; - система отношений; - ориентация в окружающем культурном контексте; - самооценка. Для того чтобы разобраться в том, что такое воспитанность, вероятно, предварительно следует задаться вопросом: кто же он,
217 воспитанный человек? Если воспитание – это «питание наилучшей образовательной пищей», то, может быть, это тот, кто впитал в себя все лучшее? Но впитал, как губка? Пассивно? Или при собственном активном участии? Еще раз обратимся к семантическим подсказкам. Что подсказывает язык? Мудрый и чуткий, он сразу схватывает смысловом парадокс, таящийся в выражении «дать хорошее воспитание». Можно давать какое угодно хорошее воспитание, но всегда ли другая сторона будет в нем заинтересована? (Ведь неслучайно говорят: не взять, а получить хорошее воспитание!) Все ли при этом задумываются, что означают хорошо знакомые слова: он(а) получил(а) хорошее воспитание? От кого получили, когда? Что именно было получено? Воспитанники увидели с помощью педагога достойные образцы, примеры (универсальные или действительные только для своей среды?). Они обучены соответствующим нормам поведения? Знают, как себя вести в том или ином случае? Во все времена перед педагогом стояла задача воспитать ребенка так, чтобы он мог хорошо себя вести. Чтобы нашлись внутренние силы противостоять всему, что снаружи и изнутри мешает, не дает двигаться в нужном, человеческом направлении, чтобы он был «собственным своим воспитателем» (П. Г. Редкий). Поэтому одним из наиболее явных и значимых проявлений (показателей) воспитанности, подвергающихся социальной оценке, принято считать поведение человека. В типе и форме поведения так или иначе отражается актуальный итог деятельности воспитателей. Что означает: «хорошо (или плохо) себя вести». В данном случае природа воспитательного эффекта обнаруживается в самом словосочетании. Оно указывает на то, что регулятивы проявления воспитанности находятся внутри, в субъективном мире человека. Воспитанный человек становится сам себе «водителем», воспитателем, «регулировщиком поведения». (Ср. с этимологией слова «педагог» — ведущий ребенка.) Но если умеешь вести себя, то важно знать, куда и зачем. Поведение — это фактически ведение в соответствии с чьим-то указанием. (Сделать по-вашему, по-своему, по-чьему-то велению.) Чтобы вести себя, необходимо отношение к себе как ведущему, т. е. человеку, способному самостоятельно выбирать направление, управлять своим движением, отвечать за его результаты. При этом важен мотив хорошего поведения. Можно ведь вести себя хорошо со страху, т. е. боясь наказания или опасаясь осуждения, насмешки со стороны окружающих. Но будет ли это подлинным проявлением воспитанности? Действительно воспитанный человек в рамках органичной для него культуры совершает свои поступки осознанно и свободно. Причем он поступает так не по-
218
тому, что боится порицания за неправильное поведение, а потому, что не может поступить иначе. Самой сложной задачей, решить которую необходимо уже на этапе целеполагания, становится выделение структуры воспитанности как качества, соответствующего поставленной цели. Оно позволяет зафиксировать факт его наличия или отсутствия в действительности. Например, в качестве показателей воспитанности могут выступить: - позитивно мотивированная включенность в социально-культурную деятельность; - устойчивая тенденция к совершению достойных поступков как результат осмысленного выбора; - способность поддерживать развивающую (развивающуюся) систему отношений; - наличие установки на самосовершенствование. Методическая подсказка. Для того чтобы внести определенность в будущий или настоящий результат своей воспитательной деятельности, попробуйте проанализировать по отношению к «объекту» своего педагогического влияния следующее: - какой тип отношений (связей) для вас представляется организующим (интегрирующим) началом в структуре личности: субъекта, индивидуальности, человека (чувство долга, забота, ответственность, состязательность и др.); - что в первую очередь ожидают от личности (группы, класса), с которой вы работаете, окружающие люди: родители, ваши коллеги, общество в целом (самостоятельности, агрессии, сострадания, принципиальности, предприимчивости, бдительности и др.); - какие доминирующие внешние проявления (личностные, субъектные), эффекты, с вашей точки зрения, выступают «здесь и сейчас» как приоритетные; - за счет чего (с какого уровня, извне или изнутри) перечисленные выше свойства и характеристики координируются, гармонизируются, образуя единое целое или, напротив, разрушая качественную целостность (нормированная жизнедеятельность, жесткий контроль, верность традициям коллектива, семьи, самодисциплина, наличие идеала и др.). Аналогичный анализ может быть произведен «другой стороной», т.е. воспитанниками по отношению к себе. При этом, конечно, следует задать его параметры в более доступной словесной форме. И все же остается вопрос: воспитанность и результат воспитания — это одно и то же? Результатом чего предстает воспитанность? Того, что существовало в человеке изначально? Того, что было привнесено, улучшено в ходе воспитания? Того человеческого, что пробилось вопреки нечеловеческим условиям (воспитателя, самой личности)? 219 Есть знакомая всем бытовая формулировка воспитанности: Он (а) вырос(ла) хорошим человеком». И встречный вопрос: сами они выросли хорошими или кто-то помог? А если наоборот, мешали (обстоятельства, окружающие люди)? В данном случае воспитанность результат чего? По уровню воспитанности человек может опережать общество в его массе. Может значительно отставать от него. (Может даже, по образному выражению одного из учителей, находиться «на уровне плинтусов».) О воспитанности человека можно судить только в совокупности внутренних и внешних проявлений. Внешняя форма предъявления себя должна отвечать требованию культуросообразности. Идентификация, опознавание социально-культурной принадлежности личности идет, как правило, по формальным признакам (по одежке встречают), т.е. ребенку как можно раньше следует прививать знание о должном, о принятом. Формирующееся встречное, субъективное отношение к должному, свое представление о нем составляет основу формирования внутренних мотивов и регулятивов деятельности. Внешняя форма выражения воспитанности всегда конвенциональна и обусловлена социокультурной ситуацией. Необходимость педагогически зафиксировать эти формы в виде норм — одно из условий проявления воспитанности в ее социальном понимании (обучение манерам, ритуальность действий, употребление соответствующей лексики, регламентация взаимодействия). Через проживание, подражание, упражнение, регламентацию, нормирование вырабатываются соответствующая привычка, навык, создающие впечатление воспитанного человека для носителей аналогичной культуры. Внутренние основания (опора) воспитанности — нравственные устои дают постоянство в реакции, отношении (сакраментальная фраза всех служебных и партийных характеристик недавнего времени — морально устойчив, характер стойкий). Именно они приводят в соответствие, согласуют (рассогласовывают) поведение человека с ожиданиями окружающих. Основываются на чувствах, мотивах, потребностях, установках. Требуют глубинной работы. Тот или иной вариант воспитанности являет собой результат действия системы в целом, воспитателей, самой личности. Подведем некоторые итоги. 1. В качестве результата воспитания не стоит рассматривать чисто количественные показатели (направления работы, проведенные мероприятия, переданные знания, сформированные умения, взгляды и т.д.). 2. Результатом воспитательной деятельности в самом общем виде можно считать положительную динамику свойств предмета воспитания относительно заявленных целей.
220
3. Успешность воспитательной деятельности ведет к пилуче-пию иного качества педагогического процесса. Оно одновременно реализуется как на стороне каждого из его субъектов (педагога и воспитанника), так и на уровне их совместной деятельности (взаимодействия), в занимаемой позиции и совершаемых поступках. 4. Показателями воспитанности выступают поступки и их мотивы. 5. При оценке эффективности воспитания в поле зрения должны попадать не только результаты развития воспитанников, но и мера актуализации личностных потенциалов педагогов.
? 1. По мнению академика Российской академии образования Л.И. Новиковой, «основными показателями воспитанности человека можно считать гуманизм, интеллигентность, ответственность, креативность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и поступках, самостроительство, ориентацию на общечеловеческие ценности»1. Считаете ли вы этот ряд характеристик полным, избыточным, недостаточным? Предложите свой вариант показателей воспитанности. 2. Хорошо ли, на ваш взгляд, был воспитан герой романа Ф.М. Достоевского «Идиот» князь Л.Н. Мышкин? Ответ мотивируйте. |
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 1077. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |