Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Выбор критериев оценки

 

Выбор глубины проработки критериев и показателей оценки воспитательной деятельности осуществляется в практике по-раз­ному:

1) на глазок, интуитивно;

2) с помощью целенаправленного накопления и сравнения фактов;

3) на основе научного исследования (проведение замеров, эк­спериментальная работа);

4) на основании выбранной системы показателей;

5) на уровне устойчивой тенденции (стал лучше себя вести, перестал драться, больше не обманывает);

6) на уровне ситуативных проявлений (добрые поступки, про­явления самостоятельности, факты внимания к другим людям, неожиданные зрелые оценочные суждения).

 

Обобщая сказанное, вероятно, следует признать, что крите­рии результата воспитания делятся на две группы: а) критерии факта, или состояния (т.е. качества), и б) критерии уровня (ко­личественные).

В первую группу должны войти критерии с двухбалльной оцен­кой (наличие, отсутствие), во вторую — критерии, отражающие степень выраженности определенных параметров результата. Пред­ложенная классификация критериев результативности способна существенно упростить как анализ воспитательной практики, так и решение исследовательских задач (табл. 1).

Однако открытым остается еще один важный вопрос — о по­казателях результата воспитания как деятельности. Одним из та­ких показателей является воспитанность.

 

216

 

Группа критериев оценки Критерии процесса Критерии результата
Критерии факта (качественная определенность)             Наличие или отсутствие конкретных признаков, характеризующих целостную определенность процесса, его концептуальные признаки (например критерии 3.А. Мальковой и Л. И. Новиковой)     Наличие или отсутствие типологических признаков, характеризующих целостную определенность субъектом процесса, (воспитанника и педагога), их мировоззренческие позиции
Критерии уровня (количественные отношения) Степень выраженности определенных характеристик  процесса, эффективности его влияния на от дельные свойства и личности в целом.            Степень выраженности определенных личностных свойств, сформированности знаний, умений, опыта чувств и т.д.

 

 

Анализируя научные подходы к пониманию результативности воспитательной деятельности, не стоит забывать, что «в быту» на уровне здравого смысла наиболее общим показателем результа­тивности воспитания принято считать воспитанность. Действитель­но, каждый родитель и педагог мечтает, чтобы его подопечные были хорошо воспитаны.

Результатом воспитания, по мнению В. И.Гинецинского, яв­ляются устойчивые механизмы регулирования активности. Но ка­кие? Внешние или внутренние? Или те и другие? Для окружаю­щих людей воспитанность проявляется прежде всего во внешней реакции человека на социальные требования, которые диктует ему определенная среда, в формах самопрезентации, в доминирующих поступках. Таким образом, начинает вырисовываться об­щий круг показателей воспитанности:

- поведение (поступки, действия, личностные проявления);

- мотивы деятельности;

- система отношений;

- ориентация в окружающем культурном контексте;

- самооценка. Для того чтобы разобраться в том, что такое воспитанность, вероятно, предварительно следует задаться вопросом: кто же он,

 

217

воспитанный человек? Если воспитание – это «питание наилучшей образовательной пищей», то, может быть, это тот, кто впитал в себя все лучшее? Но впитал, как губка? Пассивно? Или при собственном активном участии?

Еще раз обратимся к семантическим подсказкам. Что подсказывает язык? Мудрый и чуткий, он сразу схватывает смысловом парадокс, таящийся в выражении «дать хорошее воспитание». Можно давать какое угодно хорошее воспитание, но всегда ли другая сторона будет в нем заинтересована? (Ведь неслучайно го­ворят: не взять, а получить хорошее воспитание!)

Все ли при этом задумываются, что означают хорошо знако­мые слова: он(а) получил(а) хорошее воспитание? От кого полу­чили, когда? Что именно было получено? Воспитанники увидели с помощью педагога достойные образцы, примеры (универсаль­ные или действительные только для своей среды?). Они обучены соответствующим нормам поведения? Знают, как себя вести в том или ином случае?

Во все времена перед педагогом стояла задача воспитать ре­бенка так, чтобы он мог хорошо себя вести. Чтобы нашлись внут­ренние силы противостоять всему, что снаружи и изнутри меша­ет, не дает двигаться в нужном, человеческом направлении, чтобы он был «собственным своим воспитателем» (П. Г. Редкий). По­этому одним из наиболее явных и значимых проявлений (пока­зателей) воспитанности, подвергающихся социальной оценке, принято считать поведение человека. В типе и форме поведения так или иначе отражается актуальный итог деятельности воспи­тателей.

Что означает: «хорошо (или плохо) себя вести». В данном слу­чае природа воспитательного эффекта обнаруживается в самом словосочетании. Оно указывает на то, что регулятивы проявления воспитанности находятся внутри, в субъективном мире человека. Воспитанный человек становится сам себе «водителем», воспита­телем, «регулировщиком поведения». (Ср. с этимологией слова «педагог» — ведущий ребенка.) Но если умеешь вести себя, то важно знать, куда и зачем. Поведение — это фактически ведение в соответствии с чьим-то указанием. (Сделать по-вашему, по-сво­ему, по-чьему-то велению.)

Чтобы вести себя, необходимо отно­шение к себе как ведущему, т. е. человеку, способному самостоя­тельно выбирать направление, управлять своим движением, отве­чать за его результаты.

При этом важен мотив хорошего поведения. Можно ведь вести себя хорошо со страху, т. е. боясь наказания или опасаясь осужде­ния, насмешки со стороны окружающих. Но будет ли это подлин­ным проявлением воспитанности? Действительно воспитанный человек в рамках органичной для него культуры совершает свои поступки осознанно и свободно. Причем он поступает так не по-

 

218

 

тому, что боится порицания за неправильное поведение, а потому, что не может поступить иначе.

Самой сложной задачей, решить которую необходимо уже на этапе целеполагания, становится выделение структуры воспитан­ности как качества, соответствующего поставленной цели. Оно позволяет зафиксировать факт его наличия или отсутствия в дей­ствительности.

Например, в качестве показателей воспитанности могут вы­ступить:

- позитивно мотивированная включенность в социально-куль­турную деятельность;

- устойчивая тенденция к совершению достойных поступков как результат осмысленного выбора;

- способность поддерживать развивающую (развивающуюся) систему отношений;

- наличие установки на самосовершенствование.

Методическая подсказка. Для того чтобы внести опре­деленность в будущий или настоящий результат своей воспита­тельной деятельности, попробуйте проанализировать по отноше­нию к «объекту» своего педагогического влияния следующее:

- какой тип отношений (связей) для вас представляется орга­низующим (интегрирующим) началом в структуре личности: субъекта, индивидуальности, человека (чувство долга, забота, ответственность, состязательность и др.);

- что в первую очередь ожидают от личности (группы, класса), с которой вы работаете, окружающие люди: родители, ваши кол­леги, общество в целом (самостоятельности, агрессии, сострада­ния, принципиальности, предприимчивости, бдительности и др.);

- какие доминирующие внешние проявления (личностные, субъектные), эффекты, с вашей точки зрения, выступают «здесь и сейчас» как приоритетные;

- за счет чего (с какого уровня, извне или изнутри) перечис­ленные выше свойства и характеристики координируются, гар­монизируются, образуя единое целое или, напротив, разрушая качественную целостность (нормированная жизнедеятельность, жесткий контроль, верность традициям коллектива, семьи, само­дисциплина, наличие идеала и др.).

Аналогичный анализ может быть произведен «другой сторо­ной», т.е. воспитанниками по отношению к себе. При этом, конеч­но, следует задать его параметры в более доступной словесной форме.

И все же остается вопрос: воспитанность и результат воспита­ния — это одно и то же? Результатом чего предстает воспитан­ность? Того, что существовало в человеке изначально? Того, что было привнесено, улучшено в ходе воспитания? Того человече­ского, что пробилось вопреки нечеловеческим условиям (воспи­тателя, самой личности)?

219

Есть знакомая всем бытовая формулировка воспитанности: Он (а) вырос(ла) хорошим человеком». И встречный вопрос: сами они выросли хорошими или кто-то помог? А если наоборот, мешали (обстоятельства, окружающие люди)? В данном случае воспитанность результат чего?

По уровню воспитанности человек может опережать общество в его массе. Может значительно отставать от него. (Может даже, по образному выражению одного из учителей, находиться «на уров­не плинтусов».)

О воспитанности человека можно судить только в совокупно­сти внутренних и внешних проявлений. Внешняя форма предъяв­ления себя должна отвечать требованию культуросообразности. Идентификация, опознавание социально-культурной принадлеж­ности личности идет, как правило, по формальным признакам (по одежке встречают), т.е. ребенку как можно раньше следует прививать знание о должном, о принятом. Формирующееся встреч­ное, субъективное отношение к должному, свое представление о нем составляет основу формирования внутренних мотивов и регулятивов деятельности.

Внешняя форма выражения воспитанности всегда конвенцио­нальна и обусловлена социокультурной ситуацией. Необходимость педагогически зафиксировать эти формы в виде норм — одно из условий проявления воспитанности в ее социальном понимании (обучение манерам, ритуальность действий, употребление соот­ветствующей лексики, регламентация взаимодействия). Через про­живание, подражание, упражнение, регламентацию, нормирова­ние вырабатываются соответствующая привычка, навык, созда­ющие впечатление воспитанного человека для носителей анало­гичной культуры.

Внутренние основания (опора) воспитанности — нравственные устои дают постоянство в реакции, отношении (сакраментальная фраза всех служебных и партийных характеристик недавнего вре­мени — морально устойчив, характер стойкий). Именно они при­водят в соответствие, согласуют (рассогласовывают) поведение человека с ожиданиями окружающих. Основываются на чувствах, мотивах, потребностях, установках. Требуют глубинной работы.

Тот или иной вариант воспитанности являет собой результат действия системы в целом, воспитателей, самой личности.

Подведем некоторые итоги.

1. В качестве результата воспитания не стоит рассматривать чи­сто количественные показатели (направления работы, проведен­ные мероприятия, переданные знания, сформированные умения, взгляды и т.д.).

2. Результатом воспитательной деятельности в самом общем виде можно считать положительную динамику свойств предмета вос­питания относительно заявленных целей.

 

 

220

 

3. Успешность воспитательной деятельности ведет к пилуче-пию иного качества педагогического процесса. Оно одновремен­но реализуется как на стороне каждого из его субъектов (педаго­га и воспитанника), так и на уровне их совместной деятельно­сти (взаимодействия), в занимаемой позиции и совершаемых по­ступках.

4. Показателями воспитанности выступают поступки и их мо­тивы.

5. При оценке эффективности воспитания в поле зрения долж­ны попадать не только результаты развития воспитанников, но и мера актуализации личностных потенциалов педагогов.

 

? 1. По мнению академика Российской академии образования Л.И. Новиковой, «основными показателями воспитанности че­ловека можно считать гуманизм, интеллигентность, ответствен­ность, креативность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и поступках, самостроительство, ориентацию на общечело­веческие ценности»1.

Считаете ли вы этот ряд характеристик полным, избыточным, недо­статочным?

Предложите свой вариант показателей воспитанности.

2. Хорошо ли, на ваш взгляд, был воспитан герой романа Ф.М. Дос­тоевского «Идиот» князь Л.Н. Мышкин? Ответ мотивируйте.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 1077.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...