Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эффекты воспитательной деятельности
Любая воспитательная деятельность кроме результатов (как воплощения задуманных, заявленных целей) может иметь и другие последствия. Они появляются в итоге приложенных педагогических 212
усилий, но не являются воплощением целей. Это и есть эффекты (социальные, психологические, физиологические и др.). Как «побочное» явление они представляют собой параллельные изменения во внутренней и внешней структурах, которые иногда бывает трудно предусмотреть. Скажем, в туристском походе изменится система лидерства в классе, впервые оказавшемся в экстремальных условиях, хотя это и не будет входить в число непосредственных задач организаторов похода. На дальнейшей жизнедеятельности класса и результативности воспитательной деятельности это может сказаться по-разному. Следствием (эффектом) воспитания субъектности, заданной на уровне целей, нередко становится «избыточная» для педагогов и родителей самостоятельность и независимость воспитанников. Гражданственность, о которой так много говорится в последнее время, предусматривает не только законопослушание, но и умение отстаивать свои гражданские права. Подводя итоги семинара для преподавателей педагогических колледжей на тему «Воспитание субъектной позиции студентов», представитель Комитета по образованию с недоумением спросила: что же потом делать с таким количеством субъектов? Воспитательные эффекты носят различный характер. Прямые эффекты возникают как своеобразное «сопровождение» педагогического результата, выраженное хотя и в не запланированной, но прогнозируемой реакции воспитанников. Прямой эффект проявляется в поведении, действиях, личностных проявлениях, продуктивных достижениях, адекватных цели. В этом случае эффект усиливает, дополняет результат. Существует также обратный эффект. Он возникает в тех случаях, когда последствия педагогических действий оказались прямо противоположными намерениям (задачам), ради которых они предпринимались. Например, чтобы добиться от трудного подростка должного поведения, ему постоянно приводят в пример благополучного (хорошо успевающего, дисциплинированного) одноклассника, предлагают подражать ему в отношении к учебе или к товарищам, а в качестве эффекта получают агрессивную реакцию. Или, приобретя негативный опыт авторитарного давления воспитателя, ребенок твердо решает для себя никогда не относиться в будущем к своим детям так же, как этот воспитатель. В качестве побочных эффектов воспитательной деятельности можно расценивать последствия педагогических действий, не лежащие непосредственно в контексте воспитания, но способные оказать влияние на жизнедеятельность участников воспитательного процесса в целом. Например, в ходе коллективного творче-
213
ского дела старшеклассник случайно узнал о новойдля себя интересной сфере деятельности, что в дальнейшем послужило толчком к выбору профессии. В плане результативности воспитательной деятельности эффекты иногда оказываются более значимыми, нежели спрогнозированные результаты. Например, одним из важных эффектов, свидетельствующих о результативности воспитательной деятельности, становится профессионально-личностное (само)развитие педагога.
Если рассматривать процесс воспитания как двусторонний, то его результатом будет саморазвитие жизненной (или мировоззренческой) позиции не только воспитанника, но и самого педагога. Если эффективность воспитания принято измерять личностными приобретениями воспитанника, то это может быть отнесено в равной мере и к личности воспитателя, к тому, насколько приобщение к преобразованию личности воспитанника развивает его как человека и как профессионала.
Неслучайно, анализируя эффективность образовательного процесса через призму педагогического взаимодействия, Н.Ф. Радионова отмечает, что процесс взаимодействия педагогов и учащихся можно считать эффективным, если он реализует свою преобразовательную функцию одновременно по отношению: к предмету совместной деятельности, к воспитанникам и обязательно к самим воспитателям. Некоторые педагоги под результативностью понимают достижение такого качества организации деятельности воспитанников, которое обеспечивает возможность проявления ценностно-значимых личностных свойств или обогащение личного опыта жизненно необходимым содержанием. Однако поскольку представления педагогов об этом субъективны, то и понятие результативности воспитательной деятельности принимает субъективную окраску (Е.В. Титова).
Преобразование участников воспитательного процесса как показатель эффективности воспитательной деятельности.
Ряд педагогов в качестве основного результата воспитания называют саморазвитие ребенке, становление его субъектности. Есть педагоги, которые результатом воспитания считают личностный рост. Высшим результатом воспитания являются развитое чувство собственного достоинства, способность сочувствовать людям и стремление к свободе. А самым важным критерием эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, 214 позитивная система его отношений к миру, котораястроится на основе его положительной самооценки (И. Ц. Демакова).
При оценке результата воспитания не всегда бывает достаточным ориентироваться на внешние поведенческие проявления. Многие смысловые образования не могут быть поняты и исследованы вне их жизненного контекста, поэтому воспитателя должны интересовать не отдельные факты, а акты поведения, т.е. целостные ситуации и их взаимосвязи, в которых возникают и проявляются те или иные смысловые отношения к действительности. Часто индикаторами результативности могут служить лишь мотивы поведения. До сих пор в качестве результата воспитания мы рассматривали преобразование его субъектов. Однако специфика воспитательной деятельности состоит в том, что к ее важнейшим результатам относится преобразование самого процесса воспитания, переход его в новое качественное состояние. И.Д. Демакова предложила систему критериев оценки воспитательных усилий школы, имеющую глубокий психологический подтекст и основанную на оценке детьми того, в какой степени действие, инициированное педагогом, стало событием в их жизни. Говоря об эффективности воспитательной деятельности школы как коллективного субъекта воспитания, она вводит критерий событийности. При этом событийность совместной жизнедеятельности взрослых и детей понимается как наличие позитивного ценностно-эмоционального отклика на взаимодействие с педагогом. В этом контексте И.Д. Демакова пишет о судьбоносности воспитательного действия как способности стать поворотным пунктом в становлении личности или оказать незабываемое влияние на жизненную позицию. В качестве показателя того, что воспитание в школе было успешным, некоторые исследователи называют эмоционально-ценностное последействие, которое предполагает осознание выпускниками школьных лет как наполненных запоминающимися событиями. Так, американский ученый А. Эллис в качестве показателей успешности педагогической работы склонен рассматривать оптимизм выпускников школ, их активность, плюрализм, достоинство и стремление совершенствоваться'. Аналогичным показателем, по мнению его соотечественника У. Бэгли, является качество школьной жизни и ощущение от нее: «...пример и идеал сотрудничества, бодрости, верности долгу и истине, мужества и упорства перед лицом разочарования, настойчивых усилий по решению стоящих задач... лояльности по отношению к друзьям, семье, готовности не прятаться перед лицом фактов, ясного и честного размышления»2.
1 См.: Демакова И. Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. — Казань, 2003. - С. 111. 2 Там же. 215 Обобщим условия определения результативности воспитательной деятельности. 1. Принадлежность педагогической деятельности к сфере воспитания. 2. Наличие в сознании педагога четко сформулированных целей,задач воспитания, критериев и показателей достижения цели. 3. Владение системой процедур, позволяющих включать различных участников воспитательного процесса в рефлексию по поводу результатов и эффектов воспитательной деятельности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 1534. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |