Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка результативности воспитательной деятельности




В качестве воспитательного результата педагоги-практики называют самые разные явления:

- сплочение общешкольного коллектива,

- формирование актива,

- появление у школы (класса) своего лица,

- активность обучающихся в процессе подготовки и проведения мероприятий.

В качестве показателей результативности процесса воспитания предъявляются:

- успешность обучения,

- послушание,

- соблюдение социальных норм,

- дисциплинированность как интегральное качество личности, определяющее ценностное отношение человека к людям и проявляющееся в выполнении общепринятых норм поведения.

Своеобразным критерием воспитанности называется объем необходимой педагогической помощи – по принципу: чем меньше педагогической помощи необходимо, тем более человек воспитан.

В качестве воспитательного результата педагоги-практики называют самые разные явления: сплочение общешкольного коллектива, формирование актива, появление у школы своего лица, активность учащихся в процессе подготовки и проведения праздников.

В качестве показателей результативности процесса воспитании предъявляются: успешность обучения, послушание, соблюдение социальных норм, дисциплинированность как интегральное качество личности, определяющее ценностное отношение человека к людям и проявляющееся в выполнении общепринятых норм поведения.

Своеобразным критерием воспитанности называется объем необходимой педагогической помощи — по принципу: чем меньше педагогической помощи необходимо, тем более человек воспитан.

 

Понятие «результат» тесно связано с понятиями «цель» и «средство». Поэтому наиболее очевидный способ оценки результата — сравнение его с целью. В этом случае результативным можно считать то, что в максимальной степени приближено к цели, хотя туг же возникает вопрос не только о качестве, но и об источниках (носителях) и характере этой цели. Если первоначально цель были в ценностно-смысловом отношении отчуждена от участников вос­питательного процесса, можно ли считать ее достижение педаго­гическим успехом?

Из практики известно, что прогнозируемый и реальный результаты любого действия совпадают лишь отчасти и в той мере, в какой первоначальное средство—понятие тождественно реаль­ному средству, с помощью которого мы преобразуем предмет. Поэтому воспитатель должен быть готов к тому, что результат его действий всегда будет содержать в себе нечто новое по отношению к цели (Я.А.Пономарев, С.А.Расчетина, О.К.Тихомиров и др.).

Эта новизна может проявляться относительно цели как со зна­ком «плюс», так и со знаком «минус». Причина такого несоответ­ствия необязательно коренится в действиях самого педагога. Ею может стать и внутренняя позиция воспитанника.

 

Как раз второй вариант образно представлен в некогда популяр­ной песне о волшебнике-недоучке:

Даром преподаватели время со мною тратили.

Даром со мною мучился самый искусный Маг.

Мудрых преподавателей слушал я невнимательно,

Все, что ни задавали мне, делал я кое-как...

В цели воспитательной деятельности отражен мыслимый, пред­восхищаемый и в определенном смысле идеальный результат. Этот результат-образ рождается непосредственно в сознании субъекта деятельности. После завершения деятельности воспитатель полу­чает результат-реальность, который обычно включает две части: совпадающую с результатом-образом полностью или частично и

210

 

непредвиденную.Причем непредвиденные результаты могут оказаться позитивными с точки зрения их соответствия общей страте­гии деятельности и негативными.

Соотношение этих двух частей характеризует степень осознан­ности, прогностичности и целенаправленности деятельности. Результативность как свойство деятельности есть степень соответ­ствия ожидаемых и реально полученных результатов.

 

Некоторая путаница в профессиональное сознание вносится тем, что часто, говоря о результатах педагогической деятельности, име­ют в виду результаты педагогического процесса в целом.

Понятие «воспитательный процесс» содержательно вбирает в себя как деятельность воспитателя, так и деятельность воспитанников (учебную, трудовую, социальную, художественную, спортивную, ком­муникативную). Неслучайно педагогический процесс интерпретирует­ся так же, как «обмен деятельностями». Естественно полагать, что каждая из них имеет «собственные» результаты.

 

Вопрос о результатах воспитания решается на основе понима­ния значений и смыслов самого понятия воспитания. Если иметь и виду то значение, в котором понятие «воспитание» фактически совпадает с понятием «воспитательная деятельность», то вопрос этот переводится в плоскость рассмотрения проблемы результа­тов деятельности и результативной деятельности (а не прямого воздействия на личность).

Но поскольку представления педагогов о ценностной значи­мости личностных проявлений всегда субъективны, то и понятие результативности воспитательной деятельности также несет в себе субъективную окраску. Иными словами, представления о резуль­тативности воспитательной деятельности у различных субъектов организации воспитательного процесса могут не совпадать, так как могут не совпадать их представления о ценности и значимо­сти личностных проявлений воспитанников и желательном со­держании их личного опыта.

В связи с этим целесообразно различать, во-первых, норматив­но-объективную результативность воспитательной деятельности как официально признаваемый на данном этапе нормативный образ желательных результатов (воспитательных, практических, органи­зационно-методических); во-вторых, нормативно-субъективную — индивидуальные представления педагогов о желательных результа­тах (воспитательных, практических, организационно-методических).

В понятие «результаты воспитательной деятельности» включе­ны по меньшей мере три аспекта, как бы три слоя (уровня) по­тенциальных ее результатов. Два из них со всей очевидностью под­даются непосредственному наблюдению, а выявление третьего тре­бует приложения дополнительных усилий самого педагога или лица, оценивающего эти результаты.

211

Первый, «поверхностный», слой результатов воспитательной деятельности составляют так называемые организационные результаты. Под ними понимают качество организации педагогом совместной деятельности воспитанников, обеспечивающее возможности их разностороннего личностного проявления (т.е. проявле­ния и развития ценных личностных качеств) и обогащение личного опыта социально и личностно-значимым содержанием.

Второй слой результатов воспитательной деятельности, так же «внешний», составляют практические результаты, или «жизненно практические» (в терминологии И.П. Иванова): реальные достижения воспитанников в различных конкретных видах дея­тельности (трудовой, познавательной, художественно-эстетиче­ской, спортивной, социально-творческой и др.).

Третий, наиболее глубинный, слой результатов воспитатель­ной деятельности, предопределяемый первыми двумя, — это собственно воспитательные результаты, под которыми следует по­нимать не вообще уровень сформированности тех или иных ка­честв личности, так как этот уровень может быть достигнут не за счет (т.е. совсем не в результате) воспитательной деятельности, а лишь положительную динамику проявлений ценных личностных качеств воспитанников в специально организуемой совместной дея­тельности (а также снижение негативных проявлений воспитан­ников).

Итак, результативность воспитательной деятельности означа­ет достижение педагогом (педагогами) такого качества (состояния) организации деятельности воспитанников, ее разнообразных ви­дов и форм, при котором обеспечивается:

- положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности;

- обогащение их личного опыта социально и личностно-зна­чимым содержанием;

- продуктивность их деятельности, выраженная в соответству­ющих предметно-практических достижениях.

Ориентиры, по которым воспитатель может судить об успеш­ности своей деятельности:

- критерии и показатели личностного роста;

- проявление свойств характеристик, поступков, ожидаемых в качестве результата воспитательной деятельности;

- динамика характера.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 1089.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...