Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гносиологические основания философии Имануила канта




Принципиальное значение в гносеологической концепции Канта имеет тезис:

"Все теоретические науки основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы."

Синтетическими Кант называл суждения, в которых "связь предиката с субъектом мыслится без тождества", что отличает их от аналитических суждений, в которых эта связь мыслится через тождество. Речь шла о том, что в аналитических суждениях предикат лишь раскрывает импулицентное содержание логического субъекта, а в синтетических - обогащает это содержание новыми характеристиками; поэтому Кант именовал аналитические суждения "поясняющими", а синтетические - "расширяющими". Глубокий смысл в различии этих определений состоял в отрицании Кантом учения Лейбница (и всего одностороннего рационализма 17-18 вв.) о возможности аналитически вывести всеохва-тывающую систему знания из первичных априорных понятий, равно как в утверждении, что подобная система может строится лишь синтетически, т.е. как показывают дальнейшие кантовские разъяснения, с обязательным включением эмпирическго материализма, органически соединяемого при этом с априорными элементами. Таков по Канту таков, по мнению Канта, единственный действительный путь по расширению научных знаний и в математике, и в естествознании, и в "метафизике".

Под этим углом зрения предмет гносеологического исследования в "критической" философии определяется как "возможны априорно синтетические суждения". В этой специфической форме Кант стремиться решить назревшую проблему соединения двух ранее противоборствовавших гносеометодологических линий новоевропейской философии: априористско—рационалистической и эмпири— ко-сенсуалистической.

Наполняя новым содержанием один из схоластических терминов, ставший одним из важнейших понятий "критической философии", Кант назвал "транцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметом, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори". Трактуя тем самым "транцендентальное познание", как сугубо гносеологическое и притом априористское Кант характеризовал "Критику чистого разума", как "транцендентальную критику" и вместе с тем как полную идею "транцендентальной философии", которая должна быть создана в будущем на основе содержащегося в этом произведении плана, полного перечня "всех основных понятий составляющих указанное чистое знание.

-учение о трансцендентном и трансцендентальном.

В философии И. Канта трансцендентальными называются априорные формы познания, которые обуславливают и определяют возможность всякого опыта и организовывают наше познание. Трансцендентальными формами чувственности являются пространство и время, трансцендентальными формами рассудка — категории (субстанция, причинность и др.), трансцендентальными формами разума — регулятивные идеи чистого разума (идеи Бога, души, мира как целого). Трансцендентальное (априорное) противостоит, с одной стороны, эмпирическому (опытному, апостериорному), которое оно оформляет, а с другой стороны, — трансцендентному — выходящему за пределы опыта, вещам в себе. Соответственно, субъекту познания присуще трансцендентальное единство апперцепции. К области трансцендентальной диалектики Кант относит неразрешимые вечные философские вопросы о начале мира, Боге и нашей свободе.

Трансцендентальное познание, по Канту, — это познание априорных условий возможного опыта. Именно оно является задачей трансцендентальной философии:

Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией.

 

 

2

1.Древнейшие предфилософские учения. Зороастризм — религия, сложившаяся на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры, полученного им от бога Ахура Мазды.

 Зороастризм является одной из древнейших пророческих религий, возможно первой из них. Дата и место жизни пророка Заратуштры точно не установлены.

-предпосылки религиозной реформы Заратуштры

 Объединение страны в борьбе против соседей – кочевников, обеспечение условий для оседлого земледелия и скотоводства, борьба с многочисленными местными религиозными культами, провозглашение идеи единого бога. 

-важнейшие идеи Авесты

Впервые в истории человечества провозглашается идея единобожие – как средство объединения народа, способствующее государственной безопасности и стабильности. Множество божеств, семейных, родовых – разобщает людей, толкает на вражду и военные действия. Единый бог – единая мораль, единые нормы повседневной жизни, единые ритуалы правила богослужения, традиции, единые праздники = единобожие – мощная философская идея народного единства.

-этика и символика зороастризма

Символы зороастризма – огонь – огнепоклонники. Магами называли их мусульмане – потому что зороастрийцы поклоняются огню, а не богу матери. Символ – Хаома. Отдельных яшках Авесты – хаома прославляется как божество. Имя бога –Ахура Мазда – мудрый бог . Ормазд – одним словом. Маздеизм. Нет обета безбрачия, монашества, аскетизма. Имя бога которое противостоит ему Ахриман. Ахреман – отравляет растения и воду, портит источники воды, доводит до смерти самого человека.

Поэтому этика зороастризма провозглашает идею нравственной жизни человека, лишь при условии содействия сила Ормазда. И борьбы с Архиманом.

Захоронение в зороастризме.

 

2.Диалектический метод познания– методы познания в диалектической философии, определенные в Новейшей философии, методы познания и актуализации информации и знаний, которые, в основном, суть следствие первого основного метода диалектической философии и диалектического противоречия форм познания и отраслей познания.

-истоки диалектического метода

Диалектика, как наука, вначале возникла как искусство ведения спора: именно это явление в переводе обозначает слово «диалектика».

Диалектический метод познания мира был основан Сократом и получил дальнейшее свое развитие благодаря софистам. Диалектика как метод познания и анализа действительности была предложена вначале Гераклитом (все знают его знаменитое выражение «Все течет, все изменяется»), а впоследствии развито Зеноном, Кантом и другими последователями. Но абсолютно законченную и совершенную форму диалектике придал именно Гегель. Поэтому диалектический метод познания в том виде, в котором знаем его мы, разработанный и представленный Гегелем, называется гегелевской диалектикой.

-категориальный метод мышления

Метод развития категориального мышления был представлен по-преимуществу как метод восхождения от абстрактного к конкретному.

-законы диалектики Гегеля

Гегель, развивая диалектический метод исследования, проанализировал все важнейшие и основные категории философии, и сформулировал три основных закона диалектики.

Первый закон – это закон перехода количества в качество и наоборот. Этот закон описывает и определяет механизмы саморазвития. Для того, чтобы свободно оперировать понятием «качество», «количество» и «мера», Гегель дал им определения и назвал тремя формами бытия идеи. Качество основоположник диалектики называл внутренней определенностью предмета или явления, которое в целом характеризует этот предмет или явление. Качественное разнообразие явлений жизни и предметов представляет их специфику, то, что дает возможность отличить один предмет (явление) от другого, придает неповторимость и характерные черты.

Второй закон диалектики называют законом единства и борьбы противоположностей (закон взаимопроникновения). Характеризуя второй закон Гегель апеллирует к понятиям «тождества», «различия», «противоречия», «противоположность». Любое явление, по Гегелю, представляет собой результат внутренних противоречий и отрицания сторон и тенденций. Поэтому в диалектике Гегеля стороны единого целого являются противоположностями, которые находятся в состоянии взаимосвязи и взаимообусловленности.

Третий закон диалектики именуют как «отрицание отрицания». Он характеризует собой всеобщий результат и направленность эволюции. Закон базируется на отрицании всего старого при появлении нового, переходом из одного качества в другое. Но при этом должно сохраняться триединое условие: преодоление старого, затем преемственность в развитии, и, наконец, утверждение нового.

На этих трех китах – основных законах базируется диалектический метод познания.

 

3

1.Философия древней Индии. Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов.

-основные этапы развития философской мысли в древней индии

Основные этапы формирования религиозно философской мысли в древней индии.

1. Наивно антропоморфные, биоморфные представления об окружающем мире.

2. Формирование основ рационалистической мысли.

3. Появление двух основных направлений 1- материалестическое, 2- идеалистическое направление

4. Формирование основ научного подхода к объяснению явлений природы, общества и человеческого сознания.

-важнейшие различия восточной философии от западной

Основные отличия религиозно философской мысли древней индии от философских основ западно-европейской цивилизации.

1. Насыщенность текста интеллектуальными и эстетическими переживаниями.

2. Образно эмоциональный, созерцательный характер мышления философов в древней индии.

3. Особое внимание внутреннему миру человека. Философия древней индии в большей степени представляет собою философскую Антропологию и основы к современной науке, психологии.

4. Глубокое не прерывающееся и по ныне, единение философской мысли с магией, религией и оккультизмом.

 

2.Теория познания канта. Кант вводит в философию целый ряд специфических понятий, т.е. определений сущности тех ключевых явлений мира природы, общества и человеческого сознания, на освоение которых направленно любая человеческая мысль в истории.

-учение об антиномиях

Термин "антиномия" был предложен Гоклениусом.. Философский смысл понятия "антиномия" приобретает у Канта: антимония необходимо возник. в человеческом разуме при попытке осмыслить мир как единое целое. Кант использовал понятие "антиномия" для оправдания основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать "вещи в себе". По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, так как делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих "антиномий чистого разума": Мир конечен - мир бесконечен. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей - не существует ничего простого. В мире существует свобода - в мире не существует свободы, но господствует только причинность. Существует первопричина мира (Бог) - не существует первопричины мира. Кант объясняет "антиномию" как противоречие, в которое теоретический разум (нем. Vernunft) впадает сам с собою или собственно с рассудком (нем. Verstand), когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений.

-содержание понятий: априори, апостериори, феномен, ноумен, вещь в себе

Априори – (перевод - до опыта) знание, присущее человеческому сознанию до опытного мира. Знания врожденные разумом.

Апостериори – знания, полученные опытным путем, посредством чувственного познания мира, полученные через чувства человека.

Феномен – (переводится – являющийся) явление вещи, т.е. внешнего мира в наши чувства. За пределами феномена, т.е. отображений мира в человеческом сознании.

Вещь сама по себе. Это явление мира материи или духа вне зависимости от вторжения человеческого внимания в сферу ее основных характеристик. Мир феномена – мир чувственных образов, которые могут иметь связь с вещью в себе, а могут такой связи и не иметь. Поэтому утверждение идеи о принципиальной непознаваемости мира – важнейший результат философии познания, теории познания Канта.

Ноумен – умопостигаемый, феномен – постижение посредством чувственного познания, то ноумен – умопостигаемое. Феномен может обманывать человека и давать такие представления, которые могут не давать истинного знания. Ноумен – истинный разума, противовес истина факта феноменологического пути познания мира. Истинный разума – то что рождает сознание человека без явной видимой опоры на факты.

 

4

1.Древнеиндийская философия. Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов

-индуизм(философское содержание упанишад и вед) Индуизм или Ведизм (Веды) или Брахманизм (от Брахма) – доминирующее религиозно философское учение в Индии, которое на протяжение тысяч лет существует обладая вариантами вероучениями сектантского характера такими как:

* Буддизм – как вариант индуизма

* Джайнизм.

-буддизм о мире и о человеке(канон махаяны)

Ранний Буддизм признает карму – дело, действие, предназначение человека. Карма в основе всей деятельности человека. Признает реинкарнацию – переселение бессмертной души из одного тела в другое. Зрелый Буддизм отрицает и карму, и бессмертную душу. Появляется идея Сантаны – потоп. Дух человека прекращается вместе со смертью человека. В индуизме женщины и шудру отрицает, в Буддизме – разрешают им быть в религиозной вере. Буддизм проповедует свою веру на всех языках мира, в отличие от индуизма – опирающегося на санскрит.

Этика Буддизма призывает человека к усердному труду и поощряет материальное благополучие человека. Зло исходит от внутренних состояний самого человека. Медитация – путь к самосовершенствованию. Вопросы о философии природы – онтология – в учение буддизма практически не развивается. Из текстов Буддизма – как устроен мир – Будда отвечал благородным молчанием.

-джайнизм

Джайнизм – как сектантский вариант индуизма. Основатель – Кшатрий, по имени Махавира – 7-6 век до нашей эры. Проповедь крайних вариантов аскетизма.

* Отказ от ношения одежды, одетые воздухов, одетые в белое.

* Волосы не просто выбриты, а вырваны с корнем.

* Запрет на занятие сельским хозяйством, торговлей.

* Продвижение идей научного знания. Занятие наукой, литературой, поэзией разрешено.

* Обряд самосожжения старейших жен, в случае смерти мужа. Идея о том, что человек достигший духовного совершенства не нуждается в продолжение жизни – одна из причин.

* Смерть в старости от голода – почетна. 

* Ношение повязок на лице с целью не нанесения вреда мельчайшим живым существам. Этика не насилия. Не сопротивления злу.

-бакханавад вида как она есть: идеология общества сознания Кришны

Индия, США, основатель Бхактиведанта. Основной текст Бхакагават Гида как она есть. Человек родился в Индии в начале 20 века, у него семья, дети, среднего достатка, занимается переводами с санскрита в Веды. Общество сознания Кришны – ведомых по жизни прямыми указаниями бога Кришны.

Его божественная милость Бхативиданте – обожествление – его божественная милость, в Буддизме отменено – не освещаются фигуры священников.

Повествуют веды по следующим темам: весь текст беседа Кришны со своим Бхатой. Должны сойтись в битве две армии – родственники. Накануне этой битвы – один из военачальников обратился к Богу – чтобы он остановил борьбу между родственниками. Бог Кришна отвечает другу – ты за себя не бойся, свою колесницу я сам поведу. Впереди сам Бог Кришна. Тебя не затронет никакое оружие. Убивать как Кришна. Речь не о том что люди погибнут в ходе военных действий, Кришна говорит что они уже умерли давно.

    










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...