Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы развития менеджмента.




Эволюция управленческой мысли.

 

История развития управления насчитывает уже несколько тысячелетий.

Еще в первобытнообщинном обществе возникали и развивались управленческие функции в форме примитивных демократий. Это было необходимо для организации и выживания племени, что требовало от них установления системы правил, организации разделения труда.

Государственность, т.е. объединении в единое целое разных племен, в Древнем Египте появилось гораздо раньше, чем в др. цивилизациях (например, для возведения пирамид).

Основы государственного устройства начали складываться в Древней Месопотамии (ведение сельского хозяйства, прокладка и содержание оросительных систем, сбор налогов, возведение храмов).

Управление в Древнем Риме четко разделялось на государственное , военное, церковное, управление по отдельным отраслям. В Риме формируются такие виды городского управления как уборка улиц, канализация, водоснабжение, полицейская служба, пожарная охрана и т.д.

В средние века управленческие идеи Древнего мира получили дальнейшее развитие. Система управления начала формироваться под влияние феодального строя. Специалисты по управлению считают, что история его возникновения и развития насчитывает, по крайне мере, 7 тысячелетий и 5 этапов или управленческих революций, радикально менявших роль и значение рассматриваемого феномена в жизни общества.

Этапы развития менеджмента.

 

Первая управленческая революцияпроизошла 4-5 тыс. лет назад в результате формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. Здесь произошла первая трансформация касты священников в касту религиозных функционеров, т.е. говоря сегодняшним языком, в касту менеджеров. Собираемая ими дань обменивалась, накапливалась и даже пускалась в дело. В результате жрецы становились влиятельным и богатым классом. Поэтому в литературе эта первая управленческая революция характеризуется как «религиозно-коммерческая».

Вторая управленческая революцияпроизошла примерно через  тысячу лети связана с именем царя Вавилона Хаммурапи (царствовал в 1793 – 1750 гг. до н.э.). Расширив свои владения за счет Месопотамии и Ассирии он столкнулся с проблемой управления обширными территориями. В этой связи был разработан широко известный Свод законов Хаммурапи, содержащий 282 закона управления различными сферами жизни общества. Вторю управленческую революцию называют «светско - административной».

Третья управленческая революцияизвестна как «производственно- строительная», т.к. она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Ее связывают с именем царя Нововавилонского царства – Новохудоноссора II (правил с 605 по 562г. до н.э.).

Четвертая управленческая революция совпадает с промышленной революцией XVIII-XIXвв. В этот период вместо небольших мастерских стали возникать средние и крупные фабрики, использующие совместную работу большого числа людей. В итоге появились специалисты, которые занимались только отношениями с рабочими, т.е. управлением человеческими ресурсами. Именно в это время управление отделилось от капитала, а затем превратилось в самостоятельную экономическую систему – менеджмент. Сформировался менеджер- администратор, который не только занимался производством, но и маркетингом..

Специализация менеджмента, формирование корпоративного менеджмента привели к пятой управленческой революции в рамках монополистического капитализма XIX-XX вв. В этот период появились первые школы бизнеса, сложилась система профессионального обучения руководителей. Менеджеры стали превращаться в отдельный социальных класс.

 

3. Классификация подходов и школ менеджмента.

Классификация секторов общественного производства по Д. Беллу(1)

Доиндустриальный период Индустриальный период Постиндустриальный период
Первичный сектор общественного производства: - сельское хозяйство; - добыча полезных ископаемых; - рыболовство; - лесоводство и пр. Вторичный сектор общественного производства: - машиностроение и металлообработка; - химия и нефтехимия; - легкая и пищевая промышленность; - энергетика; - строительство; - металлургия и пр. Третичный сектор общественного производства: - наука; - искусство; - телекоммуникации; - производство программного обеспечения; - оборона; - медицинское обслуживание; - административное управление и пр.

 

Подходы к управлению по Г. Кунцу и С. О' Доннелу, американцы(2)

Название подхода Характеристика подхода
1 Эмпирический подход Изучается предшествующий опыт с целью его использования в аналогичных ситуациях.
2 Подход с точки зрения межличностных отношений Главное внимание уделяется человеческому фактору. Один из принципов – люди работают в организации вместе для достижения групповых целей и поэтму они должны понимать друг друга.
3 Подход с позиции группового поведения Изучаются группы в организациях, организация рассматривается как социальный организм.
4    
5    
6 Подход к управлению с точки зрения принятия решений Основан на необходимости выбора из многих альтернативных вариантов оптимального.
7    
8    
9    

 

Этапы истории научного управления по Д.М. Гвишиани, отечественные(3)

Этап Название Представители Характеристика
Первый  Классическая традиционная школа Ф.У. Тейлор, Дж. Муни, А.Рейл, А.Файоль, Л. Гьюлик, Л. Урвик, М. Фоллет, Р. Шелтон и др.   Организация рассматривается как закрытая система , не связанная с внешней средой.
Второй Школа человеческих отношений Э. Мэйо, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор и др. Особое внимание уделяется изучению групповых отношений и норм, психологическим мотивам поведения людей, проблемам конфликтов, неформальной организации.
Третий Эмпирическая школа П. Друкер, Г. Дэвис, А. Чандлер, Т. Левитт, У. Беннис и др. Выделили два подхода: классический и подход с точки зрения «человеческих отношений». Сочетали теоретические исследования с практической деятельностью по оптимизации менеджмента в организациях.
Четвертый Школа «социальных систем» Ч. Барнард, Г. Саймон, И. Ансоф, Д. Марч и др. Рассматривают организацию как единое целое, как систему.
Пятый «Новая школа науки управления» А. Раппопорт, К. Боулдинг, Р. Акофф, Ч. Шульц, Л. Клейн, В. Леонтьев и др. Основывается на системном изучении процессов принятия решений с применением математических методов и новейших технических средств ради повышения рациональности решения.

 

Классификация школ менеджмента по О.С. Виханскому и А.И. Наумову, современники(4)

Первая группа Вторая группа
«Одномерные» учения об управлении Синтетические теории управления
§ «научное управление» (Ф.У. Тейлор); § «школа человеческих отношений» (Э. Мэйо); § «бихевиористские» учения (М.П. Фоллет, А. Маслоу); § «теория Х» и «теория У» (Д. Мак Грегор); § «организационная теория» (А. Файоль, М. Вебер) § «концепция управления по целям» (П. Друкер); § «ситуационная теория управления»; § «системные концепции менеджмента» (Т. Питерс, Р. Паскаль); § «теория Z» У. Оучи.

 

  (5)Ученые Российской академии государственной службы при Президенте РФ считают, что современная целостная теория менеджмента- молодая наука, развитие которой происходило вместе с изменением практики менеджмента. В практике менеджмента в XX в. Можно выделить три периода, соответствующие трем моделям управления организацией.

  Первая модель – «автократическая»,. Управление основывается на власти хозяина или менеджера, на авторитете руководителя и прямой директиве.

  Вторая модель – «экономическая», Модель базируется не столько на власти, сколько на экономическом принуждении, не на авторитете и директиве, а на материальном поощрении, не на персональной зависимости, а на мотивации.

  Третья модель – «новая», Основана на творческом участии всех работников в делах организации, на сочетании экономических и моральных стимулов к труду.

 

      










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...