Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этапы развития менеджмента.Стр 1 из 11Следующая ⇒
Эволюция управленческой мысли.
История развития управления насчитывает уже несколько тысячелетий. Еще в первобытнообщинном обществе возникали и развивались управленческие функции в форме примитивных демократий. Это было необходимо для организации и выживания племени, что требовало от них установления системы правил, организации разделения труда. Государственность, т.е. объединении в единое целое разных племен, в Древнем Египте появилось гораздо раньше, чем в др. цивилизациях (например, для возведения пирамид). Основы государственного устройства начали складываться в Древней Месопотамии (ведение сельского хозяйства, прокладка и содержание оросительных систем, сбор налогов, возведение храмов). Управление в Древнем Риме четко разделялось на государственное , военное, церковное, управление по отдельным отраслям. В Риме формируются такие виды городского управления как уборка улиц, канализация, водоснабжение, полицейская служба, пожарная охрана и т.д. В средние века управленческие идеи Древнего мира получили дальнейшее развитие. Система управления начала формироваться под влияние феодального строя. Специалисты по управлению считают, что история его возникновения и развития насчитывает, по крайне мере, 7 тысячелетий и 5 этапов или управленческих революций, радикально менявших роль и значение рассматриваемого феномена в жизни общества. Этапы развития менеджмента.
Первая управленческая революцияпроизошла 4-5 тыс. лет назад в результате формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. Здесь произошла первая трансформация касты священников в касту религиозных функционеров, т.е. говоря сегодняшним языком, в касту менеджеров. Собираемая ими дань обменивалась, накапливалась и даже пускалась в дело. В результате жрецы становились влиятельным и богатым классом. Поэтому в литературе эта первая управленческая революция характеризуется как «религиозно-коммерческая». Вторая управленческая революцияпроизошла примерно через тысячу лети связана с именем царя Вавилона Хаммурапи (царствовал в 1793 – 1750 гг. до н.э.). Расширив свои владения за счет Месопотамии и Ассирии он столкнулся с проблемой управления обширными территориями. В этой связи был разработан широко известный Свод законов Хаммурапи, содержащий 282 закона управления различными сферами жизни общества. Вторю управленческую революцию называют «светско - административной». Третья управленческая революцияизвестна как «производственно- строительная», т.к. она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Ее связывают с именем царя Нововавилонского царства – Новохудоноссора II (правил с 605 по 562г. до н.э.). Четвертая управленческая революция совпадает с промышленной революцией XVIII-XIXвв. В этот период вместо небольших мастерских стали возникать средние и крупные фабрики, использующие совместную работу большого числа людей. В итоге появились специалисты, которые занимались только отношениями с рабочими, т.е. управлением человеческими ресурсами. Именно в это время управление отделилось от капитала, а затем превратилось в самостоятельную экономическую систему – менеджмент. Сформировался менеджер- администратор, который не только занимался производством, но и маркетингом.. Специализация менеджмента, формирование корпоративного менеджмента привели к пятой управленческой революции в рамках монополистического капитализма XIX-XX вв. В этот период появились первые школы бизнеса, сложилась система профессионального обучения руководителей. Менеджеры стали превращаться в отдельный социальных класс.
3. Классификация подходов и школ менеджмента. Классификация секторов общественного производства по Д. Беллу(1)
Подходы к управлению по Г. Кунцу и С. О' Доннелу, американцы(2)
Этапы истории научного управления по Д.М. Гвишиани, отечественные(3)
Классификация школ менеджмента по О.С. Виханскому и А.И. Наумову, современники(4)
(5)Ученые Российской академии государственной службы при Президенте РФ считают, что современная целостная теория менеджмента- молодая наука, развитие которой происходило вместе с изменением практики менеджмента. В практике менеджмента в XX в. Можно выделить три периода, соответствующие трем моделям управления организацией. Первая модель – «автократическая»,. Управление основывается на власти хозяина или менеджера, на авторитете руководителя и прямой директиве. Вторая модель – «экономическая», Модель базируется не столько на власти, сколько на экономическом принуждении, не на авторитете и директиве, а на материальном поощрении, не на персональной зависимости, а на мотивации. Третья модель – «новая», Основана на творческом участии всех работников в делах организации, на сочетании экономических и моральных стимулов к труду.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 229. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |