Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Не разрушаемый контроль колесных пар
Контроль колесных пар производится в соответствии с «Типовым положением по организации работ по неразрушающему контролю на предприятиях, производящих ремонт и модернизацию вагонов всех типов» ПР 07.07-99, руководствами РД 34.174-2001 «Неразрушающих контроль деталей загонов. Общие положения», РД 32.159-2000 «Магнитопорошковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов», РД 32.150-2000 «Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов», «Руководством по комплексному ультразвуковому контролю колесных пар вагонов» РД 07.09-97. Для дефектоскопирования применяются магнитные, ультразвуковые и вихретоковые дефектоскопы. Контроль за работой дефектоскопистов осуществляет начальник участка НК. Дефектоскопы ежемесячно осматриваются комиссией под председательством начальника депо. В состав комиссии входят: главный инженер и начальник УНК. По результатам осмотра составляется акт осмотра. Ежедневно мастер по НК осматривает дефектоскопы с записью в журнале работоспособности дефектоскопов. Ревизия дефектоскопов производится в дорожной лаборатории 1 раз в 12 месяцев по графику. Ответственные лица за отправку дефектоскопов в ревизию начальник УНК. После прохождения очистки колесные пары поступают на соответствующую позицию неразрушающего контроля. Полное освидетельствование колесных пар. Магнитопорошковый контроль средней части оси при полном освидетельствовании колесных пар. Средства контроля: дефектоскоп МД-13ПР, магнитный порошок ПЖВ5-160 по ГОСТ 9849-86. Вспомогательные средства: щетка металлическая, ветошь, распылитель магнитного порошка, лампа переносная 12В, лупа, мел. Условия контроля: колесная пара установлена на стенде, обеспечивающем возможность ее вращения, НУ перемещается вдоль оси рис.1. Норма на отбраковку: при наличии поперечных и наклонных трещин независимо от их размера ось бракуется (ЦВ/3429). Зона контроля: средняя часть оси. Рисунок 4 - Контроль средней части оси Магнитопоршковый контроль шейки оси, с напрессованными внутренними кольцами и без них. Средства контроля: дефектоскоп МДУ-КПВ (Р8617М), магнитный порошок ПЖВ5-71, масло трансформаторное (керосин, диз. топливо или смесь их), Диагма 1200(красная), для светлой поверхности, порошок концентрированный магнитный, вода. Вспомогательные средства: щетки волосяные, скребки деревянные или пластмассовые, ветошь, пластиковая кружка, лампа переносная до 42В, лупа, мел. Условия контроля: колесная пара установлена на стенде, обеспечивающем возможность ее вращения. Норма на отбраковку: трещины не допускаются Зона контроля: вся поверхность внутренних колец, трещины любой ориентации. Рисунок 5 - Контроль шейки оси, с напрессованными внутренними кольцами и без них Ультразвуковой контроль поверхности катания. Средства контроля: дефектоскоп УД2-102 (Пеленг), масло машинное. Вспомогательные средства: обтирочный материал, щетки волосяные, лампа переносная 12В, лупа х4, мел. Норма на отбраковку: колесо бракуется, если в строб-импульсе появляется сигнал, превышающий среднюю линию экрана, и срабатывает сигнализация дефекта. Зона контроля: поверхность катания и приповерхностная зона обода колеса. Поз. 1 Рисунок 6 - Контроль поверхности катания Ультразвуковой контроль оси колесной пары. Средства контроля: дефектоскоп УД2-102 (Пеленг), преобразователь 0131-2,5-0/ 18-В2-001, преобразователь П121-2,5-50, контрольный образец КО-2 и КО-3. Вспомогательные средства: лупа х4, мел, ветошь, машинное масло. Норма на отбраковку: ось бракуется при появлении в зоне контроля эхо-сигнала с амплитудой, превышающей пороговый уровень на 6 дБ и более (параметр N >6 дБ). Зона контроля: дальняя зона средней части оси, шейка оси, подступичная часть оси. Ультразвуковой контроль обода колеса (основное сечение обода колеса). Средства контроля: дефектоскоп УД2-102 (Пеленг), устройство сканирования колес УСК-4. Вспомогательные средства: лупа х4, мел, обтирочный материал, щетки волосяные, лампа переносная 12В. Норма на отбраковку: колесо бракуется, если в строб-импульсе появляется сигнал, амплитуда эхо-сигнала, которого достигает или превышает уровень браковочной чувствительности. Зона контроля: основное сечение обода колеса. Ультразвуковой контроль приободной зоны диска колеса. Средства контроля: дефектоскоп УД2-102 (Пеленг), устройство сканирования колес УСК-4. Вспомогательные средства: лупа х4, мел, обтирочный материал, щетки волосяные, лампа переносная 12В. Норма на отбраковку: колесо бракуется, если в строб-импульсе появляется сигнал, амплитуда эхо-сигнала, которого достигает или превышает уровень браковочной чувствительности. Зона контроля: приободная зона диска колеса. Вихретоковый контроль обода колеса, приободной зоны диска колеса (с внутренней и внешней сторон), переход от диска к ступице с внешней и внутренней стороны, ступицы и кромки ступицы, гребень (при наплавке). Средства контроля: дефектоскоп ВД-113, стандартные образцы СОП-НО-037 и ИРСЮ 741421.001,фиксирующая насадка. Вспомогательные средства: лупа х4, мел, лампа переносная 12В, щетки металлические, напильник, ветошь. Зона контроля: обод колеса, приободная зона диска колеса с толщиной обода менее 40 мм с внутренней стороны колеса, переход от диска к ступице с внешней стороны колеса, ступица и кромка ступицы, гребень (при наплавке). Подготовительные операции. колесную пару установить на стенде, обеспечивающем ее вращение; очистить колесо от грязи, ржавчины, смазки и других покрытий; осмотреть контролируемую поверхность с целью выявления видимых глазом дефектов. Настройка дефектоскопа. подготовить дефектоскоп к работе, в соответствии с руководством по эксплуатации; установить порог чувствительности дефектоскопа ВД-113 над искусственным дефектом ИД5, на поверхности Б СОП-НО-037. Контроль дисков колес. установить вихретоковый преобразователь (ВП) на наружную поверхность обода и провести круговое сканирование на расстоянии 5...8мм от фаски, (см. эскиз рис. 1). установить ВП на внутреннюю поверхность обода и провести круговое сканирование на расстоянии 5...8мм от внутренней кромки обода, (см. эскиз рис 2). провести зигзагообразное сканирование с шагом 5...8 приободной зоны диска с внутренней стороны колеса и зоны перехода от диска к ступице с наружной стороны колеса, (см. эскиз рис.3а и 3б). провести круговое сканирование ступицы на расстоянии 5...8мм от кромки по образующей и по торцу ступицы (см. эскиз рис.4) с внутренней стороны колеса, а при полном освидетельствовании колесной пары и с внешней стороны ступицы. установить порог чувствительности дефектоскопа ВД-113 на СОГТ-НО-037 на ИДЗ. установить ВП на наружную поверхность обода в зоне клеймения и провести сканирование вокруг этой зоны (см. эскиз рис.5). Контроль гребня колеса установить порог чувствительности дефектоскопа ВД-113 на СОП-НО-037наИДЗ. надеть на ВП специальную фиксирующую насадку МП-931. установить ВП с насадкой на вершину гребня и провести круговое сканирование (см. эскиз рис 6а). снять с ВП насадку и провести ещё два круговых сканирования, устанавливая ВП на поверхность гребня и на границу с поверхностью катания (см. эскиз рис.6б). Заключительные операции - данные контроля записываются в пронумерованном журнале учета НК. Вихретоковый контроль роликов. Средства контроля: дефектоскоп ВД-13НФ, стандартный образец СОП-105. Вспомогательные средства: лупа х4, мел, ветошь. Норма на отбраковку: ролик, забракованный при первом проходе, подлежит повторной двукратной проверке. В случае хотя бы одного повторения отбраковки - ролик бракуется. Зона контроля: ролик. Магнитопорошковый контроль свободных колец (наружные, внутренние и упорные). На основании Изменений к нормативным документам РД 32. 174-2001, РД 32. 150-2000, З-ЦВРК-2001, утвержденных 27.06.05г. ЦЗ Гапановичем В.А. допускается свободные, внутренние и наружные кольца также контролировать вихретоковым методом при использовании автоматизированных средств неразрушающего контроля с использованием дефектоскопа ВД-233.1. Средства контроля: дефектоскоп УМДП-01, магнитная суспензия (порошок железный ПЖВП5-71 или Диагма-1200). Вспомогательные средства: керосин или дизельное топливо, ветошь Зона контроля: наружное кольцо (внутренняя рабочая поверхность катания роликов, бурты), внутреннее кольцо (внешняя рабочая поверхность катания роликов), упорное кольцо (вся поверхность). Обыкновенное освидетельствование колесных пар. Магнитопорошковый контроль средней части оси. Средства контроля: дефектоскоп МД-12ПС, магнитная суспензия Вспомогательные средства: лупа х4, мел, обтирочный материал, щетки металлические, лампа переносная 12В, кружка для магнитной суспензии Норма на отбраковку: трещины не допускаются Зона контроля: средняя часть оси. Рисунок 7 - Контроль средней части оси Ультразвуковой контроль поверхности катания. Средства контроля: дефектоскоп УД2-102 (Пеленг), масло машинное. Вспомогательные средства: обтирочный материал, щетки волосяные, лампа переносная 12В, лупа х4, мел. Норма на отбраковку: колесо бракуется, если в строб-импульсе появляется сигнал, превышающий среднюю линию экрана, и срабатывает сигнализация дефекта. Зона контроля: поверхность катания и приповерхностная зона обода колеса Рисунок 8 - Контроль поверхности катания Ультразвуковой контроль оси колесной пары. Средства контроля: дефектоскоп УД2-102 (Пеленг), преобразователь П131-2,5-0/ 18-В2-001, преобразователь Ш21-2,5-50, контрольный образец КО-2 и КО-3. Вспомогательные средства: лупа х4, мел, ветошь, машинное масло. Норма на отбраковку: ось бракуется при появлении в зоне контроля эхо-сигнала с амплитудой, превышающей пороговый уровень на 6 дБ и более (параметр М>6 дБ). Зона контроля: дальняя зона средней части оси, шейка оси, подступичная часть оси. Ультразвуковой контроль обода колеса (основное сечение обода колеса). Средства контроля: дефектоскоп УД2-102 (Пеленг), устройство сканирования колес УСК-4. Вспомогательные средства: лупа х4, мел, обтирочный материал, щетки волосяные, лампа переносная 12В. Норма на отбраковку: колесо бракуется, если в строб-импульсе появляется сигнал, амплитуда эхо-сигнала, которого достигает или превышает уровень браковочной чувствительности. Зона контроля: основное сечение обода колеса. Ультразвуковой контроль приободной зоны диска колеса. Средства контроля: дефектоскоп УД2-102 (Пеленг), устройство сканирования колес УСК-4. Вспомогательные средства: лупа х4, мел, обтирочный материал, щетки волосяные, лампа переносная 12В. Норма на отбраковку: колесо бракуется, если в строб-импульсе появляется сигнал, амплитуда эхо-сигнала, которого достигает или превышает уровень браковочной чувствительности. Зона контроля: приободная зона диска колеса. Рисунок 9 - Приободная зона диска колеса Вихретоковый контроль обода колеса, приободной зоны диска колеса (с внутренней и внешней сторон), переход от диска к ступице с внешней и внутренней стороны, ступицы и кромки ступицы, гребень (при наплавке). Средства контроля: дефектоскоп ВД-113, стандартные образцы СОП-НО-037 и ИРСЮ 741421.001,фиксирующая насадка. Вспомогательные средства: лупа х4, мел, лампа переносная 12В, щетки металлические, напильник, ветошь. Зона контроля: обод колеса, приободная зона диска колеса с толщиной обода менее 40 мм с внутренней стороны колеса, переход от диска к ступице с внешней стороны колеса, ступица и кромка ступицы, гребень (при наплавке). Магнитопоршковый контроль стопорной планки. Средства контроля: дефектоскоп МД-12ПШ, соленоид диаметром 200мм, контрольный образец КО-12, водная суспензия: концентрат Диагма 1200 (40±10г), вода водопроводная (1±0,1 л) или масляно-керосиновая суспензия: порошок железный ПЖВ5-71 (180±20г), масляно-керосиновая смесь керосина: не более 50% от объема жидкости (1±0,1л). Вспомогательные средства: лупа х4, мел, лампа переносная 12В, ветошь, кассеты для стопорных планок. Зона контроля: вся поверхность стопорных планок. Анализ смазки ЛЗ - ЦНИИ производится при обыкновенном освидетельствовании колесных пар по методу Московской железной дороги. Средства контроля: прибор для качественного определения в смазочных материалах буксового узла колесной пары элементов износа: железа, цветных металлов (латуни, меди). Вспомогательные средства: магнит, химический стакан (объемом 250 - 300 мм), нагреватель, стеклянная палочка, неэтилированный бензин, мел, ветошь. Условия контроля: навеска смазки растворяется в подогретом бензине, при наличии в смазке включений они выпадают на дно стакана. Нормы на отбраковку: в эксплуатации не допускается наличие в смазке ЛЗ -ЦНИИ механических примесей более 1%, воды-более 1%. Операции контроля: Из буксового узла колесной пары взять навеску смазки 4-5 грамм, поместить в химический стакан. Налить в стакан 100 мл подогретого на водяной бане бензина и тщательно размешать стеклянной палочкой до получения однородной массы. Включить прибор, поместить стакан в круглый вырез верхней крышки приборы. Наличие в смазке железа определяют с помощью магнита, который перемещают по дну стакана. За ним увлекаются частички железа, движение которых наблюдается в зеркало. Наличие меди, латуни и алюминия определяется по наличию блестящих включений. О наличии воды свидетельствует белесый цвет смазки и ее неприлипаемость к стенкам стакана. Смесь из стакана вылить в специальную емкость для дальнейшей утилизации. На забракованной по некачественной смазке буксового узла колесной паре сделать отметку мелом «Демонтаж». - Результаты анализа занести в рабочий журнал. Контрольные и настроечные образцы изготавливаются или подбираются и аттестовываются в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, регламентирующей применение средств неразрушающего контроля отдельно для каждого вида контроля. Стандартные образцы поставляются вместе с приборами неразрушающего контроля и применяются в соответствии с документацией на эти приборы (паспорт или руководство по эксплуатации). Контрольные, настроечные или стандартные образцы для новых приборов неразрушающего контроля или приборов, не указанных в нормативно-технической документации на неразрушающий контроль, применяются по прилагаемой к ним документации. Автоматизированный комплекс контроля колесных пар грузовых вагонов "ПЕЛЕНГ-АВТОМАТ". Комплекс предназначен для эксплуатации на железнодорожном транспорте в качестве средства автоматизированного неразрушающего контроля элементов (осей и колес) колесных пар вагонов при всех видах их освидетельствования и ремонта. Комплекс применяется для выявления дефектов эксплуатационного и технологического происхождения (трещин, выщербин, поверхностных отколов и др.), а также измерения и регистрации их характеристик. Для выявления дефектов используется свойство ультразвуковых колебаний (УЗК) отражаться от неоднородностей материала контролируемого изделия. Основой комплекса является многоканальный ультразвуковой дефектоскоп, реализованный на базе промышленной ПЭВМ". Комплекс обеспечивает: автоматическую установку колесных пар в требуемое для проведения контроля положение, вращение в процессе поиска дефектов, разворот в горизонтальной плоскости, а также скатывание колесной пары из рабочей зоны по окончании проверки; одновременный контроль нескольких зон колесной пары при помощи сканирующих устройств (сканеров), содержащих пьезоэлектрические преобразователи (ПЭП) различных типов; звуковую сигнализацию в случае обнаружения дефекта; отображение параметров и результатов контроля на экране дисплея ПЭВМ. Работа комплекса в автоматическом режиме: • оператор включает питание механической части комплекса и многоканального дефектоскопа, запускает программу "Аиютат", вводит пароль и задает параметры проверяемой колесной пары (номер, год выпуска, завод- изготовитель, тип оси, наличие букс, состояние колес и т.д.) • проверяемую колесную пару устанавливают на эстакаду, на внешней стороне диска колеса (вплотную к ободу, слева от датчика метки) устанавливают магнитный указатель и оператор нажимает изображение кнопки ПУСК на экране монитора • после нажатия кнопки ПУСК подъемно-поворотное устройство поднимает колесную пару над эстрадой, сканеры подводятся к колесной паре, и включается подача контактной жидкости. Через некоторое время, достаточное для поступления контактной жидкости к ПЭП, начинается вращение колесной пары • в течение первых двух первых оборотов колесной пары производится первичный контроль: ПЭП через блок коммутации подключены к модулям МПК, информация о наличии и расположении дефектов фиксируется в памяти ПЭВМ. Процесс проверки отображается на экране монитора. • в случае обнаружения дефектов в процессе первичного контроля формируется предупреждающий звуковой сигнал, и проверка колесной пары продолжается. Начиная с третьего оборота, колесная пара производится вторичный контроль. На время прохождения над зонами, где зафиксированы дефекты, соответствующие ПЭП через блок коммутации подключаются к модулю МВК. Параметры дефектов анализируются и фиксируются в памяти ПЭВМ. По окончании проверки прекращается вращение колесной пары и подача контактной жидкости. • для продолжения проверки оператор нажимает изображение кнопки РАЗВОРОТ на экране монитора. При этом сканеры отводятся от колесной пары и подъемно-поворотное устройство разворачивает ее на 180°. На диске второго колеса закрепляют магнитный указатель, оператор нажимает изображение кнопки ПУСК, после чего сканеры подводятся к колесной паре, и продолжается проверка так же, как описано выше. • по окончании проверки оператор нажимает изображение кнопки НОВАЯ ПАРА на экране монитора, сканеры отводятся, колесная пара опускается на рельсы эстакады и под действием рычажного механизма манипулятора скатывается из зоны контроля. Результаты проверки автоматически заносятся в базу данных. • по окончании проверки колесной пары комплекс автоматически переходит в режим самоконтроля. В процессе самоконтроля производится проверка всех измерительных каналов многоканального дефектоскопа для чего ко всем модулям МПК и МВК поочередно автоматически подключается ПЭП, закрепленный на контрольном образце (цилиндре из плексигласа) и определяется наличие отраженных донных сигналов. Программа самоконтроля может быть вызвана также по запросу оператора. Работа составных частей комплекса в режиме «Настройки по СОП». · в режиме «Настройка на СОП» производится автоматическая настройка чувствительности измерительных каналов комплекса по СОП, в котором выполнены модели дефектов (пропилы и сверления) в средней части оси, в галтельном переходе шейки и предподступичной части оси, в ободе, гребне и диске колеса. В случае успешного завершения настройки по СОП формируется признак разрешения проверки колесной пары в автоматическом режиме. Настройка по СОП комплекса производится с интервалом в 12 часов в начале каждой смены. Способы выявления износов и повреждений колёсных пар: По внешним признакам; Наружным осмотром; Обмером с использованием различного мерительного инструмента; Дефектоскопированием для обнаружения скрытых пороков в металле; Испытанием на сдвиг. По внешним признакам, например, сдвиг или ослабление ступицы колеса на оси определяет по наличию ржавчины или скоплению масла в месте соединения у неочищенной колесной пары; греющийся буксовый узел на подшипниках скольжения после длительной стоянки поезда выявляют по цвету шейки оси (она будет иметь темный цвет или цвета побежалости); Наружным осмотром (при этом определяют трещины, изломы, отколы); Осмотр колесных пар производить с остукиванием молотком поверхностей катания колес. Особое внимание должно обращаться на техническое состояние колесных пар, крышки букс которых окрашены красным цветом (наплавленные гребни:). Обмером с использованием различного материального инструмента (металлического метра, линейки, шаблонов и др.); Дефектоскопированием для обнаружения скрытых пороков в металле (трещин, раковин, не плотностей и др.). Дефектоскопирование производят – ультразвуковым, магнитопорошковым и вихретоковым методами неразрушающего контроля. Испытанием некоторых деталей на растяжение для выявления в них усталостных изменений; проверкой металлов на твердость. Методы неразрушающего контроля колёсных пар. Колесные пары при всех видах освидетельствования и ремонта подлежат системе неразрушающего контроля, включающей методы контроля: - магнитопорошковый, - вихретоковый, - ультразвуковой. Средняя часть оси подлежит магнитопорошковому контролю при обыкновенном и полном освидетельствовании колесных пар, а шейки и предподступичные части — при полном освидетельствовании колесных пар со снятием внутренних и лабиринтных колец. Проверяемые поверхности колесных пар должны быть очищены от грязи, масла, ржавчины и просушены.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 571. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |