Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бюджетное устройство и принципы построения




 бюджетной системы Российской Федерации

Основа бюджетной системы Российской Федерации представлена на схеме (1).

схема 1

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Бюджет- форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В ходе хозяйственной деятельности учреждения часто сталкиваются с ситуациями, которые финансовым правом классифицируются как дефицит и профицит бюджета.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

Все процессы связанные с финансированием учреждений носят название бюджетный процесс.

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, бюджетная система нашего государства состоит из трех основных уровней: федерального, субъектного и муниципального.

Структура этой системы основана на следующих принципах:

- единство бюджетной системы;

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельность бюджетов;

- равенство бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;

- полнота отражения расходов и доходов;

- сбалансированность бюджета;

- эффективность и экономичность использования бюджетных средств;

- общее (совокупное) покрытие расходов бюджета;

- достоверность бюджета;

- адресность и целевой характер бюджетных средств;

- гласность.

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация Российской Федерации включает (схема 2):

схема 2

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Нормативы поступления в бюджеты различных уровней определены Бюджетным Кодексом Российской Федерации на долгосрочной основе, что позволит лучше планировать бюджет и обеспечить их сбалансированность.

В настоящее время все налоги делятся на три вида: федеральные, региональные и местные.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются(таблица 1):

таблица 1

N п/п Налоговые и неналоговые доходы Безвозмездные поступления
1 2 3
1 налоги на прибыль, доходы безвозмездные поступления от нерезидентов
2 налоги и взносы на социальные нужды безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
3 налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Российской Федерации безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций  
4 налоги на товары безвозмездные поступления от негосударственных организаций
5 налоги на совокупный доход безвозмездные поступления от наднациональных организаций
6 налоги на имущество прочие безвозмездные поступления.
7 налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами  
8 и др.  

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходов являются:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации;

3) бюджеты муниципальных районов;

4) бюджеты городских округов;

5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) бюджеты городских и сельских поселений;

7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные и текущие (таблица 2).

таблица 2

N п/п Капитальные расходы Текущие расходы
1 2 3
1 Инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица Текущее финансирование органов государственной власти
2 Бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам Текущее финансирование бюджетных организаций
3 Расходы на проведение капитального ремонта Оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование
4 Иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством Другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы
5 Расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество  

 

Расходы бюджета могут осуществляться в следующих формах:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- оплата товаров, работ и услуг по государственным контрактам;

- трансферты населению (бюджетные средства для финансирования населению пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и др. социальных выплат);

- ассигнования на осуществление государственных полномочий, предаваемых на другие уровни власти;

- компенсация дополнительных бюджетных расходов и т.д.

Код классификации расходов бюджетов состоит из:

- кода главного распорядителя бюджетных средств;

- кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

- кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

4) национальная экономика;

5) жилищно-коммунальное хозяйство;

6) охрана окружающей среды;

7) образование;

8) культура, кинематография, средства массовой информации;

9) здравоохранение, физическая культура и спорт (стационарная медицинская помощь; амбулаторная помощь; медицинская помощь в дневных стационарах всех типов; скорая медицинская помощь; санаторно-оздоровительная помощь; заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов; санитарно-эпидемиологическое благополучие; физическая культура и спорт и др.);

10) социальная политика (пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства; прикладные научные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики);

11) межбюджетные трансферты (дотации; субсидии; субвенции и пр.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...