Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 4. Концепции личности.
1. Социализация личности 2. Социальный статус личности 3. Ролевая теория личности 4. Социальные ценности и ценностные ориентации личности 5. Социологические исследования состояния общественного сознания Вопросы для обсуждения: 1. Теория зеркального «Я» Ч.Х. Кули и Дж. Мида 2. Значение и роль духовной сферы в социализации личности Задания для самостоятельной работы Используйте для анализа ценностных ориентаций личности результаты региональных исследований (В.Р. Цилева) Сформулируйте основные идеи Аристотеля, высказанные им в трактате «О душе» Какую позицию занимал Платон в вопросе о духовности человека? Как понимал духовность Дильтей в своей «философии жизни»? Литература: Основная: Социализация/ Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. С.94-129 Человеческая личность/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: издат. корпорация «Логос», 1999. С.40-59 Культура и личность/ Фролов С.С. Социология – М.: Логос, 1996. С.43-126 Дополнительная: Социализация/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: издат. корпорация «Логос», 1999. С. 11-131 Личность/ Основы социологии: курс лекций. – М.: Знание России, 1994. С.3-46 Личность/ Основы социологии: курс лекций. – М., 1993 с.211-256 Социология личности/Социология: учебник для вузов – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.254-266 Тема 5. Проблемы образования в социологии духовной жизни 1. Проблемы образования в социологии духовной жизни. Развитие исследований в сфере образования 2. Эффективность и качество образования 3. Актуальность исследования проблем образования Вопросы для обсуждения: 1. Переход на двухуровневую подготовку и его возможные последствия для студентов и общества 2. Проблемы и перспективы развития системы образования 4. Что такое субкультура? Можно ли утверждать, что субкультура включает в себя антиценности общей культуры? 5. Зависит ли установка на жизненный успех от состояния духовности индивида? Задания для самостоятельной работы Собрать публикации о проблемах общеобразовательной школы Охарактеризуйте состояние духовности молодежной субкультуры россиян. Литература: Основная: Образование/ Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1994. С. 427-459 Социология образования/ Основы социологии: курс лекций. – М.: Знание России, 1994. С. 118-132 Дополнительная: Социализация/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов – Екатеринбург: Деловая книга; М.: Издат. корпорация «Логос», 1999 . С.11-131 Социология молодежи/ Маршак А.Л.Социология: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2002. С.178-195 Социология свободного времени/ Социология: учебник для вузов- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.300-314 Тема 6. Проблемы развития науки и научного творчества в социологии духовной жизни 1. Исследования в сфере науки и их место в социологии духовной жизни 2. Влияние характера взаимоотношений науки и общества на динамику научных исследований 3. Социальные проблемы организации науки 4. Социальный климат в сфере науки Вопросы для обсуждения: 1. «Утечка мозгов» и ее последствия для российского общества 2. Социальные последствия рыночных преобразований для развития науки 3.Что такое «научная парадигма», включаются ли в нее этические принципы научного сообщества? 5. Что понимается под этосом научного и художественного сообщества? 6. Что такое «художественный стиль» и включаются ли в него нравственные принципы творца? Задания для самостоятельной работы Собрать статистические данные, характеризующие последствия перестроечных процессов для развития фундаментальной науки Оцените степень эффективности правовой защиты интеллектуальной собственности в российских условиях? Литература: Основная: Ценностные аспекты развития науки. – М., 1990 Социология культуры, образования, науки, воспитания/ Социология. Наука об обществе: учебное пособие- Харьков, 1996 Дополнительная: Керимов Д.А., Кейзеров Н.М. Интеллектуальная собственность. – М., 1993 Наука/ Зеленов Л.А. Социология города: учебное пособие – М.: Владос, 2000. С. 70-73 Наука/ Крапивенский С.Э. Социальная философия – М.: Владос, 2004 Тема 7. Религиозная проблематика в структуре социологии духовной жизни 1. Религия как социальное явление и объект социологического исследования 2. Социологические концепции Э.Дюркгейма, М. Вебера и др. 3. Уровни социологического изучения религиозности: теоретический и эмпирический Вопросы для обсуждения: 1. Что такое секуляризация? теория и практика секуляризации? 2. Причины религиозной нетерпимости и экстремизма в современном мире 3.Какие религии являются культурообразующими? 6. Какие религии, по Веберу, формируют установку на господство над «внешним»? 7. Чем фанатизм отличается от убежденности? 8. Что такое «сакральное» и «профанное»? 9. Почему религии были и являются духовной силой доиндустриального общества? 10. Чем отличается научно-социологическое понимание духовности от его религиозного толкования? 11. Согласны ли вы с пониманием духовности в православии? Задания для самостоятельной работы Сравнительный анализ ценностных ориентаций различных конфессий Дайте определение светского государства. Каковы его отличия от теократического государства? Чем регулируются взаимоотношения государства и церкви в России? Литература: Основная: Религия / Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. С. 460-492 Социология религии / Маршак А.Л. Социология: учебное пособие – М.: Высшая\ школа, 2002. С.171-178 Дополнительная: Тема 8. Проблемы культуры в социологии духовной жизни 1. Культура как предмет социологического исследования 2. Культура как средство возвышения ценностей и преодоления интеллектуальной ограниченности 3. Роль культуры в формировании ценностного отношения к природе и обществу. Вопросы для обсуждения: 1. Культура как мера общественного прогресса и форма преемственности духовных ценностей 2. Проблемы сочетания мировой и национальной культур Задания для самостоятельной работы Сравните уровень материальной обеспеченности культурных и духовных потребностей в советском и современном российском обществе Литература: Основная: Культура/ Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1994 с.40-69 Культура и личность/ Там же. С.43-126 Социология культуры/ Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2002. С.377-402 Культура/ Кравченко А.и. Введение в социологию. – М.:Новая школа, 1995. С.32-55 Дополнительная: Культура и язык/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. = Екатеринбург: Деловая книга; М.: издательская корпорация «Логос», 1999. С. 158-181 Культура/ Основы социологии: курс лекций – М., 1993. С.149-210 Социология культуры/ Социология: учебник для вузов- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 190-201
Тема 9. Исследование эволюции и роли интеллигенции в социологии духовной жизни 1. Эволюция и роль русской интеллигенции в духовном возвышении общества 2. Исследования проблем интеллигенции как «пограничная» отрасль социологического знания 3. Исследования интеллигенции в рамках социологии духовной жизни 4. Источники пополнения интеллигенции. Самовоспроизводство интеллигенции Вопросы для обсуждения: 1. Политика властей в отношении интеллигенции на разных этапах развития нашего общества 2. Политические ориентации российской интеллигенции Задания для самостоятельной работы Используйте художественную литературу для социологического анализа положения интеллигенции в нашем обществе Литература: Основная: Социальное положение ученых России – М., 1995 Дополнительная: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки// Социс, 1996. № 6
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 171. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |