Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 10. Ментальные структуры общественного сознания
Понятие менталитета. Менталитет как специфический, устойчивый тип сознания социальных, национальных, религиозных структур. Социальная психология как общественное явление и наука. Психология социальных слоев, классов, групп. Психология коллектива и психология толпы. Социальный характер (Э.Фромм). Общественная память, социальные традиции, социальный опыт. Массовое сознание, его специфика и роль в обществе. Общественное мнение. Тема 11. Проблемы образования в социологии духовной жизни Становление социологии образования. Предмет исследования социологии образования. Задачи социологии образования. Система образования. Структура системы образования. Формы и уровни системы народного образования. Проблемы и перспективы развития системы образования. Эффективность и качество образования. Уровень знаний. Актуальные проблемы социологии образования. Противоречия в сфере образования. Поиск оптимальных путей развития образования. Тема 12. Проблемы развития науки и научного творчества в социологии духовной жизни Социология науки и ее связь с другими разделами науковедения (историей науки, философией науки, экономикой и организацией научной деятельности). Социологические исследования науки в работах Дж. Бернала, У.Ф. Огсборна, Т.Парсонса, Р.Мертона и др. Взаимоотношения науки и общества. Социальные последствия рыночных преобразований для развития науки. «Утечка мозгов» и мотивация этого процесса. Социальные проблемы организации науки. Проблемы реализации научно-технических достижений. Социальный климат науки. Тема 13. Проблемы культуры в социологии духовной жизни Культура как предмет изучения в социологии духовной жизни. Подходы к трактовке культурологических проблем. Становление предмета исследований культуры. Способы проявления культуры: культура как мера общественного прогресса; культура как степень воплощения гуманистических ценностей; культура как форма преемственности духовных ценностей. Связь культуры с творческой деятельностью Проблемы сочетания мировой и национальной культур. Материальная обеспеченность культурных и духовных потребностей. Духовные ценности как основная категория социологии культуры. Ценностные установки и их изменение. Ценностное отношение человека к природе и обществу. Эстетические параметры развития культуры. Типология культур. Отрасли культуры: политическая, профессиональная, педагогическая и др. Национальные и этнические типы культур. Формы культуры: народная, массовая, элитарная. Духовная и материальная культуры. Экономическая культура: культура производства, культура распределения, культура потребления, культура обмена, культура управления, культура труда. Политическая культура, ее содержание. Показатели уровни развития политической культуры в обществе, гражданские и политические права, парламентская и непарламентская лексика общения. Профессиональная культура. Уровень профессиональной культуры. Квалификация: формальная и реальная. Тема 14. Религиозная проблематика в структуре социологии духовной жизни Религия как социальное явление и объект социологического исследования. Социологические концепции религии Э.Дюркгейма и М. Вебера. Религиозное сознание и поведение как предмет исследования социологии духовной жизни. Религиозные отношения. Религиозные организации и институты. Уровни социологического изучения религиозности: теоретический и эмпирический. Религиозность. Уровень религиозности. Степень религиозности. Характер религиозности. Динамика религиозности. Состояние религиозного сознания. Религиозная группа (община, объединение верующих). Теория и практика секуляризации. Последствия вытеснения религии наукой, рациональным мышлением, светской этикой. Светское государство и религиозные конфессии: разграничение социальных функций. Закон о свободе совести. Сравнительный анализ ценностных ориентаций различных конфессий. Религиозно-духовная практика как фактор саморегуляции поведения человека. Причины религиозной нетерпимости и экстремизма в современном мире. Тема 15. Роль СМИ в духовной жизни информационного общества Виртуальные миры, формируемые средствами искусства и литературы и их воздействие на общественное и массовое сознание: современные тенденции. Глобализация виртуальной реальности в системе Интернет: природа новой реальности, ее возможности для развития личности человека. Соотношение глобальных и локальных духовных процессов. Возможные негативные последствия воздействия дальнейшей виртуализации на процессы социализации личности. Методы анализа деятельности СМИ6 формула Лассуэла. Анализ источников информации. Социальные причины дезинформации населения. «Информационная война»: цели и этапы. Тема 16. Исследование эволюции и роли интеллигенции в социологии духовной жизни Подходы к описанию интеллигенции. Исследования интеллигенции в отечественной и зарубежной науке. Исследования технической интеллигенции. Изучение проблем инженерного труда. Классификация интеллигенции. Источники пополнения интеллигенции. Социальные источники пополнения интеллигенции. Саморекрутирование интеллигенции. Самовоспроизводство слоя интеллигенции. Влияния экономических реформ на изменения в структуре интеллигенции. Функции и роль интеллигенции в обществе. Статусные позиции интеллигенции в обществе. Модели поведения в среде интеллигенции. Маргинальность русской интеллигенции. Экономическое положение интеллигенции в российском обществе. Интеллигенция как носитель культуры в российском обществе. Политика властей в отношении интеллигенции. Политические ориентации российской интеллигенции. Особенности сознания интеллигенции. Роль интеллигенции в общественных преобразованиях. Тема 17. Духовная жизнь молодежи и ее место в исследовательской проблематике социологии духовной жизни Молодежь как социально-демографическая группа. Молодежная субкультура: индикаторы и показатели ее состояния и развития. Качественные индикаторы состояния духовной жизни и культуры молодежи: затраты времени и денежных средств на удовлетворение духовных потребностей. Трудности социализации и социальной адаптации молодежи в эпоху перестройки и демократизации. Духовно-идеологические искания молодежи: интересы, основные ценности и нормы социального поведения. Перспективы развития духовной жизни молодежи, ее политических ориентаций, художественного вкуса и стиля повседневной жизнедеятельности. Тема 18. Современные тенденции в духовной жизни личности Переориентация духовной жизни от социоцентризма к человеко-центрическим достижениям. Коллективизм и индивидуализм в ценностно-нормативной ориентации личности в современной России. Образы человека в современной западноевропейской культуре как детерминанты стиля социализации личности. Личностно-ориентирующие координаты: коллективизм, индивидуализм, открытость переменам, консервативность по отношению к социальным изменениям, отчужденность и пр. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 164. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |