Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модуль 1. Древняя Русь и Московское царство в период зарождения и развития феодальных отношений в IX-XVII вв.




Целью изучения материала включенного в состав Модуля 1 является анализ основных закономерностей и особенностей развития Русского государства в феодальный период с IX в. по XVII в. В результате студент должен усвоить содержание понятий «средневековье», «феодализм», «новое время»; суть дискуссий о хронологических рамках средневековья, его внутренней периодизации, знать об основных тенденциях развития средневековой России. Студент должен иметь представление о происхождении славян, этногенезе восточных славян, их ранних политических объединениях; знать суть процесса формирования древнерусской государственности, тенденций, характерных для основных этапов его истории; роль норманнского влияния и современные трактовки «норманнского вопроса» («норманизм», «антинорманизм» в исторической науке); аргументировано обсуждать вопрос об особенностях общественно-политического и социального строя Древней Руси, о причинах и значении принятия христианства, о роли православия в формировании общенационального сознания русского средневекового общества, его влиянии на мировосприятие и этику человека. Представлять процесс эволюции восточнославянской государственности в XI – XII вв., социально-политических изменений в русских землях в XIII – XV вв.; проблему взаимовлияния Руси и Орды (влияние Золотой Орды на внутриполитические и социально-экономические отношения в русских княжествах, последствия геополитического отделения Руси от Западной Европы). В результате изучения материалов Модуля 1 студент должен объяснить, почему Северо-Восточная Русь стала центром формирования российской государственности. Почему Москва возглавила процесс объединения русских земель, каковы основные направления и этапы объединительной политики московских князей, в чем специфика формирования единого российского государства, как шел процесс формирования российского типа феодализма, сословной системы организации общества и каковы направления его эволюции, Как формировались предпосылки складывания самодержавных черт государственной власти, почему произошло возникновение официальных политических идей о Русском государстве как законном преемнике крупнейших мировых империй («Москва – третий Рим»). Материалы, вошедшие в состав Модуля 1, позволят выработать представления об особенностях общественно-политического устройства Московского государства в начале XVI в.; сути реформ 40–50-х гг. XVI века; представления о сущности, целях и последствиях опричнины (как системе внутриполитических мер); умение объяснить причины, суть, проявления и итоги «смутного времени»; четко обозначить основные направления политического и социально-экономического развития страны в XVII в. (усиление централизации государства и возрастание его роли, новые явления в хозяйственной жизни страны, социальные сдвиги, специфику социально-политических конфликтов). Предполагается знание дискуссии о генезисе самодержавия – специфической формы государственного устройства, отличия российского самодержавия от европейского абсолютизма.

В целом, результате изучения Модуля 1 студент должен уметь видеть специфику отечественной истории, логику ее развития в период средневековья в сравнении с историей других стран. Уметь построить свой ответ по одной из обсуждаемых тем на основе прочитанной научной литературы, уметь сопоставить точки зрения авторов разных школ на одну и ту же проблему.


Материалы для изучения:


Тема 1.

Формирование Древнерусского государства.

 

План:

  1. Происхождение славян
  2. Хозяйство и общественный строй
  3. Древняя Русь в эпоху первых русских князей.
  4. Принятие христианства.
  5. Образование Древнерусского государства и его историческое значение.

 

Литература:

120. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

121. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.

122. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975.

123. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963.

124. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII- XIII вв. М., 1993.

125. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987

126. Фроянов И.Я. Древняя Русь. М., Наука, 1980

127. Петрухин В.Я. Этнокультурная истории Древней Руси. М., 2004

 

 

1. Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достаточно полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни. Достоверно известно, что наши предки в I - VI вв. н.э. занимали обширные области Центральной и Восточной Европы. В трудах античных авторов - Плиния Старшего и Тацита (I в. н.э.)- сообщается о венедах , обитающих между германскими и сарматскими племенами. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, которые, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавин и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и "давлением" других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом. Ценнейшие сведения о славянах сообщает нам "Повести временных лет" (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую помещает в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с "вавилонским столпотворением", приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их "рассеиванию" по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - "волохов".

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: поляне , поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец; дреговичи - между Припятью и Западной Двиной; полочане - в бассейне р. Полоты; кривичи - в верховьях Волги и Днепра; радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода "ляхов" (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который "пришел и сел" на р. Соже ( приток Днепра) и Вятко - на р. Оке; ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р. Волхов; бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга; белые хорваты - в Прикарпатье; уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

О занятиях восточных славян известно, что осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, они несли с собой земледельческую культуру. Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие , основанное на использовании плуга с железным лемехом и тяглового скота.

Наряду с животноводством они занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством , бортничеством . Развиваются ремесла , которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля , развивающаяся как на Балтийско - волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути "из варяг в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

1. Общественное устройство восточных славян

Сложнее "реставрируются" общественные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (VI в.) пишет:

"Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща". Скорее всего речь здесь идет о собраниях ( вече ) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - "военных предводителей". При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины.

Таким образом, в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху "военной демократии", предшествующую образованию государства. Об этом свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. - Маврикием Стратегом, появление рабов из пленных, набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж предводителей и ускоряли складывание дружины, состоящей из профессиональных воинов, соратников князя.

Кроме того, происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща, приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями.

Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих "княженье". Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана . Скорее всего речь идет о славянах-волынянах (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в нач. VII в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании . Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй - с Новгородом или его более древним предшественником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо они представляли собой предгосударственные образования , включающие в себя по нескольку племенных союзов. Однако все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.

Итак, восточные славяне, сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций, т.е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и привело к образованию государства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...